6 апреля 2019 г.
Всего участников: 576
Репортаж
Репортаж
Для кого-то, может, весна – пора любви, пробуждение природы. А для учителей русского языка – сплошные проверочные, диагностические, предэкзаменационные… И, конечно, сами экзамены, которые приближаются неумолимо, словно гроза.
Особенно сложно педагогам, работающим в одиннадцатых классах. Ведь формат ЕГЭ в этом году существенно изменился, и приходится отказываться от привычного, разбираться в непонятном, чтобы потом хоть как-то помочь ученикам.
На лекциях, посвященных подготовке к последнему, самому сложному, заданию ЕГЭ (сочинение) в зале не то что не хватало сидячих мест – стоять было негде.
Ирина Геро, ведущий методист-редактор издательства «Национальное образование» (http://www.nobr.ru/), старалась подсказать коллегам, как научить выпускников видеть грань между пересказом предложенного текста (недопустимо! карается лишением драгоценных баллов!) и его интерпретацией и грамотным цитированием. Например, полезно перед тем как приступать к сочинению, ответить на несколько вопросов: от чьего имени ведется повествование (чтобы не спутать позицию героя и автора)? На что автор текста стремится обратить внимание читателя в первую очередь, и какими способами (приемами) он этого добивается?
Особую трудность, судя по вопросам учителей, вызывает у старшеклассников требование установить логическую связь между примерами из текста. Ирина Константиновна предложила целый список слов, словосочетаний, использование которых в сочинении поможет ребятам показать, что они видят эту связь, заодно логика выпускника станет явной для эксперта, а значит, удастся избежать напрасной потери баллов.
Наталья Сенина, начальник отдела русского языка и литературы издательства «Легион» (https://www.legionr.ru/), профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова, свою лекцию также посвятила новым алгоритмам подготовки к 27-му заданию ЕГЭ (сочинению). Она убеждала коллег, что не так уж радикально все изменилось. Если дети за 11 лет научились понимать проблематику текста и позицию автора, научились видеть причинно-следственные связи между высказываниями, им не так уж сложно будет написать текст в соответствии с экзаменационными требованиями.
В сущности, несмотря на сложность освоения нового формата, есть у него существенное преимущество: ребятам не придется больше использовать литературу в сугубо утилитарных целях. На читательский опыт, у кого он есть, по-прежнему не запрещается опираться. Но теперь есть не наказуемая потерей баллов возможность приводить в качестве аргументов научные факты, высказывания авторитетных для подростка личностей (исторических деятелей, актеров, политиков) или описывать собственный жизненный опыт, пусть пока и небогатый.
Большая часть «нового» сочинения связана с умением школьника анализировать, интерпретировать предложенный текст. Ради этого мы, собственно, и приучали его к чтению. Именно работе с текстом учитель сможет уделять больше внимания на уроках – на законных основаниях.
На примере реальных сочинений старшеклассников Наталья Аркадьевна вместе с залом старалась увидеть логику, личную позицию выпускника, прощая корявость стиля и досадные ошибки (еще есть время их исправить!). В то же время слушатели в очередной раз обратили внимание, как часто ребята не видят разницы между словами тема и проблема (а ведь это принципиально разные вещи: тематически текст, например, связан с войной, а вот проблема в нем ставится вполне актуальная и в мирное время), как часто вместо комментария предлагают пересказ.
Как объяснить ребенку, чем комментарий отличается от пересказа? Приучить его задавать себе несложные вопросы: как те или иные слова, поступки характеризуют героя? зачем автор обращает внимание читателя на ту или иную деталь?
Вообще Наталья Аркадьевна считает, что один из самых эффективных методов подготовки к сочинению – коллективное обсуждение текстов, совместный анализ композиции, авторских приемов, попытка общими усилиями восстановить авторскую логику.
Также опытный педагог постаралась развеять тревоги коллег. В частности, не нужно заставлять всех учеников использовать одинаковые формулировки (хотя некоторый запас клише не помешает). И количество абзацев не влияет на итоговую оценку.
Галина Егораева, руководитель департамента методологии АНО «Национальный центр инноваций в образовании» (http://нцио.рф/), также много внимания уделила разбору детских сочинений. Увы, далеко не всегда, наши подростки видят разницу между позицией героя и автора, считывают подтекст, а не только сюжетную канву. Особая проблема – назвать прием, при помощи которого автор вызывает у читателя то или иное эмоциональное переживание. И тут мало дать список терминов – важно, чтобы ребенок понимал, что стоит за умными словами, постепенно накапливал опыт узнавания.
В завершение дня своим личным опытом поделилась учительница, подготовившая в прошлом году несколько стобалльников, Светлана Михайловна Вовк, педагог высшей категории из подмосковной гимназии. Она считает, что высокие результаты ее учеников связаны как раз с тем, что она не натаскивает их на эти результаты, но из урока в урок развивает в детях способность понимать чужую речь (устную и письменную), выражать свое мнение (тоже и устно, и письменно). Следовательно, на уроке у детей должна быть возможность обсуждать, читать, писать самые разные по жанру тексты.
Что касается теоретических сведений, необходимых для сдачи экзамена, ученики следят за своими приращениями в этой области по кодификатору ОГЭ (ЕГЭ), начиная с 5 класса. Сначала огромный перечень выглядит пугающе. С каждым полугодием все меньше остается «белых пятен» в документе, все яснее дети понимают, как им спланировать свою работу для успешной сдачи экзамена.
Разумеется, не только подготовкой к ЕГЭ озабочены педагоги. Есть ведь еще и ВПР в средней школе. О них подробно рассказывала Жанна Ивановна Дергилева, учитель русского языка и литературы московской школы № 1409, автор учебных пособий по русскому языку издательства «Интеллект-центр» (http://www.intellectcentre.ru/). С ее точки зрения, важно научить подростков относиться к тестам как к логической задачке, помочь им освоить набор алгоритмов. С каждым годом тексты и тесты будут усложняться – так постепенно и до ГИА доберемся.
Кроме проблем насущных, сиюминутных, экзаменационных, педагогов волновали и стратегические задачи – изменения в программах, в учебниках. Была возможность задать вопросы авторам.
К примеру, УМК для 5–11 классов по русскому языку Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В., Нарушевича А.Г. представлял лично Андрей Георгиевич Нарушевич. Он обратил внимание слушателей на то, как много внимания в новых учебниках уделяется работе с различными источниками информации, в первую очередь – с электронными ресурсами. Привычное задание выделить в тексте ключевые слова приобретает для детей особый смысл. Оказывается, это то же самое, что формулировать хэштеги в публикациях, которые ребята размещают в социальных сетях.
Ребята должны чувствовать современную языковую реальность, но знакомиться и с традиционным словоупотреблением. Учителя в курсе, что знание орфоэпических норм, знакомство с синонимами и паронимами пригодится на экзамене. Но пока ребята просто с удовольствием читают интересные тексты в учебнике, выполняют игровые задания.
Кстати, даже для отработки орфографических или пунктуационных навыков учебник предлагает тексты увлекательные, способные заинтересовать современных детей.
Умение конспектировать, работать со схемами и таблицами ученикам тоже еще не раз пригодится, поэтому учебник планомерно развивает в детях соответствующие навыки.
Свои учебники и пособия для старшей школы представляли Валентин Львов, старший научный сотрудник лаборатории обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения РАО, (Издательство «Мнемозина» – http://www.mnemozina.ru/) и Наталья Егорова (Издательство «ВАКО» – https://www.vaco.ru/). Речь шла как раз о том, что подготовка к экзамену не единственная задача выпускника. Ему важно собрать, обобщить все изученное в средней школе, повысить свою реальную грамотность, обогатить запас лексики, стилистических средств, чтобы уметь адекватно выразить себя в слове, устно и письменно. Это важно для жизни, а не только для ЕГЭ.
О том, как по-разному можно использовать учебник на уроке, говорил в завершение дня Олег Бойцов, ведущий методист по русскому языку и литературе корпорации «Российский учебник» (https://rosuchebnik.ru/).
Для молодого учителя, для много болеющего ученика учебник – это букварь. Задание за заданием, правила, проверочные работы, ответы для самоконтроля – так постепенно осваиваются азы.
Порой учебник нужен учителю только как подспорье. Большую часть заданий и приемов педагог придумывает сам.
Хороший учебник может «работать» энциклопедией, благодаря которой ребенок начнет самостоятельное исследование, создаст свой проект (с помощью педагога, конечно).
Наконец, учебник может стать навигатором для выстраивания школьником своей индивидуальной образовательной траектории (помочь ему в этом – особый талант).
Хорошо, когда есть разные учебники с разными заданиями, рассчитанными на разных учителей, разных учеников.
Остается надеяться, что нам не придется возвращаться к единому учебнику, забыв про вариативность, индивидуальность, выбор...
Весна все-таки.
Людмила Печатникова