5 апреля 2018 г.
День учителя математики Программа дня
Всего участников: 405
Репортаж
Марафон учебных предметов–2018 уже успел собрать многих учителей, и вот теперь настала очередь преподавателей математики поговорить о своих насущных делах. Как и подобает математикам, они были конкретны, серьезны и лаконичны и прекрасно понимали друг друга.
Приближающийся ЕГЭ традиционно становится главной темой учительской братии. Но математики, несмотря на то, что их-то предмет один из главных на выпускных испытаниях, обсуждали предмет гораздо шире. Лекция «Современные подходы к результатам математического образования» – ее прочитал академик Алексей Львович Семенов – показала интерес педагогов к вопросу современных походов к результатам математического образования. Речь шла и о содержании школьного предмета, и о математике в реальной жизни. О желаемом синтезе предметов. О выходе за рамки традиционной математики. В предмете ведь, помимо математических миров, множество других. Например, психологические и логические. Алексей Львович рассказал, как он работает со своими учениками: любую задачу начинает с экспериментов и лишь потом переходит к теории. Семенов старается, чтобы математические задачи не были оторваны от реальности. Он привел пример придуманной в Бостоне задачи: «Алекс встал на электронные весы, они показали 58 кг. Потом он взял кота и взвесился вместе с ним. Вышло 62 кг. Сколько весит кот?». Правильный ответ у авторов задачи – 4 кг, но после обсуждения с коллегами на Марафоне стало ясно, что этот ответ очень условный. Если учесть, что электронные весы округляют показатели, то вес кота варьируется от 3 до 5 кг. Академик отметил важность нестандартности мышления, а значит и решения задач. И возможности двигаться – как слабым ученикам, так и тем, кто больше других способен к математике.
А успехов в математике не может быть без интереса к предмету. Это обсуждалось на лекции «Развитие интереса к математике» доцента СПб АППО, автора учебных пособий, руководителя проектов «МетаШкола» и «Математические каникулы» Елены Владимировны Смыкаловой. Она считает, что для успеха требуется две составляющие: повторение и обобщение существующих знаний, а также новизна содержания. В этом помогают созданные ею пособия, сочетающиеся со школьными учебниками. Автор предлагает добавлять нестандартные задачи и задачи повышенной сложности, содержащиеся в ее материалах, в учебный процесс: на уроках и в домашних заданиях. Дополнительные задачи дети могут делать по желанию, но за решенные задачи обязательно нужно поощрять. Например, баллами: пять выполненных задач – пятерка в дневник. Так делает сама Смыкалова. Еще хорошо, если раз в неделю 10 минут урока посвящаются дополнительным главам. А если просить ребят просматривать параграфы немножко вперед, материал ими проще воспринимается.
Учителя часто встречаются с тем, что в классе есть более одаренные дети и нельзя игнорировать их возможности. Авторы изданных корпорацией «Российский учебник» УМК по математике – доцент кафедры математического образования ИРОТ Ольга Викторовна Муравина и профессор Георгий Константинович Муравин рассказывали, как можно помочь таким ребятам с помощью интерактивного тренажера. Работа на тренажере строится через исследование, формирование гипотез и решения задач. Этот подход отослал к лекции Алексея Львовича Семенова, на которой он говорил буквально о том же.
Вызывающее особый интерес 19 задание ЕГЭ обсуждали отдельно, на примере экзамена 2016 года. Лектор Александр Александрович Прокофьев предлагал свою помощь в решении возникающих вопросов и дальше. Кандидат физико-математических наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова Валерий Семенович Панферов, продолжая тему экзаменов, рассказывал о дополнительном вступительном испытании по математике в главном вузе страны. Панферов обращал внимание на правильной постановке вопроса в задачах и логике обучения. В школах нужно уделять этому особое внимание, чтобы при поступлении у детей не возникало ни путаницы, ни ошибок. При подготовке к поступлению выпускники могут пользоваться специально опубликованными заданиями прошлых лет с ответами. Их Валерий Семенович подробно разобрал с коллегами.
Наталья Николаевна Хлевнюк, заместитель генерального директора издательства «Илекса» по научно-методической работе, отличник народного просвещения, победитель и призер творческих конкурсов учителей математики провела семинар «Математическая грамотность. Формирование и критерии оценивания». Она много говорила о важности заинтересованности ребенка в предмете, как способе мотивации. Наталья Николаевна рассказывала о проверенном ею способе структуризации знаний. Структуризация помогает слабым ученикам освоить математику. Ребенок лучше воспринимает и понимает, когда он видит взаимосвязь, сам сопоставляет и анализирует материал. Поэтому Хлевнюк рекомендует уделять особое внимание систематизации и связи математических понятий. Не менее важно, по ее мнению, знакомить школьников с фактами истории математики и с философско-математическими понятиями. И, конечно, говорилось о профилактике ошибок, их классификации, о прививании навыков самопроверки и о важности преемственности в младшей и средней школах. Таким образом, темы в День учителя математики для меня замкнулись, показав, что содержание школьного предмета математики и ее применения в реальной жизни нашим педагогам важнее, чем натаскивание детей на тестовые аттестации.
Ольга Хотимская
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии