29 марта 2018 г.
Всего участников: 464
Репортаж
Сегодня в МПГУ собрались люди, влюбленные в книги и старающиеся передать эту любовь подрастающему поколению: учителя литературы и библиотекари. Некоторые мероприятия Педагогического марафона знакомили педагогов с новинками современной литературы, интересным опытом коллег. А некоторые лекции были посвящены тому, как учителю справиться с необходимостью соответствовать меняющимся внешним требованиям.
На лекции «Современные формы итоговой оценки образовательных результатов обучающихся по литературе» профессор МПГУ Елена Ерохина помогала педагогам разобраться в огромном объеме документов, регламентирующих деятельность школьных учителей. По словам Елены Ленвладовны, учителя просто не в силах прочесть столько нормативных текстов, поэтому верят слухам и странным заявлениям случайных докладчиков. В результате предрассудки мешают преподавателям качественно готовить детей к экзаменам. Оказывается, если проанализировать итоги декабрьских сочинений одиннадцатиклассников за последние три года, придется с грустью констатировать, что работы становятся все более формальными и шаблонными. Да, выпускники научились точно выдерживать норму в 250 слов. Вот только что это за слова? Заранее выученные афоризмы и клише, пересказ готовых сочинений, которых в сети не перечесть. Вроде это шаг вперед – уже не примитивное списывание, но все же не самостоятельный текст. Наши выпускники не могут ответить на поставленный вопрос, не умеют рассуждать, доказывать (или не готовы делиться с нами своими мыслями). Их сочинения категоричны и бездоказательны. Почему же так получилось? Ведь дети явно не стали глупее. Учителя по каким-то причинам хуже учат, натаскивают на самые примитивные образцы? Что заставляет их так поступать? Никто в зале не задал такого вопроса. Учителя молча записывали цитаты из нормативных документов, комментарии профессионала к формулировкам заданий и критериев оценивания.
Лекция Ирины Минераловой, профессора МПГУ, тоже, в сущности, во многом была посвящена итоговой аттестации, к которой нужно готовить детей силами педагогов всей школы, начиная от преподавателей «началки» до учителей математики (которые «отвечают» за доказательства). Продолжая тему подготовки к экзаменам, Лариса Новикова, учитель русского языка и литературы московской гимназии № 201, член Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по литературе, сравнивала требования к экзаменационным работам по литературе в девятом (ОГЭ) и одиннадцатом (ЕГЭ) классах. Действительно, очень много общего, а значит, можно разумно и последовательно тренировать учеников. Важно лишь не пропустить последние изменения в критериях оценки развернутых ответов, в формулировках тем сочинения. «Загодя готовимся к зиме», – напутствовала коллег Лариса Васильевна. Впрочем, новшества не всегда осложняют работу педагога. Порой, напротив, освобождают время для диалога с детьми, творческих проектов. Особенно если освоишь современные технологии.
Марина Виноградова, руководитель проекта «Аверс: Библиотека», убедила зал в том, что в библиотеке будущего сотрудники будут избавлены от рутинных обязанностей. Несколько нажатий кнопки – и юный читатель сам запишет на свой электронный формуляр выбранную книгу. Компьютерная система автоматически создаст все необходимые отчеты, отследит «должников», а еще подскажет, какие книги предпочитает тот или иной читатель. Чем же займется библиотекарь? Педагогической работой. Например, работой над коллективными проектами, в которых примут участие и школьники, и местные музеи, и даже СМИ. Именно о таком замечательном опыте рассказывали Людмила Сухова, библиотекарь из Сергиева Посада, а по совместительству – заместитель главного редактора журнала «Библиотека в школе», и ее коллега Марина Резванова, заместитель директора сергиево-посадской гимназии № 5.
Интересными методическими находками делилась на своем семинаре «Учимся думать на уроках литературы. Виды заданий и формы учебной деятельности, развивающие навыки самостоятельного мышления учащихся» Светлана Красовская, методист лицея НИУ ВШЭ. Светлана Игоревна рассказала, как она проводит в 5 классе занятия по стихам Бунина «Густой зеленый ельник у дороги» и Усачева «Верблюды» в рамках темы «Люди и звери». Умело поставленные вопросы помогают ребенку научиться наблюдать, сравнивать. Учитель не сообщает ученику, что он должен понять или почувствовать. Юный читатель приходит к собственному прочтению, формирует собственное мнение. К чему приводит вражда? Как справиться с чувством вины? Вообще поэзия – прекрасный повод для важных разговоров. К тому же она прекрасна сама по себе. Об этом шла речь на лекции Олега Федотова, профессора МПГУ: «Концерт для смысла с оркестром» (К изучению стихосложения в школе). Предложенные материалы (их можно найти на сайте shkolapoezii.ru), статьи, информация о конкурсах, диалоги единомышленников, подойдут, в первую очередь, для желающих организовать в школе поэтическую студию. Большую часть времени Олег Иванович посвятил стихам Пушкина, одного из самых значимых для нас авторов.
О том, как работать в средней школе с произведениями нашего великого классика рассказывала и Татьяна Смирнова, директор православной школы «Образ», в соавторстве с Александром Архангельским написавшая УМК «Литература» 5–9 классы. Этот учебник помогает вести уроки так, чтобы классик оставался для подростков живым и современным. Конечно, не только классикой ограничивается круг чтения современных детей. Литературный критик и педагог Ксения Молдавская постаралась познакомить аудиторию с новинками детской литературы. Оказывается, с учениками стоит читать и комиксы, и коротенькие занимательные истории (серия «Такие вот истории» Издательского Дома Мещерякова: книги Николая Назаркина, Елены Усачевой, Павла Калмыкова), и веселые стихи (серия «Пестрый квадрат» издательства «Эгмонт»: книги Артура Гиваргизова, Марины Бородицкой, Михаила Яснова, Тима Собакина). Подросткам придется по душе повесть Павла Калмыкова «Ветеран Куликовской битвы» (серия «Город мастеров» издательства «Эгмонт»). Словом, есть, что выбрать, на любой возраст и вкус. А чтобы не запутаться с поиском подходящей книги, стоит полистать «Книгу как лекарство для детей» (авторы – библиотерапевты Элла Берту и Сьюзен Элдеркин, издательство «Синдбад»).
Писатель и библиотерапевт Николай Назаркин познакомил зал с новейшими исследованиями ученых, которые все пытаются понять, как книги влияют на наш мозг. Оказывается, триллеры и комедии повышают его активность, а вот романтические истории, напротив, расслабляют и успокаивают читателя. Важна и форма книги. Только не стоит противопоставлять друг другу традиционные бумажные и цифровые издания. У бумажной книги свои преимущества (возможность подержать в руках увесистый том, провести пальцами по шершавой или глянцевой странице), у электронной – свои (благодаря доступу в интернет, можно мгновенно узнать значение непонятного слова, любую другую необходимую информацию, не отвлекаясь от чтения). Честно говоря, странно было наблюдать: пока педагоги обсуждают уроки, проекты, книги, они говорят о творческих, увлеченных, талантливых учениках. Но стоит учителям заговорить об экзаменах и стандартах, сразу начинаются сетования на косноязычных, нечитающих, лукавых и ленивых детей. Может, что-то не так с нашими экзаменами и стандартами? Возможно. Зато ученики и педагоги по-прежнему прекрасны.
Людмила Печатникова