Рейтинг@Mail.ru

26 марта 2018 г.

День учителя начальной школы (день 1-й)  Программа дня

Всего участников: 610

Репортаж

Сегодня на педагогическом марафоне – день Супермена, то есть учителя начальной школы. Пожалуй, только супермен может сочетать в себе все качества и справляться со всеми задачами, которые выпадают на долю современного учителя «началки». Да и дети им достаются особые.


– Нам выпало учить детей поколения Z, рожденных после 2003 года. Это совершенно особое поколение, – так начала свою лекцию «Практика отработки навыков чтения от простого к сложному и диагностика читательской грамотности у учеников начальной школы» Александра Рифовна Турусова, учитель начальных классов московской школы № 1208. Поколение Z – это дети Интернета, неограниченных информационных потоков, планшетов и 3D-реальности. Они общительны, но выражают свои мысли при помощи мемов и картинок, а устная монологическая речь для них трудна. Они интересуются естественными науками и техникой, но не способны усидеть три минуты над одним делом. А мы идем их учить, подчас вооруженные только статичными картинками учебника и черной доской с белым мелом! Но даже если все обстоятельства против нас, ребенка можно увлечь чтением – например, при помощи нового учебника издательства «Экзамен». Его структура учителю не совсем привычна: на каждой странице путь от самого простого слова («Ай», «Аист») к более сложным («Арина», «Артист»), а потом еще сложнее («Апельсин», «аплодировать»). Именно благодаря постепенному и наглядному усложнению слов ребенок может сам войти в грамматику русского языка, сразу понемногу погружаются и в фонетику, и в морфологию, и в синтаксис. Хороший опыт – назначать в классе дежурного по толковому словарю, который всю неделю будет искать незнакомые слова в словаре и зачитывать перед классом. Так все мало-помалу научатся работать со словарем.

Традиционно, многие педагоги пришли на встречу с завсегдатаем марафона – доктором педагогических наук, руководителем Центра начального образования ИСРО РАО Натальей Федоровной Виноградовой. На этот раз она вместе с коллегами рассказывала о результатах, которых нашим учителям удалось достичь в области формирования функциональной грамотности младшего школьника. Обсуждая результаты PIRLS в 2016 году, спикеры похвалили детей и педагогов: ситуация с чтением у нас по-прежнему вполне благополучная. Только 1 % учащихся продемонстрировал низкий уровень по чтению, 26 % детей показали высший уровень, 44 – высокий. Однако Наталья Федоровна не позволила учителям почивать на лаврах: – Да, верно, все умения, которые можно измерить и стандартизировать, развиваются хорошо, и мы не теряем от цикла к циклу. Но позвольте говорить честно и жестко: мы успешны на международной арене не потому что мы сильны, а потому что другие еще слабее. У нас масса проблем с чтением и точно есть над чем работать. Наши дети невнимательны к смыслам, с трудом обобщают информацию, не слишком внимательно читают условия заданий, не готовы вести полноценный диалог. – Знаете, мы выдумали такую своеобразную форму беседы, когда учитель на уроке увлеченно разговаривает с одним учеником, а остальные спокойно занимаются своими делами. Иногда мы называем это диалогом – но, поверьте, это не диалог, – подчеркивает Виноградова, – Диалог – это сложнейшая форма общения, и с такой вот беседой не имеет ничего общего. В основе диалога всегда лежит провокация: проблема, острый вопрос, неоднозначная ситуация, вызов. Если мы предлагаем детям побеседовать на тему, в которой нет провокации, значит, мы создаем только иллюзию диалога. Вообще, провокация – ключевой рабочий инструмент хорошего педагога, считает Наталья Федоровна. Именно она позволяет создать условия, в которых ребенок начнет применять полученные знания, находить в себе импульс к самостоятельной, осмысленной деятельности, даже расти в нравственном плане: – На уроках ОРКСЭ можно сколько угодно говорить о достойном поведении и помощи ближнему, а вот уберите из фойе одну скамейку, чтобы не всем детям хватило места для переодевания! Вот тогда и посмотрим, насколько они готовы актуализировать свои знания!

Очень оживленно прошла лекция кандидата психологических наук, практикующего нейропсихолога Ирины Игоревны Праведниковой, посвященная методам коррекции трудностей понимания смысла прочитанного у детей. Нейропсихологические методы простираются гораздо дальше дежурной рутины: здесь много мелкой моторики, простых задач, языковых игр, из которых складывается умение понять текст. Разобрали вместе со специалистом упражнения для понимания логико-грамматических конструкций: вроде все не ново, но почему же мы так редко используем эти старые добрые задачки? Что было сначала, а что потом; какие определения подходят к каким словам; кто из трех детей самых старший, что посадили сначала – репу или морковь… Собрать рассыпанные предложения, сложить пирамиду из пословиц со схожим смыслом – и ничего, что некоторые пословицы приходится читать вверх ногами. Так даже интереснее, и для мозгов полезно. – Мотивация как раз рождается в лобных долях. Вот сидишь ты дома, ничего не хочешь, лень двинуть ногой. И вдруг звонит подруга, предлагает встретиться – и вас уже тянет встать с дивана. Вот то же и с ребенком: ему с вами все время должно быть весело, прикольно, чтобы хотелось встать и что-то начать делать. Что именно делать – потом придумаете! Как только публика стала выражать первые признаки усталости, Ирина Игоревна провела настоящий мастер-класс на развитие внимания, в основе его – игра с кумулятивным сюжетом: – Так, дети, правила такие! Когда я делаю руками такое движение, вы хлопаете один раз в ладоши. Пробуем… Справились! Теперь добавляем еще одно действие: когда я поднимаю руку – вы говорите: «Муть какая!». Поиграв буквально минуту, учителя с удивлением заметили, что им действительно стало веселее и захотелось «встать с дивана». Успешная учеба и социализация невозможна без развития эмоционального интеллекта: об этом напомнили педагогам Илья и Александра Бобовские, авторы и составители проекта «Монсики». Эти загадочные рисованные твари, оказывается, призваны помочь ребенку научиться распознавать чувства, свои и окружающих, развивать эмоциональный интеллект, а учителю – конструировать вовлекающие занятия и использовать драматургические приемы в образовательном процессе.

И первым вовлекающим занятием стала «эмоциональная» зарядка: под веселую речевку учителя со смехом хмурились, удивлялись, стеснялись, топали ногами – почти так же хорошо, как дети. А драматургия началась тогда, когда группам учителей было предложено нарисовать на доске своего персонажа-монсика, придумать ему биографию, отличительные особенности и характер. Непростая задача, но почти все справились достойно. Более серьезный разговор вела с участниками марафона профессор Рауза Шамилевна Мошнина, заведующая кафедрой начального образования АСОУ. Речь шла о компетентностном подходе в начальном образовании, а точнее – о роли ФГОС, которая часто остается «за кадром» – Стандарт, по которому мы сейчас работаем, который обсуждаем и модернизируем, призван не столько реформировать образование, сколько изменить российское общество в целом. От того, как мы с вами сработаем в начальной школе, зависит то, в каком обществе вы встретите свою старость, – подчеркнула Мошнина. Ничего не скажешь, мотив для трудовой деятельности действительно серьезный. А начинать, как всегда, придется с себя. В 21 веке от выпускников школ требуется инициативность, проактивность – а мы продолжаем жить под девизом «инициатива наказуема». Ценится способность находить нестандартные решения – а мы стандартизируем все и сразу, с первого учебного дня. Сейчас в порядке вещей смена профессионального пути и готовность обучаться в течение всей жизни – а в нас с детства засела привычка: выбрал призвание, значит, держись до конца, а иначе ты неудачник. – Наша главная задача – воспитать таких людей, которые нацелены не делать, а сделать. Не находиться в состоянии бесконечной активности, а достигать результата. И кажется, мы наконец-то нашли, как поменять содержание образования и технологию обучения, чтобы учитель сам стал таким «деятелем совершенного вида» – и учил этому детей. Изюминкой дня стало выступление доктора педагогических наук, директора ХороШколы Елены Игоревны Булин-Соколовой. Тема лекции – «Персонализированное компетентностное образование в начальной школе» – для многих педагогов государственных школ звучит как научная фантастика. Однако, опыт Финляндии, Великобритании, Германии и самой ХороШколы показывает: да, возможно и такое. Чтобы допустить возможность такого образования, воскрешаем в памяти «подход лесенок» К. Бакли. Представьте себе, что каждый ребенок «прокачивает» свои знания и навыки в тех областях, в которых ему сейчас удобно. На каждую тему тратит столько времени, сколько ему нужно, а не столько, сколько определено госпрограммой. Допускает замедление на одной лестнице, чтобы стремительно взбежать по другой. Что же получается? С точки зрения привычной системы – бардак, с точки зрения результата – осмысленное и мотивированное обучение. – Согласитесь: когда мы делаем вид, что весь класс марширует в едином темпе и синхронно осваивает ту или иную тему – это чаще всего лицемерие, – прямо заявляет Елена Игоревна, – Всегда есть дети, которым надо побыстрее бежать дальше, и дети, которым надо чуть подольше посидеть именно на этой теме. Бывает, что отстающие, когда им надоест отставать, перешагивают через сложное и стремительно идут вперед. – Нам все время кажется, что если ребенка не перемещать насильно вверх по программе, не подстегивать и не тащить на аркане, то он так и застрянет на своей теме. Да нет же, ни на чем он не застрянет, ему всегда будет чем заняться! Понятно, что и роль учителя в таких условиях кардинально меняется: – Если учитель стоит над ситуацией, за всем процессом следит сверху, если он носитель авторитета и единственный сценарист урока и всего учебного процесса, то присвоение учащимся цели происходит медленно и неэффективно. Ведь возможна другая система отношений, в которой дети и взрослые договарива.тся о целях, правилах, обсуждают, голосуют, формируют свою активную позицию. Так растут люди, которым нужно учиться, они мотивированы обучаться и повышать свой уровень. И, да, такой осознанности можно достичь и с пятилетними детьми. Скепсис многих слушателей рассеялся, когда оказалось, что подобная система жизнеспособна и в государственной российской школе – например, в школе ОРТ № 550 Санкт-Петербурга. Конечно, к ребенку, который учится в таком режиме, нужно особое внимание – тот самый индивидуальный подход, готовность учителя, а лучше и тьютора, готового разговаривать с ним, советовать, возиться с его личными потребностями… Но и результат стоит затраченных сил. Теперь дело за малым – найти в себе эти силы, хоть немного. Но ведь на то мы и супермены!

Александра Чканикова


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Издательство «Экзамен»

Лекция

Практика отработки навыков чтения от простого к сложному и диагностика читательской грамотности у учеников начальной школы

ТУРУСОВА А. Р., учитель начальных классов ГБОУ школа № 1208 г. Москвы имени Героя Советского Союза М.С. Шумилова, автор учебных пособий по литературному чтению


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Формирование функциональной грамотности младшего школьника в свете российских и международных исследований: достижения и трудности

Часть 1

ВИНОГРАДОВА Н. Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО;
РЫДЗЕ О. А., к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
КУЗНЕЦОВА М. И., д.пед.наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ИСРО РАО


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Итоговая аттестация ‒ результат взаимодействия учителя с учеником по достижению планируемых результатов

МИШАКИНА Т. Л., отличник народного просвещения,Заслуженный учитель РФ, Лауреат конкурса «Грант Москвы в области наук и технологий в сфере образования»


Издательство «СМИО Пресс»

Лекция

Внеурочный литературно-математический курс «От мифа до фентези». Использование дидактических пособий на уроках русского языка и математики

ПОЛНИКОВА М. Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Издательство «Айрис-Пресс»

Лекция

Нейропсихологические методы коррекции трудностей понимания смысла прочитанного у детей

ПРАВЕДНИКОВА И. И., к.психол.н., практикующий нейропсихолог, руководитель нейропсихологического центра «Фэмили»


 24340%
 12420%
 447%
 6410%
 14123%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Издательство «Экзамен»

Лекция

Методика и практика обучения младших школьников работе с текстом и написанию сочинений разных жанров

ПТУХИНА А. В., методист редакции дошкольного образования издательства «Экзамен», автор учебных пособий


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Формирование функциональной грамотности младшего школьника в свете российских и международных исследований: достижения и трудности

Часть 2

ВИНОГРАДОВА Н. Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО;
РЫДЗЕ О. А., к.п.н., старший научный сотрудник Центра начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО»;
КУЗНЕЦОВА М. И., д.пед.наук, ведущий научный сотрудник Центра начального общего образования ИСРО РАО


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Компетентностный подход в начальном образования

МОШНИНА Р. Ш., к.п.н., профессор, зав.кафедрой общеобразовательных дисциплин АСОУ


Издательство «Просвещение»

Мастер-класс

Вовлекающее обучение: основы драматургии, как важный инструмент организации образовательного процесса. Практика создания вовлекающих занятий

БОБОВСКИЙ И. С., руководитель по развитию проектов ООО «Монсики»;
БОБОВСКАЯ А. А., ведущий специалист по развитию проектов ООО «Монсики»


Лекция

Персонализированное компетентностное образование в начальной школе

БУЛИН-СОКОЛОВА Е. И., д.п.н., директор ХороШколы


 15327%
 13724%
 6311%
 15227%
 6111%
13:45 – 15:00

Издательство «Экзамен»

Лекция

Особенности подготовки к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, математике и окружающему миру в 4-ом классе. Из опыта работы учителей начальных классов

ОЖОГИНА Н. И., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, ГБОУ «Школа Марьина Роща им. В.Ф.Орлова», г. Москва, член совета Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы, автор учебных пособий для подготовки к ВПР по русскому языку;
ТАРАСОВА А. В., учитель начальных классов высшей квалификационной категории, ГБОУ «Школа № 1474», г. Москва, член Ассоциации учителей начальных классов г. Москвы, эксперт материалов участников Приоритетного национального проекта «Образование», автор учебных пособий для подготовки к ВПР по русскому языку


Корпорация «Российский учебник»

Лекция

Работа с текстом: от предметных действий к универсальным

КАЛИНИНА О. Б., заслуженный учитель РФ, лауреат Премии мэра Москвы, автор учебников, методических и дидактических материалов, предметная линия «Русский язык» УМК «Планета знаний»


ООО «Научные развлечения»

Лекция

Мотивирующая интерактивная среда с использованием цифровых лабораторий в начальном образовании

РЫЖЕНКОВ А. В., методист фирмы «Научные развлечения»


Издательство «Просвещение»

Семинар

Миссия педагога как носителя ценностей отечественной культуры и ее реализация на основе УМК системы «Перспектива»

НОВИЦКАЯ М. Ю., к.филол.н., автор учебников и учебных пособий по окружающему миру УМК «Перспектива», учебных пособий по народоведению


Лекция

Кооперативные задания в алгоритмике и олимпиадах по программированию в младших классах

ЛЕОНОВ А. Г., проф. МПГУ, в.н.с. мехмата МГУ, зав.секторами ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН


 14525%
 18733%
 14225%
 5510%
 437%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии