Рейтинг@Mail.ru

21 апреля 2017 г.

День учителя ОРКСЭ  Программа дня

Репортаж

Предмет, изучающий основы религиозных культур и светскую этику, появился в школе не так давно. И требования к преподавателям этой новой дисциплины сегодня все еще обсуждаются. Вопрос о том, кто наилучшим образом сможет донести до учеников столь сложное содержание, был актуален и на Марафоне наряду с содержанием курса и дидактическими инструментами.

Ольга Янушкявичене, профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктор педагогических наук, доктор физико-математических наук на лекции «Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка» подчеркнула, что учителю лучше обращаться к темам, которые ему близки и понятны, трогают его самого: «Лучше не говорить о том, чего ты не чувствуешь, не знаешь, не любишь». Кроме этого, она рассказала об опыте воспитания нравственности у детей всех школьных возрастов. В частности, о том, как помочь ребенку осознать свои поступки и побудить к размышлению. На лекции прозвучали рекомендации, как эффективнее работать с методическими пособиями.

Обсуждение содержания курса и методики преподавания стало еще одним направлением работы участников Марафона. Андрей Кулаков, старший научный сотрудник Федерального института развития образования на лекции «Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе» говорил, в частности, о проблемах преподавания. Например, о том, как трудно учителю не акцентировать точку зрения собственной культуры. В качестве иллюстрации ведущий привел примеры различного взгляда разных культур на одни и те же события. Это нужно учитывать, соотносить аргументацию на уроке со средой, где выросли дети.

В то же время, вольно или невольно, мы говорим о других культурах интереснее, свободнее, чем о своей, с ней мы ведем себя осторожнее. Это, видимо, облегчает выполнение одной из задач курса ― передавать ощущение восторга, красоты. Чтобы красоту, такую разную в разных культурах, могли воспринимать дети. Чтобы почувствовали, как интересен мир, научились получать удовольствие, расширять эстетическое восприятие. Для этого и сам урок должен быть красивым.

Кроме того, по мере погружения в материал дети учатся принимать другие культуры, взгляды, уважать обычаи. Педагоги должны подготовить учеников к пребыванию в других странах и культурах, где нужно вести себя деликатно, чтобы адаптироваться в чужой среде.

Встречу с религией необходимо рассматривать в нескольких аспектах. Например, как реагировать на вступление подростка в секту. Или даже на проявления квази- и псевдорелигии, признаки которых можно найти в современной жизни ― от сетевого маркетинга до фанатичных групп здорового питания. В них немало сектантских признаков, видеть которые необходимо уметь и учить этому детей.

Однако к концу лекции разговор вновь вернулся к прекрасному. Участники Марафона услышали музыкальный отрывок и были вовлечены в короткое обсуждение: что можно сказать о стиле, принадлежности к культуре, какая идея заложена в строгости исполнения. Этот короткий диалог стал примером того, как можно работать с художественным произведением на уроке.

Тему красивого урока продолжил Борис Малышев, старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук, на лекции «Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля "Основы мировых религиозных культур" в начальной школе». Он показал, как можно иллюстрировать материал урока, при этом используя не только бумажный или электронный носитель. С объектом надо соприкасаться вживую: услышать, увидеть, ощутить атмосферу. Педагогам были предложен обзор объектов с комментариями: история создания, особенности архитектуры, чем они могут заинтересовать школьников.

В завершение дня участники Марафона познакомились с практическими разработками и рекомендациями на лекции с элементами мастер-класса «Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта "Урок в Москве"». Методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы Татьяна Комарова представила коллегам варианты заданий и упражнений для самопроверки. Интерес аудитории вызвали разные формы и элементы урока: задачи, побуждающие к самостоятельному поиску информации, анализу, коммуникации, выработке своей точки зрения, тестовые задания. Ведущая обратила внимание на такую современную форму как образовательный кейс: ситуация, для выхода из которой дети ищут пути самостоятельно. В этом случае интересен и важен сам подход: творческий, практикоориентированный, ситуативный.

Остается надеяться, что на уроках ОРКСЭ подобный подход будет применяться как можно шире.

Елена Куценко


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Преподавание основ православной культуры и становление личности ребенка

ЯНУШКЯВИЧЕНЕ О. Л., профессор кафедры общей и социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, д. пед. н., д. физ.-мат. н., автор комплекта учебных пособий по основам православной культуры для начальной школы, автор учебника «Основы православной культуры» для 4-го класса издательства «Русское слово»


Лекция

Особенности преподавания модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе

КУЛАКОВ А. Е., старший научный сотрудник Федерального института развития образования, автор учебников «Религии в России», «Религии мира» издательства АСТ


Лекция

Использование авторских учебно-методических комплектов «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» на уровне основного общего образования

ШЕВЧЕНКО Л. Л., профессор кафедры педагогики Московского государственного областного университета, д. пед. н., автор УМК «Православная культура» издательства «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»


11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Лекция

Союз основ православной культуры и светской этики

ВЛАДИМИРОВ А., протоиерей, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


Лекция

Использование культурно-образовательных ресурсов Москвы в преподавании модуля «Основы мировых религиозных культур» в начальной школе

МАЛЫШЕВ Б. А., ., старший преподаватель центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, канд. ист. наук, лиценциат истории Церкви


Лекция

Преемственность и системность в использовании учебно-методических комплектов «Истоки» в рамках изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

КАМКИН А. В., заведующий кафедрой теории и истории культуры Вологодского государственного университета, д. ист. н., профессор, автор учебного курса «Истоки»;
КУЗЬМИН И. А., главный редактор издательского дома «Истоки», автор и руководитель программы «Социокультурные истоки»


13:45 – 15:00

Лекция с элементами мастер-класса

Методические особенности преподавания основ православной культуры как культурологического курса

ВАСЕЧКО Ю. С., религиовед, соавтор УМК по Основам православной культуры, методист ГМЦ ДО Москвы


Лекция с элементами мастер-класса

Технологии конструирования и проведения уроков ОРКСЭ в рамках городского культурно-образовательного проекта «Урок в Москве»

КОМАРОВА Т. В., методист Городского методического центра Департамента образования города Москвы


Лекция с элементами мастер-класса

Использование активных форм образовательной деятельности в рамках изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

ПОТАПОВСКАЯ О. М., старший научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


15:00

Закрытие дня