21 апреля 2017 г.
День учителя немецкого языка Программа дня
Всего участников: 152
Репортаж
В этом году педагогический марафон завершился днем учителей немецкого языка. Предмет, которому зачастую приходится находиться на вторых ролях после английского, остается увлекательным, сложным и перспективным: недаром в последнее время стало престижно сдавать ЕГЭ по немецкому языку.
Доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка Института иностранных языков МПГУ Валерий Шувалов прочел лекцию «Лингвострановедческий материал на уроках немецкого языка как средство развития языковой компетенции учащихся». Опыт преподавания страноведения третьекурсникам педвуза оказался вполне применимым к средней и старшей школе. Например, чтобы знание о германоязычной культуре было полным, не стоит ограничиваться только лишь историей и культурой Германии: профессор взял за правило говорить и о Швейцарии, и об Австрии, тем более что эти государства сами признают свою тесную культурную связь с Германией.
Что касается культуры, то она очень своеобразна. В частности, немецкая литература более тяжеловесна и философична, даже кое-где суховата, по сравнению с французской или итальянской.
― На уроках домашнего чтения студенты всегда удивляются: почему те, кто учит другие языки, читают более легкие и увлекательные книги? А просто немцы в душе ― глубокие философы и гордятся этим. Вспомнить хотя бы Ницше, Шпенглера, Ясперса, трактаты Гете.
Интересное замечание: на уроках иностранного языка мы часто увлекаемся фундаментальными культурными особенностями, при этом забываем рассказать о простых мелочах. Например, о том, что в Германии неделя начинается с воскресенья, а не с понедельника; что в архитектуре отсчет этажей идет не с первого, а с нулевого. Самое главное ― помним ли мы о том, что четверка и пятерка в немецкой школьной системе ― не похвала, а позор? Рассказывая о таких бытовых нюансах, мы помогаем детям учить язык ― исключаем непонимание некоторых семантических аспектов.
Презентацию новой серии учебников немецкого языка для 2-11 классов «Спектр» провели автор серии Наталья Артемова и соавтор, учитель московской школы № 1249 Татьяна Гаврилова. Учебники разработаны для общеобразовательных школ, однако в полной мере соответствуют принципам развивающего обучения системы Занкова. Материал подается на высоком уровне сложности, но педагогов это должно не пугать, а радовать:
― Человек развивается только тогда, когда ему нужно за чем-то тянуться. Если трудностей нет или они слишком дозированы, человеку становится неинтересно работать. А способность преодолевать трудности воспитывается только чувством собственного успеха, ― объясняет Артемова.
Главная особенность учебника для начальной школы ― активное использование игровых форм работы. Например, игра Rate-mal-Spiel: ученик загадывает предметы из школьных принадлежностей, а остальные дети отгадывают. При этом мы тренируем грамматику: порядок слов в вопросительном предложении, неопределенный артикль, построение отрицательного ответа, плюс отработка лексики по теме. Пантомима: один показывает, остальные отгадывают. Отрабатывается речевой образец с глаголами в перфекте, построение отрицания с глаголом.Бинго: идеально для заучивания большого объема лексики, например, в темах «Одежда», «Мебель», «Город». Чтобы учить слова в игре, в рабочей тетради к учебнику даны разрезные карточки с красивыми иллюстрациями.
Еще одна забавная черта учебника: здесь повсюду используются разные мнемонические техники. Например, каждому из трех родов присваивается цвет. В рабочей тетради рисунки с изображением предметов даются контурами, а дети раскрашивают их нужным цветом и запоминают род существительных.
Издательство «Просвещение» радовало педагогов воодушевляющими темами выступлений. Первая тема: «Учить немецкому языку стало интересно: издательство «Просвещение» представляет новую линию УМК «Вундеркинды Плюс» для 2-11 классов».
Линия учебников за авторством мультипликатора Гете-Института в Москве, члена Президиума ассоциации учителей немецкого языка г. Москвы Ольги Захаровой ― действительно долгожданна. Во-первых, в нее включен учебник для 2-4 классов профильной школы: до сих пор у нас не было сильного учебника по немецкому языку для началки. Во-вторых, учебник для пятого класса, который многие считали слабым и несбалансированным, авторы тотально переделали, доведя до требуемого высокого уровня. В-третьих, каждый учебник был написан при содействии экспертов Гете-Института. Все учебные тексты были написаны носителями языка, которые к тому же имеют представление о реалиях российской школы.
В ходе презентации педагоги увидели, что учебник в равной мере удобен детям и педагогам, а еще его можно использовать как в общеобразовательной, так и в профильной школе.
Самое главное: буквально на каждой странице учебников есть задания, которые готовят к ЕГЭ. По словам экспертов, не сдать экзамен просто невозможно, даже если вы просто работаете по учебнику в обычном режиме.
В основу учебников для средней школы лег принцип сторителлинга: вереница историй, которые происходят с героями в разных регионах России и Германии. Они пишут блог о своих путешествиях, а дополняют их истории очень живые иллюстрации.
Еще одна воодушевляющая лекция ― «Лайфхаки для учителей, чьи старшеклассники мечтают сдать ЕГЭ по немецкому языку на 100 баллов». Прочла лекцию Софья Фурманова, кандидат филологических наук, руководитель рабочей группы по немецкому языку федеральной комиссии по разработке КИМов ЕГЭ по иностранным языкам. На этой лекции собралось очень много слушателей: видимо, учителя немецкого отлично умеют мечтать.
Новое пособие «Я сдам ЕГЭ» по немецкому языку уже поступило в продажу. Это объемистое издание, настоящий двухтомник для подготовки к экзамену. По словам Фурмановой, больше никаких тайн и секретов в содержании экзамена не осталось. Теперь и дети, и учителя, и родители узнают все до малейших тонкостей. Осталось только одно: трудиться и стараться.
Это пособие эксперты расценивают и как действенный инструмент, и как доступную инструкцию по сдаче экзамена, и как справочник (хоть современные дети и умеют отлично искать информацию, но вот качественную языковую информацию так просто не нагуглишь). Кроме всего прочего, это книга психологической помощи: в ней много обращений к учителям и учащимся. По мнению авторов, учитель должен снять напряжение, успокоить ученика, который готовится к ЕГЭ, нацелить его на спокойное обучение языку.
― Но градус напряжения снимается не аутотренингом и не поглаживаем по головке, а планомерной, спокойной, систематической работой над материалом.
День окончился лекцией профессора кафедры немецкого языка Института иностранных языков МПГУ Ирины Шиповой. Она рассказала о функциях аутентичного художественного текста в формировании мотивации к изучению немецкого языка на материале романа В. Херрндорфа «Гуд Бай, Берлин». Современная немецкая литература очень интересна, но далеко не все можно читать с детьми ― а читать необходимо, так как книга на иностранном языке способна мотивировать к обучению. В вопросе домашнего чтения особенно важны свобода выбора материала и возможность познакомиться с аутентичным языковым материалом. Слушая лекцию Шиповой, учителя согласились: молодежная приключенческая история с мотивами неразделенной любви и типичного для подростков поиска смысла жизни способна увлечь многих, даже тех, кто не очень любит иностранный язык. Кроме того, хорошая книга на немецком языке ― это ответ на вопрос и о страноведении, и о национальной культуре, и о естественной грамматике. И все ― в одном хорошем романе!
Александра Чканикова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии