2 апреля 2017 г.
День дошкольного образования Программа дня
Всего участников: 2000
Репортаж
День дошкольного образования совпал в этом году с важным событием: Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. Детей с расстройствами аутистического спектра в мире с каждым годом рождается все больше. Им довольно трудно жить. Согласно исследованиям, важнее всего для них ― поддержка взрослых в дошкольном возрасте. Это их главный шанс на успешную социализацию в будущем. Да и любой ребенок развивается успешнее, если видит, что его понимают и поддерживают.
Искусство анимации в ДОО
Жанна Владимировна Мацкевич, к.п.н., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ
Оригинальные творческие задания для развития мелкой моторики рук, речи и произвольного внимания посредством работы с пластилином и семенами растений
Зинаида Дмитриевна Коваленко, методист издательства «Экзамен», автор учебных пособий линии «Умелые пальчики»
Проблемно-игровые ситуации в развитии интеллектуальных способностей детей
Елена Семеновна Ефимова, детский психолог, тьютор, главный специалист образовательного центра «Филиппок»
Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программно-дидактический комплект «Речь:плюс™. Речевое развитие в детском саду»
Татьяна Ивановна Гризик, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории дополнительного профессионального образования и инновационной деятельности Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, член экспертного совета Комитета образования ГД РФ, главный редактор журнала «Дошкольное воспитание»
Для дошкольника важная перспектива ― поступление в школу. Как подготовить ребенка к максимально безболезненному переходу в первый класс? В частности, как натренировать неловкие пока ручки, развить моторные навыки, пространственные представления малыша. Этому были посвящены лекции педагога-психолога Светланы Циновской, автора программы «Дошколка.ру» и серии развивающих прописей, а также нейропсихолога Ирины Праведниковой, руководителя нейропсихологического центра «Фэмели».
Оказывается, родители (и даже воспитатели в детских садах) не всегда обращают внимание на недостаточное развитие моторных функции у ребенка.
― Он плохо рисует? Не любит это занятие? Держит карандаш в кулачке и не может нарисовать колечки дыма над трубой дома? Подумаешь! Зато читает бегло, поет красиво… У каждого свой талант.
Однако не все так безобидно. Неумение держать правильно карандаш, выводить ровные линии, аккуратно раскрашивать, не выходя за контур ― возможно, обернутся для юного певца в будущем не только скверным почерком, но и трудностями с письмом в целом, с изучением русского языка. Если процесс выведения букв требует от ученика большого напряжения, ему не до орфографических правил и стилистических тонкостей. Ему бы страничку накарябать.
Конечно, подобных проблем можно избежать. И педагоги в залах торопливо записывали несложные рекомендации специалистов.
К примеру, чтобы научить малыша брать пишущий инструмент пальчиками (а не всей ладошкой), используют пластик для лепки: скатывают шарик, надевают на карандаш и просят ребенка взяться за насадку «правильно», а потом еще и сжать посильнее. Личный слепок правильного и в то же время удобного «захвата» застывает. Главное ― не забывать подсовывать его ученику при каждом удобном случае, чтобы сформировалась привычка не использовать «лишние» при письме пальцы.
А умение «не вылезать» за пределы контура поможет выработать игра: допиши строчку с закрытыми глазами. Вроде и забава, и наука. И никакого напряжения, никакого страха.
Развитию мелкой моторики дошколят так или иначе уделили внимание все выступавшие педагоги. Но для подготовки к школе нужно позаботиться еще и о том, чтобы научить детей произвольно удерживать внимание, взаимодействовать друг с другом.
Тут-то и пригодятся воспитателям «Оригинальные творческие задания» Зинаиды Коваленко, автора учебных пособий линии «Умелые пальчики»: семена растений (их на любой полянке найти можно), обычный пластилин ― и вот уже перед восхищенными зрителями удивительные узоры, театральные герои.
А какой восторг у гостей Марафона вызвали мультфильмы, которые можно создавать всей группой, придумывать, обсуждать сюжет, стараться, рисовать разных героев, чтобы потом с гордостью демонстрировать друзьям и родителям плоды коллективного творчества. Этот способ работы предложила слушателям Жанна Мацкевич, доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
Вообще, говоря о «Современных формах организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста», Тамара Ерофеева, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, автор множества методических и учебно-наглядных пособий, напомнила собравшимся, что на большинстве привычных занятий на самом деле никакой интеллектуальной деятельностью дети не заняты. Педагог думает, что работает с группой ― на самом деле, с одним-единственным ребенком-отличником, которые и отвечает на все вопросы. А остальные просто присоединяются. Они сначала не успевают, не осмеливаются сами подумать, а потом уж и вкус теряют. И входит у них в привычку ― избегать интеллектуальной деятельности. Кстати, для отличника эта ситуация тоже не слишком хороша. Он начинает бояться любой ошибки, потери статуса. Это тоже блокирует интеллектуальную деятельность, мешает получать удовольствие от процесса.
Гораздо эффективнее развивается ребенок, если у него есть шанс действовать самостоятельно, причем в той области, в тех формах, которые ему интересны. «Учитывать интересы ребенка ― не значит идти у него на поводу, ― подчеркнула Тамара Ивановна, ― это значит учитывать его возможности, уровень его развития, его особенности».
А что может быть интереснее для ребенка, чем игра? О развитии интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных способностях детей средствами игры говорили психологи образовательного центра «Филиппок», Елена Ефимова и Людмила Ерохина, Александр Галанов, директор «Лаборатории психологической безопасности» Международной Академии Психологических Наук. С их точки зрения, игра, особенно с участием опытных взрослых, «умных» игрушек и конструкторов, помогает решить многие проблемы в поведении ребенка. В игровом пространстве дети осваивают стратегии приемлемого поведения, дают выход негативным эмоциям, не нарушая границ дозволенного.
Не только детям игра необходима, как воздух. Их воспитатели тоже не прочь повеселиться. Они любят мультики и конструкторы, они помнят старые сказки. И точно знают, что именно несла бабушке в корзинке Красная шапочка ― по версии братьев Гримм (читателям, подзабывшим классику напомним: вино и пирог). Заслуженной наградой победителю викторины стала недавно вышедшая в издательстве АСТ книга Симона Львовича Соловейчика «Непрописные истины воспитания», по-прежнему актуальное напоминание о том, как важно вслушиваться в детей, беречь и даже баловать их.
Людмила Печатникова
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии