30 марта 2017 г.
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры Программа дня
Всего участников: 1912
Репортаж
День здоровья детей, как обычно, стал точкой пересечения педагогики, медицины, дефектологии, логопедии, психологии, а также местом встречи людей, работающих в этих областях.
Дифференциация и коррекция нарушений речи и письма
Ольга Ивановна Азова, к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»
Формирование графо-моторных умений у дошкольников и младших школьников с ОВЗ на основе игр и пособий В.В. Воскобовича
Любовь Сергеевна Вакуленко, руководитель методического отдела компании «Развивающие игры Воскобовича»; МАМАЕВА С., учитель-дефектолог (тифлопедагог) высшей квалификационной категории ГБОУ «Школа № 1212» г.Москвы
Особенности организации образовательной деятельности по предмету «Физическая культура» учащихся с ОВЗ
Ольга Ивановна Водяницкая, к.п.н., методист ЦО МОФР, Департамент образования г. Москвы
Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе
Инна Вячеславна Карпенкова, к.соц.н., тьютор, психолог АНО «Наш Солнечный Мир»
Формирование правильного дыхания у детей с различными вариантами речевого дизонтогенеза
Татьяна Николаевна Ланина, к.п.н., учитель-логопед
Современные подходы к укреплению физического здоровья учащихся
Лариса Валентиновна Муратова, учитель физкультуры, ГБОУ школа 2000, г. Москва
Игра как средство оздоровления и развития детского организма
Лариса Александровна Прохорова, инструктор по физической культуре д/с № 14 «Ладушки», г. Конаково, Тверская обл.
ФГОС: здоровье как стратегический ресурс общего образования
Виктория Евгеньевна Цибульникова, к.пед.н., доцент МПГУ
В их многоплановом профессиональном разговоре одной из центральных тем стало инклюзивное образование, которое уверенно входит в школу. А значит, вовлекает все больше людей в процесс обсуждения того, как строить свою работу в классе, где сидят такие разные, сложные дети.
На многих площадках Марафона обсуждалось, какой она должна быть ― школа для всех. Самые общие подходы и принципы были рассмотрены на лекции «Проектирование адаптационных образовательных программ при инклюзивном обучении детей с ОВЗ», где Татьяна Соловьева, кандидат педагогических наук, директор Института детства, предложила участникам Марафона алгоритм, с которого начинается проектирование качества образования на уровне образовательной организации.
Однако не остались без внимания и конкретные подходы и рекомендации, которыми можно руководствоваться, работая в инклюзивном классе. В лекции Татьяны Александровны прозвучали практические советы о секретах преподавания. Например, как управлять темпом занятия. Как реагировать на речевую активность особенного ребенка, превращая любую реплику в позитивное общение, чтобы поддержать мотивацию. Какие условия помогают ребенку понимать, что происходит в классе. Большой интерес вызвал и пример того, как можно адаптировать учебники для детей с ОВЗ.
Не менее востребованным и практикоориентированным был мастер-класс «Приемы и методы работы в инклюзивном классе», на котором учитель начальных классов, дефектолог, руководитель методического объединения учителей дефектологов школы № 1321 «Ковчег» Максим Бушмелёв делился с коллегами уникальным многолетним опытом школы по работе в инклюзивном режиме. В частности, прозвучали названия хорошо зарекомендовавших себя систем и методик «Кумон», «Стерн», «Нумикон». Ведущий подчеркнул, что не меньше чем методики важны принципы отношения к ученику с ОВЗ. Взрослый не должен демонстрировать жалость или избыточно восторгаться мнимыми успехами, чтобы не стигматизировать ребенка. Максим Евгеньевич напомнил, что внеурочная деятельность может стать мощным средством инклюзивной педагогики: там есть место каждому, практически нет конкуренции, отметок, ситуации неуспеха. Значительным объединяющим фактором для очень разных детей может стать урок в необычной привлекательной обстановке. Например, во дворе «Ковчега» установлены разные дома ― экспонаты Музея кочевых культур, где проходят занятия, на которых можно потрогать аутентичные предметы быта, поиграть на удивительных музыкальных инструментах. Кроме того, инклюзивное образование предполагает участие в благотворительных ярмарках и других совместных проектах, школа вообще должна быть открыта для взаимодействия с коллегами.
В завершение мастер-класса произошел небольшой мозговой штурм, в процессе которого все участники предлагали различные приемы, методы и способы работы инклюзивного педагога. Список получился внушительным: КТД, параллельные тексты, использование фиджетов (предметы, регулирующие двигательную активность детей с ОВЗ), индивидуальное расписание, проекты, командные способы («аквариум», «ромашка», «карусель»).
Продолжением темы стала лекция «Создание среды для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе». Кандидат социологических наук, тьютор, психолог АНО «Наш Солнечный Мир», Инна Карпенкова рассказала, что они с коллегами много лет занимаются развитием детей с ОВЗ. Особенно часто педагоги сталкиваются с расстройством аутистического спектра и на опыте поняли, что ребенку с ОВЗ войти в образовательную среду школы и класса помогают тьюторские практики. Они же позволяют эффективно выстраивать инклюзивную среду. На лекции были проанализированы цели ее создания и характеристики. Ведущая отметила особую важность именно среды для детей с нарушениями развития. В частности, такие ее характеристики, как толерантность и возможность развиваться в окружении обычных детей.
Более подробные советы относительно того, как работать с детьми разных возрастов, с разными интересами и способностями, могли получить участники занятий, где были представлены развивающие игры.
Сторонники цифровых технологий отправились на мастер-класс «Эффективное применение интерактивных развивающих игр в ежедневной практике детского специалиста». Екатерина Суслова, учитель-логопед высшей категории, ведущий специалист в области ИКТ в логопедии, эксперт компании «Мерсибо» представила игры, позволяющие разнообразить индивидуальные и групповые занятия.
Если же компьютера под рукой не окажется, можно использовать рекомендации нейропсихологов Анастасии Сунцовой и Светланы Курдюковой, прозвучавшие на лекции «Нейропсихологический подход к коррекции учебных трудностей у дошкольников и младших школьников», где был представлен анализ многих развивающих игр. Они позволяют развивать у ребенка различные функции и способности. Такие, например, как регуляторные функции или пространственные представления. И, соответственно, решать и предупреждать возникающие учебные и поведенческие проблемы.
Поскольку разумно и интересно организованная школа должна объединять всех, то про интересы самих учителей в этот день Марафона тоже не забыли. Один из важнейших наших инструментов, о котором мы порой совсем не заботимся, ― это голос. Участники Марафона, учитывающие это, посетили лекцию «Профилактика нарушений голоса у педагогов», где Ольга Орлова, доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ, рассказала о причинах нарушения голоса, факторах риска, характеристиках, которые должны предупредить о назревающих проблемах. Опираясь на услышанное, участники могли протестировать себя. Что очень важно, ведь учительский голос ― один из самых важных при обсуждении сегодняшних проблем.
Елена Куценко
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии