28 марта 2016 г.
Репортаж
День учителя технологии на XV Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов напоминал слет волшебников в каком-нибудь Хогвартсе. С раннего утра полыхал огонь в горне пустой еще кузницы, пахло свежей глиной в мастерской керамики, а в столярном цеху бородатые мужчины, сосредоточенно склонившись над резным подсвечником, спорили: «как он это сверлил» и «откуда такой материал взял».
Пленарное заседание в актовом зале московской школы №293 (традиционное пристанище самого трудового дня Марафона) вернуло присутствующих в реальный мир. Который, как следовало из выступления профессора МПГУ Юрия Хотунцева «Актуальные проблемы технологического образования школьников», необратимо изменился. Современные технологии властно вмешиваются в нашу жизнь и, следовательно, в наши образовательные программы. С одной стороны, дети должны уметь работать на компьютерах, общаться с роботами. С другой стороны, дети по-прежнему любят пилить и вышивать, лепить и плести. И, кстати, ценность таких «хэнд-мэйд» вещиц на рынке остается высокой. Что ж, значит, нам нужно найти место в школе и для «деревяшек-тряпочек», и для высокотехнологичных роботов.
Новые концепции технологического образования, сбалансированные, учитывающие разные точки зрения, сейчас обсуждаются на самом высоком уровне. И у педагогов есть шанс принять участие в дискуссии, шанс быть услышанными. Конечно, весомее прозвучат коллективные высказывания. Поэтому учителя технологии, как и преподаватели ряда других предметов, создали не так давно свою Ассоциацию, войдя в состав Региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» (РОО «ЕНАП»: http://www.enap.info/).
Пока одни учителя обсуждали глобальные проблемы, другие старательно вникали в частности и подробности различных технологических процессов.
В столярной мастерской пересвистывались преподаватели, пришедшие перенять секреты мастерства у Евгения Зряшнова и Сергея Кузьмина, павлопосадских педагогов, превращающих уже упомянутые деревяшки в чудесные вещицы. Но тема сегодняшнего занятия — свистулька — никак не давалась новичкам — не получался настоящий звук. «Поровнее строгай — тогда и тон выйдет понежнее», — объяснял Евгений Викторович, ловко снимая лишнюю стружку.
Еще шаг в глубь мастерской — группа педагогов под руководством Александра Каретникова, преподавателя московской школы №163, соединяла эпохи: из деревянных брусочков, точно таких, с какими возились еще наши прадедушки, сооружала поставку для новомодного смартфона-планшета, какие швыряют где попало нынешние подростки.
Рядом мерцали свечи, отражаясь в блестящих полукружиях старых СД-дисков. Николай Шашков, Заслуженный учитель России, преподаватель ГБОУ ОШИ №1, показывал, как из совсем уж бросового материала, старых дисков, сделать нарядные салфетницы, удобные визитницы, изысканные подсвечники. И уверял, что главное— не технические подробности, а большая перспектива. Понимание, зачем ты старательно лобзиком пилишь:
— Чтобы, когда жениться будешь, у тебя было написано в свидетельстве, что ты не только женатый, но и рукастый.
— А если ученик так и не научится пилить-строгать? Что ж ему — не жениться.
— Ну зачем так?— возражает Николай Иванович.— Может, его теща любого согласится взять. Но уж будет знать, какого зятя берет.
С трудом оторвавшись от станков и досок, попадаешь в пестрое бумажное царство. Наталья Бондина, педагога из ДОУ №1 (Пушкино) дает мастер-класс «Конфетный букет»: конфетки заворачиваются в гофрированную бумагу, становясь сердцевиной знойной розы, изысканного нарцисса, нежного крокуса.
— Что-то у меня маленький крокус получился,— переживает одна из учительниц.
— У вас просто подмосковный цветочек, скромненький такой,— утешает Наталья Владимировна.
По соседству, под руководством Эммы Федоровой, учителя технологии Деденевской школы (Дмитриевский район, Московская область), девушки увлеченно накручивают салфетки на проволоку: сначала скромные, беленькие, потом нарядные, трехслойные. Получаются восхитительные балерины в пышных платьях. Эмма Анатольевна, биолог по первому образованию, между прочим (жизнь порой причудливо складывается), попутно объясняет, как умудряется обеспечить класс материалами для поделок. Оказывается, достаточно устроить родительское собрание с участием детей и классных руководителей, рассказать им, какие чудеса их ждут в ближайшие месяцы. И не устоят люди— понесут в кабинет бумагу и картон, нитки и проволоку.
Впрочем, легкомысленные куколки — для натур восторженных. Более практичные учителя отправились на мастер-класс Ольги Матузка, учителя технологии истринского лицея, «Украшения из молний». Кто бы мог подумать, что банальные молнии для одежды способны превратиться в изысканные брошки, заколки, пряжки — истинные произведения, так и хочется сказать, ювелирного искусства!
Не остались без дела и любители вязания крючком, и фанаты оригами… Не перечислить все мастер-классы, всех мастеров.
Но необходимо все же рассказать о секции по робототехнике, которая мирно уживалась с другими, более традиционными технологиями и ремеслами. По словам Натальи Петровской, кандидата физико-математических наук, педагога из московского «Инженерного лицея "Интеллект"», робототехника — одно из самых интегративных занятий, возможность для ребят применить на практике теоретические познания из курса математики, физики, информатики… Вы изучаете длину окружности? Покажите, как это влияет на движение колесного робота. Современные цифровые устройства для детей — абсолютная тайна. Они просто нажимают на кнопки. А ведь любопытно узнать, что прячется внутри волшебной коробочки. При этом знание заумных формул не отменяет «ручного» мастерства: понимания свойств материалов, принципов соединения деталей, умения крутить гаечки, в конце концов.
Уставшие мастера и ученики, выходя из школы, слышали мелодичное позвякивание молоточков в кузне. Под руководством Дмитрия Пудовкина, местного кузнеца, желающие ковали себе подковы на счастье. В конце концов, счастье действительно в наших руках. Особенно, если эти руки столько всего умеют.
Людмила Печатникова