Рейтинг@Mail.ru

28 марта 2016 г.

День учителя технологии  Программа дня

Репортаж

День учителя технологии на XV Всероссийском педагогическом марафоне учебных предметов напоминал слет волшебников в каком-нибудь Хогвартсе. С раннего утра полыхал огонь в горне пустой еще кузницы, пахло свежей глиной в мастерской керамики, а в столярном цеху бородатые мужчины, сосредоточенно склонившись над резным подсвечником, спорили: «как он это сверлил» и «откуда такой материал взял».

Пленарное заседание в актовом зале московской школы №293 (традиционное пристанище самого трудового дня Марафона) вернуло присутствующих в реальный мир. Который, как следовало из выступления профессора МПГУ Юрия Хотунцева «Актуальные проблемы технологического образования школьников», необратимо изменился. Современные технологии властно вмешиваются в нашу жизнь и, следовательно, в наши образовательные программы. С одной стороны, дети должны уметь работать на компьютерах, общаться с роботами. С другой стороны, дети по-прежнему любят пилить и вышивать, лепить и плести. И, кстати, ценность таких «хэнд-мэйд» вещиц на рынке остается высокой. Что ж, значит, нам нужно найти место в школе и для «деревяшек-тряпочек», и для высокотехнологичных роботов.

Новые концепции технологического образования, сбалансированные, учитывающие разные точки зрения, сейчас обсуждаются на самом высоком уровне. И у педагогов есть шанс принять участие в дискуссии, шанс быть услышанными. Конечно, весомее прозвучат коллективные высказывания. Поэтому учителя технологии, как и преподаватели ряда других предметов, создали не так давно свою Ассоциацию, войдя в состав Региональной общественной организации «Единая независимая ассоциация педагогов» (РОО «ЕНАП»: http://www.enap.info/).

Пока одни учителя обсуждали глобальные проблемы, другие старательно вникали в частности и подробности различных технологических процессов.

В столярной мастерской пересвистывались преподаватели, пришедшие перенять секреты мастерства у Евгения Зряшнова и Сергея Кузьмина, павлопосадских педагогов, превращающих уже упомянутые деревяшки в чудесные вещицы. Но тема сегодняшнего занятия — свистулька — никак не давалась новичкам — не получался настоящий звук. «Поровнее строгай — тогда и тон выйдет понежнее», — объяснял Евгений Викторович, ловко снимая лишнюю стружку.

Еще шаг в глубь мастерской — группа педагогов под руководством Александра Каретникова, преподавателя московской школы №163, соединяла эпохи: из деревянных брусочков, точно таких, с какими возились еще наши прадедушки, сооружала поставку для новомодного смартфона-планшета, какие швыряют где попало нынешние подростки.

Рядом мерцали свечи, отражаясь в блестящих полукружиях старых СД-дисков. Николай Шашков, Заслуженный учитель России, преподаватель ГБОУ ОШИ №1, показывал, как из совсем уж бросового материала, старых дисков, сделать нарядные салфетницы, удобные визитницы, изысканные подсвечники. И уверял, что главное— не технические подробности, а большая перспектива. Понимание, зачем ты старательно лобзиком пилишь:

— Чтобы, когда жениться будешь, у тебя было написано в свидетельстве, что ты не только женатый, но и рукастый.

— А если ученик так и не научится пилить-строгать? Что ж ему — не жениться.

— Ну зачем так?— возражает Николай Иванович.— Может, его теща любого согласится взять. Но уж будет знать, какого зятя берет.

С трудом оторвавшись от станков и досок, попадаешь в пестрое бумажное царство. Наталья Бондина, педагога из ДОУ №1 (Пушкино) дает мастер-класс «Конфетный букет»: конфетки заворачиваются в гофрированную бумагу, становясь сердцевиной знойной розы, изысканного нарцисса, нежного крокуса.

— Что-то у меня маленький крокус получился,— переживает одна из учительниц.

— У вас просто подмосковный цветочек, скромненький такой,— утешает Наталья Владимировна.

По соседству, под руководством Эммы Федоровой, учителя технологии Деденевской школы (Дмитриевский район, Московская область), девушки увлеченно накручивают салфетки на проволоку: сначала скромные, беленькие, потом нарядные, трехслойные. Получаются восхитительные балерины в пышных платьях. Эмма Анатольевна, биолог по первому образованию, между прочим (жизнь порой причудливо складывается), попутно объясняет, как умудряется обеспечить класс материалами для поделок. Оказывается, достаточно устроить родительское собрание с участием детей и классных руководителей, рассказать им, какие чудеса их ждут в ближайшие месяцы. И не устоят люди— понесут в кабинет бумагу и картон, нитки и проволоку.

Впрочем, легкомысленные куколки — для натур восторженных. Более практичные учителя отправились на мастер-класс Ольги Матузка, учителя технологии истринского лицея, «Украшения из молний». Кто бы мог подумать, что банальные молнии для одежды способны превратиться в изысканные брошки, заколки, пряжки — истинные произведения, так и хочется сказать, ювелирного искусства!

Не остались без дела и любители вязания крючком, и фанаты оригами… Не перечислить все мастер-классы, всех мастеров.

Но необходимо все же рассказать о секции по робототехнике, которая мирно уживалась с другими, более традиционными технологиями и ремеслами. По словам Натальи Петровской, кандидата физико-математических наук, педагога из московского «Инженерного лицея "Интеллект"», робототехника — одно из самых интегративных занятий, возможность для ребят применить на практике теоретические познания из курса математики, физики, информатики… Вы изучаете длину окружности? Покажите, как это влияет на движение колесного робота. Современные цифровые устройства для детей — абсолютная тайна. Они просто нажимают на кнопки. А ведь любопытно узнать, что прячется внутри волшебной коробочки. При этом знание заумных формул не отменяет «ручного» мастерства: понимания свойств материалов, принципов соединения деталей, умения крутить гаечки, в конце концов.

Уставшие мастера и ученики, выходя из школы, слышали мелодичное позвякивание молоточков в кузне. Под руководством Дмитрия Пудовкина, местного кузнеца, желающие ковали себе подковы на счастье. В конце концов, счастье действительно в наших руках. Особенно, если эти руки столько всего умеют.

Людмила Печатникова


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
10:00

Начало работы

10:00 – 15:00

10:00-11:30
Пленарное заседание

Актуальные проблемы технологического образования школьников

ХОТУНЦЕВ Ю. Л., д.ф-м.н. проф. МПГУ


Технологическое образование в Москве. Значимость проектной составляющей при обучении технологии

ХРОМОВ А. А., к.п.н., Заслуженный учитель РФ, учитель технологии ГБОУ «Школа №1000»


Интернет технологии для проектирования рабочих программ

БАРАННИКОВ К. А., к.п.н. заместитель директора Института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ


Изменение содержания технологического образования: единая линия или вариативность

МАХОТИН Д. А., к.п.н., доцент, зав. кафедрой педагогических технологий непрерывного образования МГПУ, менеджер компетенции Ворлдскиллс Россия


Дополнительное профессиональное образование учителя технологии по профессиональному стандарту «Педагог» в Москве

КОРОВИНА Ю. В., доцент ГАОУ ВО МИОО


Образовательные проекты ГМЦ ДО города Москвы как цикл инновационной деятельности учителя технологии

ГАВРИК Л. В., методист


11:30-12:00

Выступление победителей и призеров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии

12:10-13:25
Издательство «Просвещение»
Лекция

Преемственность изучения курса технологии на начальном и основном уровнях образования

ЛУТЦЕВА Е. А., к.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, автор курса «Технология» УМК «Школа России» издательства «Просвещение»


Мастер-классы

10:30-11:15

Изготовление сувениров из древесины

(столярная мастерская)

ЗРЯШНОВ Е. В.;
КУЗЬМИН С. Ю., педагог дополнительного образования


Поделки из СД дисков

(слесарная мастерская)

ШАШКОВ Н. И., учитель технологии


Разработка объектов труда для учащихся 5-7 классов

(слесарная мастерская)

КРАВЧЕНКО С. И.;
ФИЛИППОВ О. В.


Древо Жизни

(мастерская керамики)

ТИХОНОВА А. С.


Конфетный букет

(кабинет № 32)

БОНДИНА Н. В.


Айрис фолдинг

(кабинет № 33)

КЛОЧКОВА С. И., Учитель технологии


Украшения из молний

(кабинет № 34)

МАТУЗКА О. А.


Лепка из фольги

(кабинет № 35)

КОЛБЕЦКАЯ М. В.


Техники печатной графики с демонстрацией печати с медных досок

(холл 3 этажа)

ЛАЗАРЕВА М. В.


Дары осени. Вязание крючком

(кабинет №38)

БАХТИНОВА Н. В.


Повышение уровня учебной мотивации учащихся на уроках технологии

(кабинет № 42)

ФЕДОРОВА Э. А.


11:15-12:00

Контурная резьба по дереву

(столярная мастерская)

МОРОЗОВ Е. В., Учитель технологии


Конструирование развивающих игр на уроках технологии

(слесарная мастерская)

КУЗЬМИН А. А., ГОУ ЦО №1499


Чудо-коврик

(кабинет № 32)

ВОЛКОВА Н. М.


«Айрис-фолдинг» – радужное складывание из бумаги

(кабинет № 33)

МЕЛЬНИКОВА Н. Я.


Проволококручение

(кабинет № 35)

ХИМОРОДА О. В., педагог дополнительного образования.


Цветы из вискозных салфеток

(кабинет № 37)

ЩЕРБАКОВА Л. К., учитель технологии


3D моделирование на уроках технологии, как способ мотивации к обучению

(кабинет № 42)

КУЧЕНОВ Г. Г.


От чертежа до объемных моделей самолетов

(кабинет № 44)

ВАСИЛЬЕВ Э. А.


11:15-12:00

Сессия по робототехнике

(кабинет № 59)


Мастер-классы

12:00-12:45

Плетение декоративной тесьмы с применением старинной техники «Taka Dai»

(столярная мастерская)

АЛЕКСАШИН М. В., учитель технологии и информатики


Создание изделий из конструкционных материалов

(слесарная мастерская)

КАРЕТНИКОВ А. В.


Разработка проектов с элементами художественной ковки

(кузнечная мастерская)

ПУДОВКИН Д. А., ГОУ ЦО №293


Техника «Айрис фолдинг»

(кабинет № 33)

АЛЕКСЮК Н. А.;
БАВТРЕЛЬ Л. В.


Разработка технологических карт для уроков технологии 5-7 классов

(кабинет № 34)

ФИЛИМОНОВА Е. Н., к.п.н., учитель технологии ГБОУ Школа № 1747 г. Москвы;
КОПОТЕВА Г. Л., к.п.н., старший научный сотрудник ЦДПО «Академия» «ИСРО РАО»


Броши из шерсти. Сухое валяние

(кабинет №35)

ЛЕОНТЬЕВА М. Ю., учитель технологии МБОУ СОШ №8 г.Ковров


Объемное конструирование из бумаги, картона, салфеток

(кабинет № 37)

ФЕДОРОВА Э. А.


Разработка мини-проектов в технике вязания крючком

(кабинет № 38)

ИСАЕВА Н. Е.


Воссоздание предметов материальной культуры в системе допообразования

(кабинет № 44)

ЛАТКОВ В. В., ГОУ ЦО №293


12:45-13:30

Технологии вышивки открыток канителью

(кабинет № 38)

ТАРАСОВА Е. П., ГОУ ЦО №293


Учебный проект и методы технического творчества

(слесарная мастерская кабинет № 42)

БРОНШТЕЙН Б. З., учитель технологии


Инновационный подход к использованию нетрадиционных материалов на уроках технологии в старших классах

(кабинет № 44)

БУГАЕВ А. М.


Мастер-классы

13:30-14:15

Резьба по дереву на уроках технологии

(столярная мастерская)

КУРНАКОВА К. Л.


Разработка приспособлений для уроков технологии

(кузнечная мастерская)

ПРОКОПЕЦ А. Ю., ГОУ ЦО №293


Волшебная ленточка

(кабинет № 32)

КУЛИКОВА Т. А.


Русская текстильная кукла

(кабинет № 33)

КРАСКИНА Л. Ф., педагог


Роспись по ткани «УЗОРЫ СЕВЕРА»

(кабинет № 34)

БОРЦАЙКИНА Е. Г., учитель технологии, МХК


Дизайнерские украшения из молний

(кабинет № 35)

ТРЕЛЬ Н. В.


Техника оригами «Кусудама Электра»

(кабинет № 37)

КОЧЕРЯЕВА М. В., учитель технологии и ИЗО;
ОСИПОВА Л. А.


Конструирование бумажной пластики

(кабинет № 44)

МУСТАФИН А. А.


14:15-15:00

Украшения из текстиля

(кабинет № 33)

ГОРШЕНЕВА И. В.


Цветущий сад оригами

(кабинет № 37)

БОГАТОВА И. В.


Использование векторного редактора для разработки управляющих программ для ЧПУ

(кабинет № 42)

МОЧАЛОВ Г. А.


15:15

Закрытие дня