24 марта 2016 г.
Всего участников: 1658
Репортаж
Как сделать развитие ребенка по-настоящему гармоничным, помочь ученику справиться с логопедическими проблемами, пробудить интерес к здоровому образу жизни, что нужно учитывать взрослому, планируя работу со школьниками разных возрастов – за ответами на эти и другие вопросы пришли участники на сегодняшний этап Марафона.
Реализация ФГОС ДО в вариативных формах коррекционной помощи детям с ОВЗ
СТРЕБЕЛЕВА Е.А., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
От «безречья» до дизорфографии
АЗОВА О.И., к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз»
Педагогическая коррекция психосоматических расстройств у детей
ЕФИМОВА Е.С., детский психолог, тьютор, руководитель Консультационно-психологического центра «Филиппок»
Специалисты разного профиля прикладывают немало усилий, чтобы дать возможность всем детям, независимо от уровня здоровья, успешно расти и учиться. Большим прорывом в этой области стало динамично развивающееся инклюзивное образование. В новом учебном году его ждут некоторые структурные перемены, о которых рассказывала на семинаре «Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» Екатерина Романова, педагог ГБОУ СОШ №518 г. Москвы, международный эксперт по инклюзивному образованию.
Она сообщила, что с 1 сентября в нашу жизнь войдут новые стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому всем, кто готов работать в соответствии с принципами инклюзии нужно познакомиться с нормативно-правовой базой. Участникам семинара было важно узнать, что новые нормы повлияют на образование тех детей, которые будут зачислены в первый класс со следующего учебного года.
Ведущая подробно «переводила» с языка официального документа и поясняла, что означают отдельные положения для учителя и для детей.
В частности, проанализировала виды и варианты адаптированной программы для разных групп детей: слабослышащих, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательной системы, с нарушениями аутистического спектра, с задержкой психического развития... Ибо все первоклассники, в чьих документах ПМПК будет значиться формулировка «специальные условия» и чьи родители напишут заявление, имеют право учиться именно в таких условиях. Насколько школы смогут соответствовать новым требованиям, выяснится уже в октябре, когда пройдут первые проверки.
Тема внедрения новых стандартов всегда вызывает особый интерес у специалистов. Вот и на этот раз каждый новый слайд презентации фотографировали десятки участников семинара.
Не менее важным оказалась практическая сторона инклюзивного обучения.
На семинаре «Принципы организации групповой работы на уроке в инклюзивном классе. Уровни тьюторской поддержки» Ирина Леонова, учитель-логопед инклюзивной школы «Ковчег», АНО «Наш солнечный мир» говорила о том, что надо учитывать педагогу, в классе у которого учатся, например, дети с расстройством аутистического спектра или ребята, которые с трудом контролируют свое поведение. Ведущая поделилась приемами, которые позволяют особому ребенку найти свое место в образовательном пространстве класса. В частности, для таких учеников очень важно освоить правила поведения, формы активности, возможности проявления инициативы. Для этого педагоги используют специально разработанную систему коммуникации. И, конечно, трудно переоценить в этом процессе роль тьютора. По словам ведущей, такой помогающий взрослый проходит в восприятии ребенка несколько стадий: источник безопасности, зеркало, инструмент для выполнения сложных действий, партнер по игре, наставник.
Особенно важным для участников семинара было то, что все представленные приемы и способы работы проверены многолетней педагогической работой.
Таким же практико-ориентированным было занятие кандидата педагогических наук Татьяны Ланиной, которая определила жанр своего выступления как лекция с элементами мастер-класса «Программа «Карусели». Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи». Участники познакомились с комплексом занятий, направленных на сенсомоторное развитие малышей, где дети учатся чувствовать свое тело, управлять им. Это чрезвычайно важно для нейропсихологической коррекции. Педагог подчеркнула, что занятие нужно сделать похожим на игру, чтобы ребята испытывали удовольствие. И перечислила, чего взрослый должен избегать, налаживая эмоционально-личностное общение.
Уже после нескольких вступительных фраз ведущая предложила коллегам сделать упражнения вместе с ней: «Голова забудет, а тело вспомнит». Зал встал и охотно начал повторять движения суставной гимнастики, после чего участники, как дети на занятии, рассказывали, что почувствовали: лопатку, плечи, кисти. Вот так же и с детьми, пояснила ведущая, а потом «на ощущения насаживаете речевую маркировку».
Так же охотно и с улыбкой участники мастер-класса освоили физкультминутку, пальчиковые игры и другие забавные упражнения, которые сопровождались комментариями.
О том, что с трудности в детском развитии нужно преодолевать комплексно, говорилось и на семинаре «От «безречья» до дизорфографии», который вела Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед Прогноз». Она, видя в аудитории множество молодых лиц, посоветовала студентам не уходить из профессии, а осваивать смежные специальности и развиваться, постоянно двигаясь дальше. И даже шутливо предсказала появление в скором будущем новых мультипрофессий, например, нейрологопсихопедагогики.
Вот и с проблемой алалии (нарушение речи) одному логопеду не справиться. Ребенок испытывает трудности, и если в сенситивные периоды ему не оказана своевременная квалифицированная помощь, то проблемы будут только усугубляться. По словам ведущей, с развитием речи происходит так: «Все сели в автобус и уехали, а алалик остался». Чтобы помочь ему «догнать автобус», логопед работает, согласуя свои действия с другими специалистами и выстраивая комплексную программу: медицинское лечение (обязательно неврологическое обследование), психолого-педагогическая коррекция, немедикаментозная терапия.
Чтобы компенсировать недоразвитие речи Ольга Азова порекомендовала коллегам – участникам Марафона использовать метод А.Томатиса. Он помогает детям научиться воспринимать информацию.
Алалия в дошкольном возрасте почти наверняка приведет к дизорфографии уже к концу второго класса, когда ребенок сталкивается с образованием грамматических форм и с применением правил. В работе с такими детьми ведущая порекомендовала метод квантования.
Познакомиться поближе с упомянутыми методиками можно будет на «II Конгрессе по сложным нарушениям речи и поведения», куда были приглашены все участники Марафона.
Предметом профессионального разговора были не только методы компенсации проблем, но и тема сохранения здоровья. Об этом, в частности, говорила Татьяна Ушакова, кандидат педагогических наук, психолог и арт-терапевт, заведующая отделением психолого-педагогической помощи населению Сергиево-Посадского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних на лекции «Основные принципы и подходы к организации здоровьесберегающих программ в ОО». Она напомнила собравшимся о том, что нужно избегать эмоционально-когнитивного диссонанса, готовя беседу с детьми о профилактике употребления психоактивных веществ. Чтобы не вызвать обратного эффекта – любопытства и желания попробовать. Пугать подростков наркотиками бесполезно и даже вредно. Ведь быть смелым в этом возрасте они считают «крутым».
Ведущая предложила задуматься о том, что наши представления о здоровом образе жизни почти всегда начинаются с «не»: не пить, не курить, не есть вредной еды. В списке только один да-пункт – заниматься спортом. Да и то мало кто знает, что далеко не любые физические нагрузки идут на пользу организму. А о гармонии физического и душевного, о разумном режиме и образе жизни в целом почти никто не вспоминает. В итоге для подростка здоровый образ жизни – это бесконечные ограничения. Это тяжело, ему хочется удовольствий здесь и сейчас. А запугивания тяжелыми последствиями в будущем не работают.
Как же говорить с подростками о сохранении здоровья? Нужно поделиться с ними восемью секретами. Первый – режим движения, и это далеко не всякий спорт. Второй – грамотное медицинское поведение, которое включает не только регулярный осмотр, поддерживающие препараты, но и мысль о недопустимости самолечения, недолеченности. Третий – нормы гигиены, при беседе о них между взрослым и детьми должны быть доверительные отношения. Ребятам интересна тема, но говорить сложно, ведь это связано с телом – «темой сокровенной», по выражению ведущей.
Четвертый секрет – правильное питание. Мы чаще говорим, чего нельзя есть и забываем упомянуть о режиме еды и питьевом режиме. Пятый – интеллектуальная нагрузка, сейчас модно тренировать тело, а про интеллект как-то забывают. И, кстати, не только учеба тренирует интеллект. Шестой – регулирование эмоций, у нас принято их сдерживать, терпеть, а не выплескивать в социально приемлемых формах. А ведь треть соматических болезней связана с подваленными эмоциями. Седьмой – режим дня, нельзя выспаться впрок и компенсировать прошлый недосып. Восьмой – привычки, надо говорить не только о вредных, есть полезные. Чем их больше, тем лучше качество жизни.
Одним словом, картина этого дня в эмоциональном и информационном ракурсе оказалась такой же многогранной и сложной, как комплекс заботы о детском здоровье.
Елена Куценко