22 марта 2016 г.
День классного руководителя и тьютора Программа дня
Всего участников: 411
Репортаж
Объединяющим понятием Дня классного руководителя стала мотивация. Именно о ней много говорили сегодня на лекциях и семинарах педагоги, методисты и тьюторы. Учителя давно решают проблему мотивации своих учеников и, судя по вопросам и репликам, во многом успешно. Доказательством тому могут служить и слова ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Семёнова, которые он произнес на открытии 15 юбилейного Всероссийского педагогического марафона учебных предметов. «В педагогический вуз приходят успешные выпускники школ, – сказал он, – они действительно хотят быть учителями». А убедиться в этом можно было прямо на месте: множество будущих учителей приняли участие в Марафоне. К тому же, именно в педагогической альма-матер и при поддержке МПГУ в этом году проходит мероприятие.
От монолога учителя к дискуссии: что может скрываться за фразой «разговор по душам»
БИТЯНОВА М.Р., к.психол.н., директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
Алгоритм организации эффективной воспитательной деятельности: реализация требований ФГОС
СТЕПАНОВ П.В., к.п.н., заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО»
В большинстве школ каникулы начнутся лишь через неделю, поэтому учителям было сложно вырваться на Педагогический марафон. Но, несмотря на это, в первый день, посвященный классному руководству, пришли четыре сотни человек. Это люди, которые постоянно повышают свою квалификацию и стараются следить за всеми новшествами, что появляются в современной школе. Одна из участниц Марафона – Мария Петровна – работает в школе 56 лет. За эти годы, конечно, многое изменилось, а ей по-прежнему интересно, куда ведут происходящие в образовании изменения. Поэтому она и теперь приехала на Марафон. Мария Петровна рассказала, что очень следит за темой индивидуализации образования в школе, поэтому особый интерес у нее вызвало направление тьюторства.
О профессии тьюторов на Марафоне говорится не впервые, но сегодня этому направлению было уделено особое внимание. Как подчеркнул во вступительном слове главный редактор издательского дома «Первое сентября» Артем Соловейчик, тьютор – профессия будущего. Возможно, в перспективе все образование уйдет в интернет и именно тьюторы будут главными помощниками в этом процессе, помогая ученикам отыскать нужное направление, считает глава Издательского дома. А пока тьюторы помогают получить необходимую компетенцию в своем деле классным руководителям. Доктор педагогических наук, заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства Московского педагогического государственного университета, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева отметила, что они представляют свое направление в День классного руководителя в трех разных форматах: лекция, мастер-класс и круглый стол.
На лекции «Индивидуализация и тьюторское сопровождение как ресурс современного образования» Татьяна Ковалева говорила о том, что современный российский Закон об образовании – самый демократичный в Европе. У наших соотечественников есть выбор между школьным образованием, семейным и самообразованием. А это значит, что школа в наше время не может навязывать свои услуги, а имеет право предлагать их. Выбор же остается за каждой конкретной семьей. Профессиональные тьюторы есть сегодня в ряде школ, кроме того, их услугами можно воспользоваться и вне учебного заведения. В России сегодня большое количество детей получают семейное образование, и эта волна с каждым годом нарастает. Растет спрос на специалистов, которые помогают сделать процесс образования ориентированным на конкретного ребенка и его мотивацию. Говоря об индивидуализации образования, тьюторы подразумевают создание среды, каналов в образовании, позволяющих каждому ученику выйти на собственное содержание, подобранное с учетом мотивации. В отличие от учителя, тьютор не дает ответов, если нет вопроса. Зато получив запрос от ученика, он помогает выстроить индивидуальную образовательную программу. В этом случае образование будет состоять из индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной среды и индивидуальной образовательной программы.
О том, как именно выстраивают тьюторы свою деятельность, Татьяна Михайловна рассказывала также на мастер-классе «Личностно-ресурсное картирование», где каждый его участник смог самостоятельно выстроить карту своего вероятного обучения с учетом предложенной литературы и личных интересов. Президент тьюторской ассоциации создала провокативную среду из 20 элементов (список предложенных книг), задала векторность и попросила присутствующих самостоятельно определить свой образовательный маршрут на ближайшие три месяца. Подобный формат был с энтузиазмом воспринят участниками.
Еще одним мероприятием тьюторов в рамках Дня классного руководителя стал круглый стол «Мой путь в тьюторство», где можно было пообщаться с теми, кто избрал для себя эту профессию, послушать личные истории и задать им вопросы об опыте работы и обучения.
Директор по развитию компании «Образовательные технологии» Кирилл Савицкий в своей лекции «Профориентация школьников» также говорил о важности мотивации и о выборе школьниками жизненного пути. Именно те, кто сегодня учится в школе, через 20 лет будут составлять активную категорию населения, и будущее страны зависит от того, какими профессионалами они станут, отметил Савицкий. Поэтому они с коллегами заняты развитием ресурсов по профориентации, разработкой дорожных карт по освоению необходимых навыков для будущих профессий. Множество информации на эту тему собрано на сайте Национальной технологической инициативы (asi.ru/nti), а также на других подобных ресурсах, о которых лектор рассказал присутствующим. Один из них – проект «Навигатум» – выпускает анимационные ролики, знакомящие школьников с существующими профессиями. Кирилл Леонидович попросил учителей дать оценку рассказу о профессии педагога, показав черновик будущего ролика. Представитель «Образовательных технологий» рассказал о собственном проекте Inlearno.ru. На этом ресурсе собрано огромное количество развивающих мероприятий, на основе которых можно составить индивидуальный план обучения и профориентации учеников на весь учебный год, что должно стать хорошей мотивацией для обучения. Рассказ вызвал положительные отклики у присутствующих, ведь уже в будущем году на сайте можно будет всем желающим бесплатно составить траекторию развивающих мероприятий.
Заместитель заведующего Центром стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Павел Степанов поговорил с участниками Марафона о воспитании. Тема его лекции: «Алгоритм организации эффективной воспитательной деятельности: реализация требований ФГОС». Он отметил сразу, что ФГОС ориентирует школу на предметные, метапредметные и личностные результаты, но при этом, что именно должны отражать личностные результаты, далеко не всем известно. Поэтому Павел Валентинович подчеркнул, что на первом месте в воспитании должен быть вопрос – каких результатов каждый конкретный учитель хочет достичь в каждом конкретном классе. Говоря о воспитании, нужно понимать, важность трех этапов: передача социально значимых знаний, формирование отношений школьников к этим знаниям (понимание смысла), а также побуждение к непосредственному опыту осуществления действий, то есть сама деятельность, на которую направлено воспитание. Последнее – опыт действий – никак не может быть оторванным от первых двух. И очень важный момент, который особенно отметил спикер, что невозможно увлечь ребенка тем, что сам учитель не любит. Только увлеченный педагог способен «заразить» учеников своим делом.
Огромный интерес участников первого дня Марафона вызвала лекция кандидата психологических наук, директора Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» Марины Битяновой «От монолога учителя к дискуссии: что может скрываться за фразой «разговор по душам». В ее аудитории собралось, пожалуй, больше всего слушателей. Учителя – фокусники, отметила лектор. Но важно в каждый конкретный момент вытащить именно то, что необходимо для ответа на поставленный вопрос. Для того чтобы у коллег было достаточно инструментов для реализации необходимой задачи, Марина Ростиславовна дала очень много практической информации о лекции-монологе, лекции-убеждении, интерактивной лекции и эффективной интерактивной лекции, а также других формах взаимодействия с учениками – групповом интервью и групповой дискуссии.
Пришедшие на Марафон будущие педагоги в кулуарах делились своими впечатлениями от мероприятия. По их словам, они пришли сюда за новыми знаниями и получили их в ходе живых бесед и интересных докладов. Третьекурсница Дарья рассказала, что стремится найти на Марафоне новые для себя идеи и уже готова внедрять их в своей будущей работе. Она мечтает, что, став учителем, ей удастся вырастить настоящих граждан нашей страны, а для этого очень важно уметь вызывать интерес к учебе у детей. Что ж, судя по первому дню Марафона, недостатка в интересных знаниях у его участников не будет, а впереди еще три насыщенные событиями, знаниями и общением недели.
Ольга Хотимская
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии