4 апреля 2015 г.
День учителя физики Программа дня
Всего участников: 553
Репортаж
На День учителя физики записалось более пятисот человек, причём подавляющее число – из регионов. Ведь информацию лучше всего получать из первых рук.
Г.Ф. ТУРКИНА
Интерактивная игра на уроке на основе физического эксперимента
В этом году в 30 регионах государственный экзамен в 9-м классе будет проводиться в форме ОГЭ – основного государственного экзамена. Это экзамен по выбору учащихся, цель которого – создать условия для дифференциации детей при поступлении в классы, где физика является профильным предметом. Как рассказала Елена Камзеева, заведующая лабораторией экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО (руководитель разработчиков КИМ ОГЭ ФИПИ) по физике, любой учитель может «обкатать» задания на своих учениках без наблюдателей и без контроля извне – все критерии выставления оценок и банк заданий ОГЭ уже предоставлены учителю (см. также статью Е.Е. Камзеевой в журнале «Физика. Первое сентября» № 11/2014). Можно потренироваться. Первая апробация КИМ ОГЭ прошла осенью 2014 г. и дала обнадёживающие результаты. На графиках распределения оценок чётко видно, что горб кривой распределения баллов сместился в зону более высоких баллов, по сравнению с результатами реальных экзаменов 2014 г.
В Москве ОГЭ будет проводиться в режиме эксперимента:
– во-первых, вместо бланка 2а, в котором учитель раньше указывал используемое учебное оборудование, вводится общий лист поверки, в котором указывается номер аудитории, номер пункта проведения экзамена и список всего оборудования в аудитории;
– во-вторых, подборка заданий осуществляется компьютером непосредственно в аудитории в режиме реального времени, индивидуально, для каждого ученика
Последняя новость вызвала некоторое замешательство среди учителей, но лектор успокоила аудиторию – пока всё это обсуждается.
Об изменениях в ЕГЭ этого года рассказала Марина Демидова, д.п.н., начальник экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО (руководитель группы разработчиков КИМ ЕГЭ по физике ФИПИ) (см. также статью её статьи в журнале «Физика. Первое сентября» № 12/2014, 1/2015). Именно знание тонкостей проведения экзамена помогает успешно сдавать ЕГЭ отличникам. Многим учителям знакома ситуация – талантливый ученик успешно решил все задачи, однако получил гораздо меньше, чем его товарищ. Хотя ход решения, его логика и уравнения у обоих могут совпадать почти полностью. В чём же подвох? Как известно, в деталях.
Например, если перед решением задачи верно описать физическую модель, а уже потом написать систему уравнений, то за решение задачи можно получить на 1 балл выше. В этом, кстати, тоже секрет успешности учеников-высокобалльников.
Вопрос животрепещущий – в зале практически постоянно щелкали фотоаппараты, учителя старательно конспектировали слайды презентации (вы можете получить их по электронной почте, послав заказ на адрес редакции fiz@1september.ru)
– Обратите внимание, – рассказывала Марина Демидова, – при решении задач с кратким ответом ответ всегда будет целым числом или конечной десятичной дробью. Никаких приближённых ответов – запомните это и передайте своим ученикам!
Сидящая рядом учительница кивнула и машинально повторила – «никаких приближённых ответов». А ведущая продолжала:
– Есть изменения и в кодификаторе. Теперь туда добавили формулы, теперь кодификатор, по сути, превратился в справочник. Но при этом появились и минусы – теперь при решении задачи готовыми (без вывода) можно использовать только те формулы, которые есть в кодификаторе. Многие наши ученики помнят сложные формулы наизусть, однако если формулы нет в кодификаторе, а ученик её напишет по памяти, не выведет из имеющихся там, то это спорная ситуация. Могут срезать балл. Никому же из ваших учеников не придёт в голову, например, писать сразу формулу расчёта радиуса движения заряженной частицы в магнитном поле?
По аудитории прокатился взволнованный ропот, дескать лектор напрасно недооценивает наших детей.
– Коллеги, эти формулы надо уметь выводить! – стояла Марина Юрьевна на своём. – Они должны показать ход своей мысли, своё знание базовых законов физики. И побольше отрабатывайте типовых учебных ситуаций, они очень помогают на экзаменах.
На второй линейке дня из аудитории МПГУ можно было перенестись прямо на борт МКС. На лекции «Уроки о космосе» будущий космонавт Николай Тихонов предложил всем желающим учителям физики организовать... ни много ни мало, совместную лабораторию по проведению опытов в невесомости IMG_4000. В основу мог бы лечь предыдущий учебный проект, который организовал его старший товарищ, космонавт Александр Серебров – «Уроки из космоса» (http://www.youtube.com/user/tvroscosmos). Дети приходили в ЦУП, и Серебров вёл урок в прямом эфире. С шумами, с помехами, с плохой видеосвязью, но эти уникальные учебные фильмы смотрятся до сих пор. А сейчас, когда Серебров ушёл из жизни, при всех наших сегодняшних технологиях никто подобных уроков не проводит.
– Пока я прохожу подготовку, и ещё не летал в космос, – признался Тихонов, – но я уже давно думаю над тем, чтобы возродить этот проект. Сделать пособия по физике, по определённым темам. Провести ряд экспериментов и записать на борту видеолекции, которые потом можно будет использовать в учебном процессе. Есть ГОСТ Роскосмоса – как оформляется космический эксперимент, есть программа «Школьный эксперимент». Сейчас мы готовим изменение программы полёта, чтобы наши эксперименты официально в неё включить.
Почему космический молоток не отскакивает при ударе, а обычный отскакивает? Почему аккумуляторная батарея весом под центнер будет всегда двигаться медленней, чем яблоко (при одинаковом усилии) – дело ведь в невесомости происходит? Почему при попытке завернуть винт отвёрткой космонавта начинает разворачивать в обратную сторону? Что такое гиродин и как детский волчок связан с удержанием ориентации станции в пространстве? Что такое эффект Джанибекова, обратная молния, серебристые облака? Увлекательные примеры, на каждом из которых можно было бы построить не один урок, сыпались на учителей.
Учителя тут же включились: Можно использовать нарезку и из этих роликов… Нужна тематическая библиотека коротких видеосюжетов – сорокаминутный фильм дети устанут смотреть… Неплохо было бы сравнивать физические явления на земле и в космосе и показывать разное из проявление… Очень интересны темы «Закон сохранения импульса», «Газо- и термодинамика», «Свойства жидкостей», «Электрические явления»… Да здесь и биология может подключиться. И география. И экология…
– Давайте сделаем страницу, сайт и там будем выкладывать интересующие вас законы и эффекты, – предложил Тихонов. – Давайте предложения – мы отснимем ваши эксперименты или поставим ваши эксперименты, и ваша школа будет упомянута как разработчик эксперимента, – подытожил Николай Тихонов. – Вы можете мне писать на адрес n_tikhonov@bk.ru.
День ФГОСом начинался и ФГОСом заканчивался. На лекции «Преподавание физики в основной школе в условиях введения ФГОС» Александр Пентин, старший научный сотрудник лаборатории физики ИОСО РАО, размышлял о понятии естественнонаучной грамотности. Казалось бы, отвлечённое понятие, однако, например, такое авторитетное исследование, как PISA, ориентируется именно на выявление компетенций, которые составляют естественнонаучную грамотность.
Их, на самом деле, всего три, главных компетенции, из которых складывается не просто успешная сдача ЕГЭ и правильное решение задач, а вообще, целиком, научный взгляд на жизнь во всех ее многообразных проявлениях. Во-первых, это научное объяснение явления. Во-вторых, использование методов научного познания. И в-третьих, интерпретация данных и использование их для получения выводов.
– ФГОС полностью содержит все эти компетенции, – заметил Александр Пентин. – Просто в других формулировках. Например, умение делать выводы – это метапредметные связи, анализ текстов физического содержания – то же смысловое чтение. И так далее.
По мысли Пентина, с позиций естественнонаучной грамотности, вооружаясь тремя компетенциями, можно «взламывать» любое явление или ситуацию. Например, можно устроить практикум «Физика на кухне» и исследовать явление «невыливания» порционных сливок из упаковки с точки зрения перепада давлений снаружи и внутри сосуда. Или подключить статистическую физику, чтобы понять, действительно ли бутерброд падает чаще маслом вниз, чем вверх, и почему так далеко разлетаются осколки разбитого стакана.
Узнать, как научить наших школьников извлекать данные из графиков и читать таблицы, переводить данные с языка математики на язык естественного описания, научиться применять естественнонаучную грамотность для решения любых задач, можно, связавшись с Александром Пентиным по адресу pentin@mail.ru.
А марафон продолжается!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии