Рейтинг@Mail.ru

1 апреля 2015 г.

День учителя химии  Программа дня

Всего участников: 258

Репортаж


О.С. ГАБРИЕЛЯН
Современные проблемы школьного химического образования и пути их решения


Нечасто день учителя химии выпадает на первое апреля – наверное, поэтому участники были настроены серьезно. И все-таки, для шуток место нашлось. Взять хотя бы обильный снегопад, выпавший нежданно-негаданно в День смеха…

– Как видите, все нас испытывают. Природа испытывает  на прочность, департамент образования – на выносливость, ученики – на профессионализм, – так начала выступление Ольга Рыбникова, учитель гимназии № 1257. Ее лекция была посвящена работе с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок.

Как выяснилось, интерактивные доски висят в классах почти у всех, а обновленная версия наглядного пособия обещает превзойти все ожидания: теперь она включает в себя видеофрагменты, 3D-модели и даже конструктор собственного урока. Можно выбрать из всех тематических слайдов нужные и расположить в удобном для вас порядке.

– Помните, как трудно на пальцах объяснять детям о смещении химического равновесия? А теперь в эту тему можно даже поиграть, – рассказывает Ольга Рыбникова. Учителя наблюдают, как на экране внутри стеклянного куба блуждают молекулы. Под картинками проявляются формулы, а ровный дикторский голос детально рассказывает, как на заводах в промышленном масштабе производят аммиак.

Больше всего слушателей собралось на лекции доцента кафедры химии РГУПС Владимира Доронькина «Формирование навыков решения расчетных задач по химии». Опыт предыдущих лет показал: самые сложные для выпускников задачи – на технику расчетов. Ключ к решению – четкий алгоритм. На цифры смотрим в последнюю очередь, сначала составляем точный логический план решения: ведь многие задачи по химии решаются не с начала, а с конца.

В лекции Владимира Николаевича нашлось место и полезным подсказкам:     

– В прошлом году полстраны неправильно сожгли сероводород в избытке кислорода! Проследите, пожалуйста, – подмигивает профессор учителям.

К концу напряженного занятия среди вычислений мастера нашлась ошибка: один из множителей написан неверно, но решение и ответ правильные.

– Давайте обсудим, что ставить на ЕГЭ за такую оплошность? – нашелся лектор. – Может быть, ноль?

Однако большинство учителей проявили благосклонность: ответ-то правильный, значит, можно засчитать балл.

Кандидат педагогических наук, автор многочисленных учебников по химии профессор Олег Габриелян обсудил с педагогами актуальные проблемы школьного химического образования. В частности – катастрофическую нехватку учебных часов:

– Видимо, не все наши министры в школьные годы успевали по химии – как иначе объяснить, что именно химию у нас начинают изучать с восьмого класса?

Правда, школы сами решают, вводить ли химию в седьмом классе,  но это решение требует от самого предметника изрядных усилий. Олег Сергеевич предлагает «идти в обход»: он издал учебник по химии для седьмого класса, который был внесен в федеральный список. Есть учебник – есть возможность начать заниматься в седьмом классе. Остается только договориться с администрацией.

Обсуждение коснулось и таких нововведений, как объединение школ, несовершенная пятибалльная система оценивания, реформа методических центров:

– Раньше был один методист по химии в районе, но он знал в лицо каждого учителя химии и почти всех его «трудных» учеников. Тогда методология держалась на плаву. Теперь методологических служб много, а вот грамотных изданий по химическому эксперименту – раз-два и обчелся. Так химии недолго и вообще потерять статус экспериментального предмета.

На лекции издательства «Просвещение» о средствах реализации требований ФГОС к результатам обучения химии Алексей Журин презентовал свою новую работу – УМК «Сферы. Химия. 8–9 классы».

– Создавая учебные программы, многие руководствуются своими научными интересами. Кажется – мне интересно, значит, и детям будет интересно. А что если включить все второстепенные темы, хотя бы по чуть-чуть? А некоторые сведения, успевающие за три года набить у учащихся оскомину, наоборот, перенести сразу в 11 класс? Так мы избежим «эффекта надкусанного яблока» у школьников: я уже знаю все про хлор, в восьмом классе проходили…

Что нужно сделать сразу, так это обсудить «правила игры»: рассказать о научном методе, об относительности любых измерений, научить правильно читать формулу, дать представление о многообразии химических реакций.

– Мы должны за год пройти весь вековой путь развития науки, но так, чтобы не было слишком трудно.    

Бывает, что сама система не дает реализовать эту задачу:

– Недавно закончилось открытое интернет-обсуждение примерной программы по химии. Большинство педагогов проголосовали за перенос всей органической химии в десятый класс. Я и рад бы, но я в плену КИМов, – объясняет автор, - поэтому приходится оставлять несколько ознакомительных глав по органике в курсе восьмого класса. Иначе я подведу детей.

Доцент факультета психологии МГУ Наталья Дерябина провела семинар «Классы формул и формулы классов: от ЕГЭ до МГУ». Рассмотреть все параметры, по которым одна химическая формула отличается от другой, – беспроигрышный способ систематизировать свои знания. Формула может описывать одно вещество, несколько, или целый класс веществ; структуру или качественный состав. Формула отражает малейшее изменение вещества, любую реакцию. В общем, разберись с Ее Величеством Формулой – и предмет у тебя в кармане!

Чтобы бдительность слушателей не ослабевала, Наталья Евгеньевна предложила первоапрельский розыгрыш:

– В моей презентации будут время от времени выскакивать ошибки, а вы их ловите! – Правда, в конце семинара оказалось, что ошибок так и не было допущено.

– Ну и что же? Разве не обманщик тот, кто пообещал вас обмануть и не обманул? Зато вы внимательно следили за ходом мысли, – парировала Дерябина.

Эффектное окончание дня – выступление заведующего лабораторией химии Политехнического музея Дениса Жилина. Тема лекции: как сделать химию любимым предметом.

– Известно, что не все дети жалуют наш предмет. Думаю, все дело в том, что их восторженные ожидания не оправдываются: за пару лет мы доказываем им, что химия – наука не о веществах и превращениях, а о формулах. Выход очевидный: нужно идти от факта. Ошеломлять, увлекать, показать детям, что химия – та же компьютерная игра, только не нарисованная, а реальная, не «где-то там», а прямо здесь.

Недолго думая, Денис Михайлович расставил на столе пузырьки с химикатами и принялся, жонглируя ими, ловко проводить опыты. За его спиной на экране высвечивались непонятные слова и значки. Что учит качественнее: наглядный эксперимент или определение понятия? Почувствуйте разницу… 

Итак, готовя к ЕГЭ, решая задачи, рассматривая формулы, не пожалеем времени и реагентов на пару-тройку красивых наглядных опытов. Если дети и не идеально знают химию, то пусть хотя бы они ее любят так же, как мы.

Александра ЧКАНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Лекция

Современные проблемы школь­ного химического образования и пути их решения

ГАБРИЕЛЯН О. С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках химии

РЫБНИКОВА О. Е., заслуженный учитель РФ, почётный работник общего образования РФ, ГБОУ гимназия № 1257;
ГУРОВА А. В., почётный работник общего образования РФ, победитель конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование», учитель высшей категории, ГБОУ школа № 547


Издательство «Легион»

Лекция

Формирование навыков решения расчетных задач по химии

ДОРОНЬКИН В. Н., к.хим.н., автор пособий по химии издательства «Легион»


 6627%
 3514%
 14859%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Издательство «Дрофа»

Лекция

Естественно-научное образование в школе в свете ФГОС и его реализация в линиях УМК

ГАБРИЕЛЯН О. С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ


Издательство «Просвещение»

Лекция

Средства реализации требований ФГОС к результатам обучения химии» на примере УМК «Сферы». Химия. 8–9»

ЖУРИН А. А., д.п.н., автор УМК «Сферы» издательства «Просвещение»


Семинар

Классы формул и формулы классов: от ЕГЭ до МГУ

ДЕРЯБИНА Н. Е., к.п.н., доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова


 5523%
 219%
 16568%
13:45 – 15:00

Семинар

Задачи на смеси в формате ЕГЭ

ТРИГУБЧАК И. В., к.п.н., учитель химии МБОУ «Сергиво-Посадская гимназия им. И.Б.Ольбин­ского», эксперт по проверке ЕГЭ


НОЧУ «Институт новых технологий»

Семинар

Применение реального и компьютерного демонстрационного эксперимента при обучении химии

ПИРНАЗАРОВА А. В., методист, частное научно-образовательное учреждение «Институт новых технологий»


Издательство «Просвещение»

Лекция

Почему я люблю химию

ЖИЛИН Д. М., к.хим.н., зав. лабораторией химии Политехнического музея


 13860%
 6327%
 3113%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии