Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2015 г.

День учителя географии  Программа дня

Всего участников: 237

Репортаж


В.В. БАРАБАНОВ
Контрольно-измерительные материалы по оценке достижения требований новых ФГОС


Для меня этот день начался с ощущения дежавю. И, вероятно, не только для меня. Буквально вчера вечером Владимир Познер обсуждал экологические проблемы с директором российского представительства Всемирного фонда дикой природы Игорем Честиным, а сегодня утром экология снова в центре внимания. День географии открыло выступление представителя большой науки, академика РАН Николая Касимова, который рассказал об экологическом состоянии регионов и городов России. Николай Сергеевич осветил все основные проявления воздействия человека на окружающую среду: воздействие на атмосферу, водные источники, земельные и лесные ресурсы…

Свое выступление академик сопроводил слайдами с графикой, которые четко показали, как обстоят дела с определенным видом воздействия, например, с выбросами в атмосферу, в разных регионах и городах. Где у нас относительно «чистые» регионы, а где самые «грязные». Причем, все эти виды воздействия с помощью графики можно было отследить в динамике (как ситуация менялась на протяжении того или иного промежутка времени) и сделать определенные выводы. Скажем, если на основании исследований различных видов антропогенного воздействия составить своеобразный рейтинг регионов, мы увидим, что положение конкретного региона в таком рейтинге зависит не от «современной структуры антропогенного воздействия», а скорее «от унаследованной специализации хозяйства, устойчивости в кризис и включенности в мировой рынок».

В конце выступления Николай Касимов подчеркнул, что негативные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду нам известны (например, мы знаем, как техногенные источники влияют на геохимию дорожной пыли в городах, как идут процессы подщелачивания и засоления почв), но решать эти проблемы зачастую не достает возможностей: финансовых средств и времени.

В педагогике, заметим, существуют те же проблемы. Но в этот день речь, конечно же, шла не о них. Большинство событий дня было посвящено актуальным для всех учителей вопросам перехода на новые ФГОС.

Доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ Владимир Пятунин рассказал о способах формирования логических универсальных учебных действий, обратив особое внимание на типичные затруднения школьников в процессе усвоения причинно-следственных связей:

– Нередко ребята путают причину и следствие, в ходе обсуждения цепочек причинно-следственных связей «теряют» промежуточные «звенья», заменяют объяснение особенностей географических объектов простым перечислением их характеристик или тавтологией (то есть ребенок вместо объяснения какого-то явления снова называет это явление, только – другими словами). Например, вопрос стоит так: расскажите о влиянии климатических условий степной зоны на характер почвы, растительность и животный мир. Ученик отвечает: степи расположены там-то, климат достаточно сухой, растительность – трава, почва – чернозем, животное – суслик. С точки зрения фактов – безупречный ответ, но при этом ничего не объяснено…

Повышенный интерес к мастер-классу президента Межрегиональной ассоциации учителей географии России Александра Лобжанидзе (втреча с ним вылилась в очень живой, интерактивный диалог), как оказалось, тоже был связан с введением новых стандартов. Вот какие ответы я услышал, когда по окончании мастер-класса «Содержательные и функциональные особенности УМК ‹География. Сферы›» начал расспрашивать его наиболее активных участников о том, что ценного они вынесли для себя из этого мероприятия:

– В этом году мы в нашей школе (я приехала из Волгограда) как раз переходим на новые стандарты. Для меня стоял вопрос: какую линию и какого автора выбрать. Склонялась к линии Домогацких, а теперь решила, что буду работать по Лобжанидзе. Очень понравился комплекс! Масса форм работы, разнообразные, дифференцированные по степени сложности задания.

– Я и раньше слышала от коллег положительные отзывы о «Сферах», а здесь сама убедилась, что по УМК стоит работать. Очень понравился комплексный подход. Предмет освещается буквально со всех сторон: есть учебник, электронное пособие, атласы, карты, тренинговые варианты работы, у детей есть возможность для самопроверки, учитель может проверить знания по разным параметрам: тестовым, графическим…

– Самое ценное, что разработчикам удалось создать единую образовательную среду с 5 по 9 класс, которая связывает все учебно-методические комплексы в некую целостность в пределах одного предмета. Ребенок привыкает работать в одном ключе, у него не возникает страха, что ему встретится какое-то совершенно незнакомое задание, которое он не сможет понять.

Примечательно, что практически на каждой встрече в этот день разговор так или иначе касался использования на уроке электронных средств обучения. Было и отдельное выступление на эту тему. Возможности «Работы с интерактивными картами серии «Наглядная школа» на уроках географии» раскрыла главный редактор издательства «Экзамен-Медиа» Татьяна Карташева.

А с новыми разработками, которые в скором времени окажут влияние на преподавание географии, педагогов познакомил старший научный сотрудник центра разработки контрольно-измерительных материалов Федерального института педагогических измерений Вадим Барабанов. Он представил новые типы заданий, которые сейчас проходят апробацию в некоторых школах. В частности, это задания, которые развивают умения выявлять недостоверную, недостающую и дополняющую информацию. К примеру, такое задание: детям дается текст с описанием страны, под которое подходят несколько стран. Одновременно ребята получают дополнительную информацию. Требуется найти в этой информации фрагмент, дополняющий описательный текст таким образом, чтобы по нему можно было однозначно определить, о какой стране идет речь. Еще один тип новых заданий – задания, направленные на развитие умений работать с текстом. Новизна в том, что в задании надо не просто прочитать и пересказать текст, а осмыслить содержание прочитанного и аргументированно высказать свою точку зрения.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня
Выступает: Касимов Николай Сергеевич, д.геогр.н., академик РАН, первый вице-президент РГО.
Тема: Регионы и города России: интегральная оценка экологического состояния.

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с интерактивными картами серии «Наглядная школа» на уроках географии

КАРТАШЁВА Т. А., главный редактор издательства «Экзамен-Медиа»


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Логические универсальные учебные действия: способы формирования и оценка

ПЯТУНИН В. Б., к.п.н., доцент кафедры методики преподавания географии МПГУ


Издательство «Просвещение»

Лекция

О проекте контрольно-изме­ри­тельных материалов по оценке достижения требований новых ФГОС

БАРАБАНОВ В. В., в.н.с. ФИПИ, член Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии, старший научный сотрудник лаборатории географического образования учреждения РАО «Институт содержания и методов обучения»


 3615%
 13859%
 6226%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Издательство «Дрофа»

Лекция

Классическая линия учебников географии: реализация требований ФГОС

БАРИНОВА И. И., д.г.н., профессор каф. методики преподавания географии


Издательство «Просвещение»

Мастер-класс

Содержательные и функциональные особенности УМК «География. Сферы»

ЛОБЖАНИДЗЕ А. А., председатель предметной комиссии ФИПИ по географии, д.п.н., зав. кафедрой экономической и социальной географии им. В.П.Максаковского географического факультета МПГУ


 14668%
 6932%
13:45 – 15:00

Издательство «Просвещение»

Лекция

Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях с УМК по географии «Полярная звезда»

НИКОЛИНА В. В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей педагогики НГПУ, проректор по соци­ально-образовательной деятельности и сетевому сотрудничеству НГПУ им. Козьмы Минина, член авторского коллектива УМК по географии «Полярная звезда»


Издательство «Просвещение»

Мастер-класс

Использование компонентов УМК на уроке

ЛЕСОНЕН Т. А., учитель географии гимназии № 1516 г. Москвы


 10247%
 11653%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии