13 апреля 2014 г.
День учителя английского языка Программа дня
Всего участников: 1361
Репортаж
Быстро переключиться с русского языка английский – задача непростая. Особенно, если ты журналист, а не преподаватель этого предмета. Лекции и мастер-классы сегодня проводились, в основном, на английском, причем их было очень много: популярность этого языка растет в нашей стране с каждым годом, и познакомиться с новейшими методиками пришли более 1350 человек.
Из шести предложенных организаторами лекций в каждой параллели выбрать что-то одно было очень трудно. Свои учебники (для младших и старших классов, для активизации учебной деятельности, подготовки к экзаменам и др.) представляли издательства «Айрис-Пресс», «Дрофа», «Просвещение», «Релод», «Вако», «Макмиллан», «Титул», «Экзамен», «Oxford University Press». Мой выбор пал на лекции и мастер-классы, которые были посвящены более общим, педагогическим и методическим проблемам.
Представители агентства международного образования «Инсайт-лингва» (руководитель отдела групповых программ А. Борева, руководитель отдела индивидуальных программ О.Галенко идиректор по маркетингу Н.Пугачева) провели круглый стол «Обучение за рубежом для преподавателей и их учеников: курсы повышения квалификации и выезд в качестве руководителя группы школьников/студентов». Они объяснили, как выбирать нужные программы для обучения, как правильно подавать заявки. Возможностей много – было бы желание…
Директор по обучению и тренер Центра подготовки преподавателей «ВКС-International House Moscow» Ирина Грекова предложила вместе с ней подумать о необходимости профессионального развития. Ее лекция так и называлась «Профессиональное развитие – обязанность, необходимость или желание?» («Professional Development – an obligation, necessity or willingness?»).
Сначала ведущая узнала, сколько лет работают в школе пришедшие на мастер-класс. Группа была очень неоднородной: и опытные учителя, проработавшие более 30 лет, и студенты. По наблюдениям Центра подготовки преподавателей «ВКС-International House Moscow», количество проработанных в школе лет вовсе не приводит к повышению профессионализма и креативности учителя. Молодые педагоги обычно обладают большей энергией, имеют массу идей, стараются воплотить их в жизнь. Но... после нескольких лет работы часто исчезает не только энтузиазм, но и знание методики. Ирина Грекова рассказала о книге Джо Хари (Jo Hari), посвященной профессиональному росту учителя, и уточнила, что будет использовать примеры из нее.
Итак, мы профессионально развиваемся, если занимаемся тем, что любим. Потому что нам хочется делать свою работу все лучше и лучше, а это всегда требует усилий, которые приносят свои плоды.
Совет: каждое утро писать хотя бы несколько строчек в педагогическом дневнике, где можно вспомнить не только об успехах, но и о неудачах. Тогда будет больше шансов пойти на работу с позитивным настроением и провести настоящий урок – ведь учитель должен быть счастливым человеком, открытым для коммуникации. Только у такого учителя дети захотят учиться.
Ведущая попросила присутствующих поделиться друг с другом мнениями о положительных моментах в профессии учителя. Итак,, работа у нас творческая, интересная, каждый день можно узнавать что-то новое, учитель всегда остается молодым... А еще многие считают, что учитель – начальник! Пусть есть программы, учебники, но когда учитель входит в класс, он – «босс», никто им не командует.
В конце лекции Ирина Грекова предложила протестировать себя при помощи модели "Johari window" (методику можно найти на YouTube, набрав эти слова) и посетовала: только бы приходящие в школу методисты не ставили палки в колеса, ведь анализ уроков часто бывает разрушительным, а должен быть мотивирующим, позитивным.
Лекция закончилась, к ведущей стали подходить с вопросами, один из которых меня очень заинтересовал. Молодая учительница попросила совета: что делать, если у тебя боязнь доски, и поэтому ты иногда допускаешь грамматические ошибки на доске? Ирина посоветовала делать заготовки в виде плакатов или презентаций по теме, пройти дополнительный курс по обучению правописанию, который основан на переписывании текстов и проверке другим человеком. А я спросила, почему бы эту ситуацию не использовать в своих целях? Ведь можно рассказать детям о своей проблеме и попросить их внимательно следить за тем, что написано на доске, чтобы не пропустить случайные ошибки. Все согласно закивали, этот прием многие используют, но... не признаваться же всем ученикам в своей проблеме!
Представители офиса английского языка посольства США также уделили особое внимание мотивации. Но они говорили о детях. Эрик Ландел провел мастер-класс «Программы и проекты для преподавателей английского. Мотивация учащихся» («Programs and Projects for EL Teachers. Motivating EFL Students»).
Что же мотивирует учащихся? Бесспорно, интерес к предмету повышается, когда дети хорошо понимают, чего от них ждут и имеют право выбора тем, темпа освоения материала. А еще, по мнению докладчика, энтузиазм учителя как зеркало отражается в его учениках. У азартного педагога ученики увлеченно воспринимают все, что происходит на уроке. И, конечно, дети должны иметь возможность использовать изучаемый язык для выражения своих мыслей и чувств – не где-то в другом месте, а тут же, на уроке.
После небольшой вводной лекции Эрик Ландел предложил выбрать тему, о которой присутствующие захотят высказать свои ощущения... в стихах. В качестве примера он продемонстрировал презентацию, которую сделали его ученики на тему «Друзья, друзья, друзья». Какими видят своих друзей школьники? Счастливыми, веселыми, танцующими... А учителя?
В течение десяти лет активно функционирует Ассоциация учителей английского языка г. Москвы и Московской области МЕЛТА (MELTA). Ее члены – учителя школ, преподаватели и студенты – поделились своими мнениями на круглом столе «Школа – ВУЗ – Школа: подготовка современного учителя». Между прочим, разрыв между обучением будущих педагогов и профессиональной педагогической деятельностью волнует преподавателей всех школьных предметов.
«Цель ассоциации – налаживать и поддерживать связи между учителями, помогать друг другу,» – начала разговор главный редактор журнала "Английский язык – Первое сентября". И предоставила слово преподавателям.
В вузах студентов учат, в первую очередь, языку: произношению, выступлениям перед большой аудиторией, грамматике... Это, безусловно, очень важно, но молодых людей, как выяснилось, волнует не только это. Будущие педагоги боятся бюрократизации школы, сложных взаимоотношений с коллегами, плохой дисциплины и... детей. На уроке практиканта обычно присутствует несколько человек, за их работой постоянно пристально наблюдают. Согласитесь, это очень трудно! Учителя вмешиваются в урок, исправляют ошибки студентов при детях, то есть делают из них работников второго сорта. При этом практиканты обычно не присутствуют ни на педагогических советах, ни на родительских собраниях, от них закрывают огромный пласт жизни школы, многому им приходится обучаться только в процессе работы.
Тема затронула за живое всех присутствующих. Учителя согласились, что студентов нужно готовить, используя большее количество практики в школах. Но как это будет оплачиваться?..
В заключение преподаватель из Новосибирска Нина Коптюг рассказала о простом педагогическом приеме, который ей достался по наследству от бабушки и может быть полезен каждому учителю: урок хорошо начинать со слов: «Здравствуйте, я так рада видеть вас!». И тогда через несколько занятий дети обязательно ответят «Мы тоже очень рады встрече с вами!».
Индивидуальному подходу и активизации учеников средней школы посвятил свою лекцию «Individual approach in teaching, activating secondary learners» ведущий методист отделения обучения английскому языку издательства «Oxford University Press» Ушапа Фортескью (Ushapa FORTESCUE).
Ведущий специалист издательства "Макмиллан" Н.И. Галанина рассказала о тонкостях «Подготовки к государственной итоговой аттестации по английскому языку на разных этапах обучения». Она привела конкретные примеры работы с учебниками, рассказала о возможностях использования интернета во время уроков. И отметила, что самая большая проблема возникает из-за неумения школьников внимательно читать задание. Нужно с детства приучать ребят при чтении делать пометки – это хороший прием, который можно использовать почти на всех уроках.
Естественно, не обошлись без обсуждения выпускных экзаменов. С лекцией «ГИА–2014. Английский язык. Рекомендации по подготовке к ГИА в 2014 году» выступила председатель предметной комиссии ОГЭ –2014 по английскому языку, заместитель руководителя Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Елена Сергеевна Маркова. Она говорила о метапредметных умениях, которые необходимы, чтобы выпускники могли успешно сдать ЕГЭ по английскому языку.
Хозяева дня – редакция журнала «Английский язык – Первое сентября» – организовали для гостей мастер-классы учителей, постоянных авторов журнала. Послушать о находках коллег пришло очень много педагогов.
«Как написать эссе в формате ЕГЭ? Построение системы аргументации и контраргументации» – Ольга Корчажкина поделилась опытом с коллегами. Эссе (напомню, оно входит в часть «С» ЕГЭ по английскому языку) пишется не для себя, а для воображаемого оппонента, чью аргументацию нужно знать и противопоставлять ей свои, более весомые доводы. Частичное согласие с доводами оппонента – классическая тактика отрицания контраргументации – один из самых действенных приемов написания эссе. Любого, не только на английском языке.
Любовь Десятова в своем мастер-классе «Реализация требований ФГОС: Информационные технологии в обучении английскому языку» предложила при обучении использовать веб-квесты (например, взять "Семь чудес света"), которые можно выполнять как индивидуально, так и в группе, чтобы соотносить свою успешность с работой команды. При этом развивается целый ряд важнейших навыков, в том числе и самооценка. Варианты вебквестов можно найти на сайте elt.oup.com.
Другим активным информационным компонентом для обучения является школьная библиотека, где ученики проверяют информацию, найденную в интернете, развивают умение работать с печатными изданиями.
Максим Рыжичкин продемонстрировал фрагмент открытого урока "Незапланированные акты доброты" ("Random Acts of Kindness»), представленного им на конкурсе «Учитель года-2013». На этом уроке учитель продемонстрировал классу видеоклип и предложил подумать, чему будет посвящено занятие. Школьники стали высказывать предположения. А потом взяли в руки горящую свечу и, передавая ее друг другу, говорили добрые слова тому, кому переходил огонек. Затем на уроке читали, слушали, рассказывали друг другу о людях, которые прославились своими добрыми делами. Ни одного слова на русском – все только на английском. Иностранный использовался и для поиска новой информации, и для общения, и для взаимопонимания.
Но вот основная работа подошла к концу. Учителя, как и на других днях Марафона получили сертификаты, но… не сразу разошлись по домам. Потому что на закрытии они чествовали своих учеников – победителей конкурсов «MELTA 2014». Выступали лучшие ораторы, поэты, рассказчики и певцы. И всё это на прекрасном английском языке.
Браво, ребята! Браво, учителя!
Ольга ЛЕОНТЬЕВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дняЦеремония награждения и Гала-концерт победителей конкурсов MELTA 2014 |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии