Рейтинг@Mail.ru

11 апреля 2014 г.

Всего участников: 734

Репортаж


Литература – искусство, кто бы спорил. Но кто бы сумел так  ее преподать? Красиво. Талантливо. Этично. Благородно. Организаторы Дня  раздали учителям кучу авансов на этот счет.

С утра перед словесниками предстал педагог из Челябинского лицея №31, руководитель литературной студии, автор книги «Няня-поэзия». Он сам пишет стихи, прозу, сценарии, музыку, а главное – учит детей писать стихи. Мастер-класс Константина Рубинского «Почему сочиняющий ребёнок замолкает, взрослея» вдохновлял и учил: цели у детей, приходящих на факультатив, могут быть самые разные, и чаще всего это  общение, а не поэзия; они по полгода могут ничего не предлагать или говорить, что пишут, но никому не покажут. Однако у Константина Рубинского масса тем и идей, увлекающих ребят работой над словом. Например, случайное соприкосновение понятий: придумываем эпитеты к слову «река», записываем; придумываем эпитеты к слову «птица», записываем; а теперь меняем одно определяемое слово на другое – возникают необычные (поэтические) сочетания, предстает новый образ. Или задания по поэтическому перевоплощению: «я свитер…я зубная щетка». Более полно методика описана в публикациях журнала «Литература», но в основе – уверенность:

– Каждый ребенок хоть на минуту поэт, и «ма-ма» – наш первый стих. А вот к тому, что стихи – это о нас, и с поэзией ты никогда не будешь чувствовать себя одиноким, – к этому человека надо еще подвести.

Константин Рубинский видит разных детей, они у него тоже «рифмуются» по определенным признакам, и он знает, чем и как поддержать каждого. Он читает детские стихи, смакуя каждый звук, а учителя сидят, мечтательно подперев голову. После лекции альманахи детской поэзии, привезенные педагогом в подарок марафонцам, исчезли в момент.  Был проанонсирован журнал молодой поэзии «Стержень», авторы – 4-21 год. И все-таки: почему перестают писать повзрослевшие подростки? К этому вопросу рассказчик вернулся в конце и даже дал ответы, но это было уже не важно – все поняли, что у ребят в юности была мастерская слова, и какая! А уж на что она сработала в каждом – не наше дело. Но факт: за 19 лет поэтических штудий Константин Рубинский воспитал двух профессиональных поэтов. А что? Поэту мир редко говорит «да»…

Следом шло  другое яркое событие: «Мой Гамлет» В.Высоцкого: как рассказывать детям о культурных эпохах».  Интрига? Еще бы! Но ларчик открывался изящно: в зале показывали фильм. Актриса Людмила Абрамова рассказывает молодым  посетителям   музея В. Высоцкого – http://www.visotsky.ru/ об удивительном феномене: принц датский прижился в русской культуре, как нигде больше. Он нам свой, а средневековая Дания, которая как тюрьма  и  лишь бежать сломя голову, – родная уже который век. Слабый характер? Не может решиться, не в силах выйти из умственного тупика, сам же говорит. Э-нет. Мечта, правда,  благородство,   непреклонность духа – это наша национальная  территория.  Рассказ сопровождал прекрасный видеоряд, мы вспомнили актеров, фильмы, сцены из спектаклей – а Любимов и Высоцкий были в конце.  Так как же нам рассказывать о культурных эпохах детям? Талантливо. Не можем на высоком уровне сами – даем качественную передачу. На Дне литературы проверили: зал захвачен  просмотром целиком, хотя по жанру – как программа «Академия» на Культуре. Стоит ли добавлять, что диски с фильмом раскупили за пять минут.  

А что же ФГОС, ЕГЭ и новые стандарты, спросите вы. Было. Три лекции подряд прочитала Елена Ерохина, доцент филологического факультета МПГУ, автор методик к линии учебников по литературе, входящей в Федеральный перечень, – тоже своего рода марафонец. Сначала «Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках литературы», потом – «Принципы организации учебной деятельности на уроках литературы», уже от «Вентана-Граф»; наконец, от издательства «Интеллект-Центр» лекция «Обучение школьников письменным видам речевой деятельности на уроках литературы: система учебных задач». И хотя на последней линии усталость  лектора давала себя знать, народ как раз к ней и подтянулся – распознали ценность материала и качество изложения, число участников увеличилось вдвое по сравнению с первой встречей.

На этих лекциях магические слова «система учебных задач»,   «сценарии учебных эпизодов», «письменные виды речевой деятельности» расшифровывались доступно и понятно.

– Стандарт помогает нам более ответственно относиться к содержанию урока – отсюда появилось   много разговоров об учебной деятельности – а это совсем не то, что оптимизация. Василий Васильевич Давыдов  двадцать лет назад писал о «другой   организации учебно-воспитательной работы»    ради положительных результатов учения, а  мы к этому только  подбираемся.

Итак, мотивационная метафора задана – все по науке. Далее лектор рассказывает о четырех этапах деятельности. Первый – мотивация, разумеется. Второй – ориентировочный (план, опирающийся на результат). Третий – исполнительский. Четвертый – контроль. Так вот: у нас нет никакой деятельности ребенка, потому что мы во все четыре этапа влезаем сами, с головой. И думаем: как это – доверить ребенку контроль! Лектор привела пример: ученица обратилась к ней с претензией на задание. Странное, говорит, задание: «Сравни свой ответ и примерный; поясни расхождения». Она не понимает, что ответов может быть несколько, это ладно – но она возмущается: «Разве человек может сам себя оценивать?» И если у нас так, то не надо говорить о развитии. Медленно, но верно Елена  Ерохина прочищала в головах учителей дорогу к деятельностному подходу. Например, показывала пирамиду Маслоу, где внизу – базовая потребность в безопасности, а наверху – в творчестве, и говорила:

– Когда мы говорим «а то двойку получишь», «а то ЕГЭ не сдашь», мы указываем на опасность, то есть задействуем низшую потребность. Хорошей  мотивацией угрозу не назовешь, а почему не подняться выше? 

Лариса  Бугрова,  кандидат филологических наук, методист издательства «Дрофа», провела занятие «Организация творческих исследований учащихся при изучении литературных произведений» – добавим: в старших классах.  Тут цель – движение  каждого по своему маршруту. Но не всегда старшеклассник готов выбрать тему  самостоятельно. Для этого существует перечень возможных исследовательских жанров: хронолайнер (составьте линию времени жизни и творчества  автора и  найдите культурные пересечения), авторские ремарки в пьесе, роман и кино, историко-культурный календарь к рассказу, банк интернет-ресурсов по творчеству поэта и так далее. Задача учителя – поддержать то, к чему ученик более склонен, предложить разные формы сбора  материала: карты, карточки,  интеллект-схемы.

Виктор Журавлев рассказал о методических  новинках  в линейке  учебников Веры Коровиной – лекция «Реализация требований ФГОС ООО в УМК издательства «Просвещение» по русскому языку и литературе». Появились рабочие тетради по литературе для 5-6 классов, в производстве для 7-9.  Спрос на тетради большой, несмотря на то что дидактические материалы были в комплекте всегда (книги «Читаем, думаем,  спорим»). Но основным содержанием лекции стал рассказ о  фонохрестоматиях к учебникам. Это и усиливает внимание ученика  к возможностям выразительного чтения, и дает  учителю новые возможности анализа произведений. Например, вести разговор о том,  как исполнение трактует содержание, сравнивать разные исполнения.

И совпало: работе со звучащей классикой много внимания уделила и Татьяна  Рыжкова, доцент кафедры детской литературы РГПУ им. А.И.Герцена, учитель  литературы.  Лекция «Методика работы с   электронными образовательными ресурсами к УМК по литературе 5–8 классов под ред.  И.Н.Сухих»   демонстрировала разнообразные возможности работы с изобразительным рядом и с аудиоматериалом. Ресурс интерактивный, и ребенок может сам с ним работать. Главное – есть из чего выбрать послушать, посмотреть, а выбрав, определиться с заданием. Есть очень простые: как звучит (буднично, щемящее, тревожно..) -  список слов, обозначающих эмоции, большой. Или вопрос с открытым ответом: «Почему один романс звучит по-разному у профессионального вокалиста   и актера». Так идет работа с лирическими образами поэзии, так мы развиваем представление о личности, реализующей себя в искусстве.

…И вот кульминация Дня! На марафон приехал писатель и телеведущий Александр Архангельский с лекцией «Современная русская литература – путь к золотой середине».  Вполне сообразуясь с потребностями учителя-словесника (что нам сегодня читать, что давать детям, как интерпретировать современный литературный процесс),  Александр Архангельский сначала провел ревизию  «устройства» советской литературы 70-х, где все писатели знали свое место, были причислены к течениям и направлениям, и в этом – в принадлежности к типу – Довлатов сопоставим с Распутиным при всей идеологической разнице. То есть было ясно, от кого чего ждать.  Тогда как современный писатель не знает ниш и ярлыков, не обязан встраиваться, и это, конечно, благо для литературы, но  трудность для читателя. Дальнейшая лекция – лоция в море новых книг и имен. Да, классификации порой аd hoc, оценки небесспорные – но тем веселее и интереснее было слушать.

Вот так и надо! И Пушкин ведь про то же: «Слово – чистое веселье…»


Текст: Людмила КОЖУРИНА

Фото: Владимир СТРОКОВСКИЙ