5 апреля 2014 г.
День учителя физики Программа дня
Всего участников: 542
Репортаж
Физика – трудный предмет для многих школьников. А учителя физики – те, кто куют будущий экономический успех страны. С осознанием высокой миссии наши педагоги участвовали в мероприятиях своего тематического дня.
Ключевым вопросом дня стал ЕГЭ по физике. Лекция «Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА-2014» собрала наибольшее число слушателей. Ее вела председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике (ФИПИ), заведующая отделом естествознания МИОО Марина Демидова. В зале царила напряженная тишина: педагоги сами превратились в прилежных учеников.
Итак, внимание к физике растет, ее сдают более охотно, но преимущественно мальчики. Минимальную границу преодолели далеко не все, кто вызвался сдавать физику как профильный предмет.
Задачи раздела А и В решают многие, однако простые задачи по квантовой физике решают хуже, чем сложные задания по механике.
Задачи на понимание, «на соображалку» даются детям достаточно тяжело. Формулу знают, а что она показывает – вспомнить не могут. Программу седьмого и восьмого класса дети усваивают стабильно хорошо, а все, что учат после ноября в одиннадцатом классе, почему-то вылетает у учащихся из головы.
Западает все, что касается насыщенного и ненасыщенного пара и влажности воздуха (задания висят в банке, никто ничего нового не придумывает, а ошибок много); процент выполнения заданий группы В по электромагнитным явлениям высокий, но ошибки связаны с непониманием физических процессов.
Решение задач в части А – без проблем, задания выполняются примерно половиной сдающих, но если задача с нетипичным заданием – выполняют ее значительно хуже.
В прошлые годы к заданиям с многозначными ответами приступало меньше детей, они просто набирали нужные баллы и уходили. А надо бы писать все, что знаешь, зарабатывать все баллы, какие только можно; попробовать решить все.
Учителей беспокоил вопрос, будут ли издаваться тематические сборники заданий для подготовки к ЕГЭ? Не будут, все висит в электронном виде, нет смысла издавать – считают специалисты. В этом году полностью сменился состав Рособрнадзора и ФИПИ.
Тему продолжила руководитель разработчиков КИМ ГИА-9, заведующая лабораторией экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО Елена Камзеева. Из ее лекции «Основной государственный экзамен по физике в 2014 году»:
– Идея с открытым банком заданий пришла к нам осенью, потом подкрепилась госзаказом. Банк ФИПИ совершенно не удобен для учителей: задания собраны по четырем темам, четкого разделения нет, ответы не даны. Сейчас в открытом банке задания для девятого класса собраны в двадцать семь линеек, по числу заданий в экзамене. На каждое задание от ста до двухсот примеров. Исключение составляют тексты на физическую тему – их не более пятидесяти, и новые тексты в этом году не появятся. То же и с экспериментами – их можно было придумать сколько угодно, но мы должны опираться на реальные утвержденные комплекты пособий. Количество экспериментальных умений ограничено школьной программой и комплектацией школьных классов.
Камзеева констатировала: учителя получили совсем не тот открытый банк, которого ждали, это не более чем иллюстративный ряд, который можно учитывать при организации работы. К тому же файлы в формате PDF, а значит – мало возможностей для редактирования и оперативной работы.
– Нам часто пеняют: вы придумываете хитрые задачи. А мы не хотим хитрить, мы против натаскивания, хочется проверить именно понимание. В будущем году ФИПИ будет придерживаться ранее взятой линии: как можно меньше задач на расчет, как можно больше практических вопросов, три задачи, два вопроса с множественным ответом.
Лекцию «ЕГЭ как повод изучить физику. Записки преподавателя» провел кандидат физико-математических наук Леонид Иосифович Ястребов:
– Еще шестьдесят лет тому назад Григорий Ландсберг в предисловии к учебнику физики отметил, что уровень знания физики у наших школьников непозволительно низок. А как оно вам теперь?
– Еще хуже, – раздались голоса из зала.
– Вы правы! В восьмидесятые годы коэффициент усвоения знаний у школьников был в пределах от десяти до тридцати процентов, сейчас – от трех до десяти. И особенно страдают физика, химия и география.
В чем причина? Мы все выросли из традиционной линейной культуры, мы привыкли к ступенчатой системе познания. Сейчас культура стала мозаичной: никаких отправных точек, никаких определенный траекторий, нужно постоянно менять тему. А мы люди книги: последовательны, внимательны, неповоротливы. Так почему бы не воспользоваться ЕГЭ, чтобы переломить ситуацию и начать обсуждать и обговаривать с учениками отдельные задания?
– Ребенок с клиповым мышлением ничему не научится сам, – утверждает Ястребов, – Ни рефлексировать, ни систематизировать полученные знания. В физике крайне важна интеракция (взаимодействие – Ред.).
Леонид Иосифович поделился с собравшимися собственной программой подготовки школьников к ЕГЭ, суть подхода – «стоит задержаться на простом, чтобы не плавать в сложном». Ну, а технология – «учите писать все, не пренебрегать черновиками, подкорка выдаст все, как только начали работать – хотя бы рисовать для разгонки».
На лекции «Полиграфические и электронные дидактические материалы по физике для достижения метапредметных результатов» речь зашла о качестве методических пособий по физике.
– Некоторые рабочие тетради бывают устроены хуже, чем простые сборники задач, – высказала свое мнение учитель физики, кандидат педагогических наук Татьяна Ханнанов, – ответы не даны, задания скучные, однотипные. Рабочая тетрадь не панацея в освоении метапредметных навыков.
Что выдает хорошее пособие? Нацеленность на планомерно-поэтапное формирование умственной деятельности, варьирование типов заданий в рамках одной и той же темы, в то же время – наличие единого алгоритма для решения однотипных задач. Идеальная рабочая тетрадь по физике должна включать в себя подборку алгоритмов и схем, памятку о том, как решать задачи разных типов.
Некоторые методисты говорят о сотнях алгоритмов, применимых в ходе изучения физики в школе, но каждый педагог волен сам выбирать, что использовать для обучения своих учеников. Однозначно: скучное руководство «внимательно рассмотрите график – о чем он нам говорит?» мало поможет.
Татьяна Ханнанова озвучила универсальный алгоритм обучения ребенка новому виду деятельности, который пригодится каждому учителю: сначала выполнять действия вместе с учениками, затем побудить их составить общую схему действий, затем – мотивировать работу на закрепление. На последнем этапе требуется от десяти до четырнадцати однотипных упражнений.
Лекцию «Работа с интерактивными учебными пособиями серии «Наглядная школа», версии 3.0, на уроках физики» провел руководитель проекта «Наглядная школа» Александр Кудрявцев. Девиз проекта – максимальная наглядность для учеников и максимальный комфорт для учителя.
Вниманию педагогов был представлен новый учебник с возможностью быстро находить нужную тему, распечатывать материал для урока, решать задачу на электронных «полях» – традиционным способом, но в интерактивном режиме. Справочные таблицы можно рассматривать через виртуальное «увеличительное стекло». В приложении имеются виртуальные лаборатории, где можно при помощи компьютерной мыши показать детям, как пройдет завтрашняя лабораторная работа, или быстро объяснить новый материал.
Александр Кудрявцев привычным движением захватывает нарисованную латунную гирю и отправляет в нарисованную колбу с водой. Потом красным виртуальным маркером показывает, как изменился уровень воды.
– То же самое можно сделать на реальной лабораторной работе, а если ученик проболел – сможет посмотреть, как это было.
Учебник педагогам понравился, однако возник вопрос: есть ли демоверсия, чтобы показать администрации и убедить директора закупить пособие? Кудрявцев заверил, что фирма готова приехать в любую школу и собственноручно провести презентацию учебника.
А вот учитель физики МОУ «Лицей г. Фрязино» Михаил Чжан на мастер-классе «Проблемный физический эксперимент как фактор развития критического и универсального мышления» высказал мнение, что в последнее время слишком часто и необоснованно реальные физические эксперименты заменяют виртуальными. Это можно понять: методическая литература застряла в прошлом веке, культура приборов на грани выживания. А между тем древнейший и простейший эксперимент по нагреванию шарика мы помним годами. Не надо лениться проводить эксперименты, не стоит надеяться, что дети подобное уже видели сами в быту.
– Это мне, педагогу-физику, с годами скучно становится показывать одно и то же, а для шестиклассника лампочка загорается в первый раз! И вообще, дети любят реальную практику – присмотритесь в следующий раз, как жадно они наблюдают за тем, как кто-нибудь стирает с доски…
Попросите детей описать эксперимент – результаты ужасающие. Половину они не увидели, а то что видели описывают несусветными словами. Не надо сдаваться, надо просить их думать, и к десятому эксперименту они станут работать гораздо лучше. На контрольных экспериментах – дети вообще думают сами, даже постановку прогноза берут на себя.
Стол перед кафедрой щедро заставлен приборами. Эксперимент «поджаренный диод»… «огненный пунктир».. Важно, чтобы дети видели кухню, а не только результат.
Чжан стравливает провода, заставляет лампочку мигать, и сам улыбается в зал через облачко дыма. «О-о!» – раздается дружно. В руках этого потрясающего учителя все превращается в физический опыт: две старые бобины для перемотки кинопленки, половинка бутылки и пинг-понговый шарик.
– Физика – это предмет о предметах, о вещах, которые можно пощупать, в которые можно верить. А в электронном виде я могу изобразить все что угодно, это антифизика.
Хотя в выступлении «Развивающий физический эксперимент на уроках (на примере урока-панорамы)» Владимира Маркова, учителя физики и директора школы из г. Люберцы, говорилось как раз о пользе компьютеров. О потрясающих фронтальных экспериментах в старших классах. И это годится даже для самых слабых классов.
Профессор кафедры общей физики физфака Южного федерального университета Лев Монастырский прочел лекцию «Методика определения дифференцированных траекторий образования (технологических карт) при подготовке к ЕГЭ по физике». По мнению профессора, технологическая карта должна защищать педагога и учащихся от слишком быстрого и беглого изучения простейших явлений. Например, простая универсальная задача на силу трения, разобранная по косточкам и решенная несколько раз в разных вариантах, на ЕГЭ позволит решить все задачи про спуск с горки или про лыжников на трамплине.
К решению надо подходить «в принципе». Вот задачки на влажность. Трудные, потому что начальный этап изучения свойств воды быстро проскакивается. А стоит потратить несколько дней на то, чтобы заставить воду в стакане испаряться, потом закрыть его крышкой и заставить ее перестать испаряться. Идея насыщенного пара потом помогает решать сложнейшие задания молекулярной физики. То есть сначала – база, потом – нюансы.
Кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн на лекции издательства «Мнемозина» «Новый УМК для старшей школы (базовый и углубленный уровни)» говорил о том, как можно систематизировать ключевые ситуации физики: движение системы тел, мертвые петли, движение подвешенных грузов…
– Заметьте, не ключевые задачи, а ключевые ситуации. Ситуация – открытая структура, к ней вы с детьми можете поставить множество вопросов и задач.
На лекции «Познавательные задачи для урока и элективного курса» педагог московской школы №1 Елена Алексеева представила пропедевтический курс «Физика вокруг нас», рассчитанный на учащихся 3-6 классов, в котором предлагается масса проективных и практических задач: как по положению радуги выяснить, что картинка сделана не с фотографии? В каких ботинках лучше всего ходить по горам? Как с завязанными глазами на ощупь определить, какой камень ты держишь в руке? Можно и разобрать голливудские фильмы на предмет соответствия законам физики: найти распространенные оптические и механические «ляпы».
А учитель Андрей Тарчевский из школы № 179 (Москва) назвал свою презентацию: «Красивые и необычные опыты и демонстрации на уроках физики и на физическом практикуме». Учащиеся школы пробовали не много не мало – а создать действующую модель гидроэлектростанции…
И зависть брала к учителям физики!
Александра ЧКАНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии