Рейтинг@Mail.ru

5 апреля 2014 г.

День учителя физики  Программа дня

Всего участников: 542

Репортаж

Физика – трудный предмет для многих школьников. А учителя физики – те, кто куют будущий экономический успех страны. С осознанием высокой миссии наши педагоги участвовали в мероприятиях своего тематического дня.


Ключевым вопросом дня стал ЕГЭ по физике. Лекция «Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА-2014» собрала наибольшее число слушателей. Ее вела председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике (ФИПИ), заведующая отделом естествознания МИОО Марина Демидова.  В зале царила напряженная тишина: педагоги сами превратились в прилежных учеников.

Итак, внимание к физике растет, ее сдают более охотно, но преимущественно мальчики. Минимальную границу преодолели далеко не все, кто вызвался сдавать физику как профильный предмет.

Задачи раздела А и В решают многие, однако простые задачи по квантовой физике решают хуже, чем сложные задания по механике.

Задачи на понимание, «на соображалку» даются детям достаточно тяжело. Формулу знают, а что она показывает – вспомнить не могут. Программу седьмого и восьмого класса дети усваивают стабильно хорошо, а все, что учат после ноября в одиннадцатом классе, почему-то вылетает у учащихся из головы.

Западает все, что касается насыщенного и ненасыщенного пара и влажности воздуха (задания висят в банке, никто ничего нового не придумывает, а ошибок много); процент выполнения заданий группы В по электромагнитным явлениям высокий, но ошибки связаны с непониманием физических процессов.

Решение задач в части А – без проблем, задания выполняются примерно половиной сдающих, но если задача с нетипичным заданием – выполняют ее значительно хуже.

В прошлые годы к заданиям с многозначными ответами приступало меньше детей, они просто набирали нужные баллы и уходили. А надо бы писать все, что знаешь, зарабатывать все баллы, какие только можно; попробовать решить все.

Учителей беспокоил вопрос, будут ли издаваться тематические сборники заданий для подготовки к ЕГЭ?  Не будут, все висит в электронном виде, нет смысла издавать – считают специалисты. В этом году полностью сменился состав Рособрнадзора и ФИПИ.

Тему продолжила руководитель разработчиков КИМ ГИА-9, заведующая  лабораторией экспертно-аналитического отдела ГАУ МЦКО Елена Камзеева. Из ее лекции «Основной государственный экзамен по физике в 2014 году»:

Идея с открытым банком заданий пришла к нам осенью, потом подкрепилась госзаказом. Банк ФИПИ совершенно не удобен для учителей: задания собраны по четырем темам, четкого разделения нет, ответы не даны. Сейчас в открытом банке задания для девятого класса собраны в двадцать семь линеек, по числу заданий в экзамене. На каждое задание от ста до двухсот примеров. Исключение составляют тексты на физическую тему – их не более пятидесяти, и новые тексты в этом году не появятся. То же и с экспериментами – их можно было придумать сколько угодно, но мы должны опираться на реальные утвержденные комплекты пособий. Количество экспериментальных умений ограничено школьной программой и комплектацией школьных классов.

Камзеева констатировала: учителя получили совсем не тот открытый банк, которого ждали, это не более чем иллюстративный ряд, который можно учитывать при организации работы. К тому же файлы в формате PDF, а значит – мало возможностей для редактирования и оперативной работы.

– Нам часто пеняют: вы придумываете хитрые задачи. А мы не хотим хитрить, мы против натаскивания, хочется проверить именно понимание. В будущем году ФИПИ будет придерживаться ранее взятой линии: как можно меньше задач на расчет, как можно больше практических вопросов, три задачи, два вопроса с множественным ответом.

Лекцию «ЕГЭ как повод изучить физику. Записки преподавателя» провел кандидат физико-математических наук Леонид Иосифович Ястребов:

– Еще шестьдесят лет тому назад Григорий Ландсберг в предисловии к учебнику физики отметил, что уровень знания физики у наших школьников непозволительно низок. А как оно вам теперь?

– Еще хуже, – раздались голоса из зала.

– Вы правы! В восьмидесятые годы коэффициент усвоения знаний у школьников был в пределах от десяти до тридцати процентов, сейчас – от трех до десяти. И особенно страдают физика, химия и география. 

В чем причина? Мы все выросли из традиционной линейной культуры, мы привыкли к ступенчатой системе познания. Сейчас культура стала мозаичной: никаких отправных точек, никаких определенный траекторий, нужно постоянно менять тему. А мы люди книги: последовательны, внимательны, неповоротливы. Так почему бы не воспользоваться ЕГЭ, чтобы переломить ситуацию и начать обсуждать и обговаривать с учениками отдельные задания?

– Ребенок с клиповым мышлением ничему не научится сам, – утверждает Ястребов, – Ни рефлексировать, ни систематизировать полученные знания. В физике крайне важна интеракция (взаимодействие – Ред.).

Леонид Иосифович поделился с собравшимися собственной программой подготовки школьников к ЕГЭ, суть подхода – «стоит задержаться на простом, чтобы не плавать в сложном». Ну, а технология – «учите писать все, не пренебрегать черновиками, подкорка выдаст все, как только начали работать – хотя бы рисовать для разгонки».

На лекции «Полиграфические и электронные дидактические материалы по физике для достижения метапредметных результатов» речь зашла о качестве методических пособий по физике.

– Некоторые рабочие тетради бывают устроены хуже, чем простые сборники задач, – высказала свое мнение учитель физики, кандидат педагогических наук Татьяна Ханнанов, – ответы не даны, задания скучные, однотипные. Рабочая тетрадь не панацея в освоении метапредметных навыков.

Что выдает хорошее пособие? Нацеленность на планомерно-поэтапное формирование умственной деятельности, варьирование типов заданий в рамках одной и той же темы, в то же время – наличие единого алгоритма для решения однотипных задач. Идеальная рабочая тетрадь по физике должна включать в себя подборку алгоритмов и схем, памятку о том, как решать задачи разных типов.

Некоторые методисты говорят о сотнях алгоритмов, применимых в ходе изучения физики в школе, но каждый педагог волен сам выбирать, что использовать для обучения своих учеников. Однозначно: скучное руководство «внимательно рассмотрите график – о чем он нам говорит?» мало поможет.

Татьяна Ханнанова озвучила универсальный алгоритм обучения ребенка новому виду деятельности, который пригодится каждому учителю: сначала выполнять действия вместе с учениками, затем побудить их составить общую схему действий, затем – мотивировать работу на закрепление. На последнем этапе требуется от десяти до четырнадцати однотипных упражнений.

Лекцию «Работа с интерактивными учебными пособиями серии «Наглядная школа», версии 3.0, на уроках физики» провел руководитель проекта «Наглядная школа» Александр Кудрявцев. Девиз проекта – максимальная наглядность для учеников и максимальный комфорт для учителя.

Вниманию педагогов был представлен новый учебник с возможностью быстро находить нужную тему, распечатывать материал для урока, решать задачу на электронных «полях» – традиционным способом, но в интерактивном режиме. Справочные таблицы можно рассматривать через виртуальное «увеличительное стекло». В приложении имеются виртуальные лаборатории, где можно при помощи компьютерной мыши показать детям, как пройдет завтрашняя лабораторная работа, или быстро объяснить новый материал.

Александр Кудрявцев привычным движением захватывает нарисованную латунную гирю и отправляет в нарисованную колбу с водой. Потом красным виртуальным маркером показывает, как изменился уровень воды.

– То же самое можно сделать на реальной лабораторной работе, а если ученик проболел – сможет посмотреть, как это было.

Учебник педагогам понравился, однако возник вопрос: есть ли демоверсия, чтобы показать администрации и убедить директора закупить пособие? Кудрявцев заверил, что фирма готова приехать в любую школу и собственноручно провести презентацию учебника.

А вот учитель физики МОУ «Лицей г. Фрязино» Михаил Чжан на мастер-классе «Проблемный физический эксперимент как фактор развития критического и универсального мышления» высказал мнение, что в последнее время слишком часто и необоснованно реальные физические эксперименты заменяют виртуальными. Это можно понять: методическая литература застряла в прошлом веке, культура приборов на грани выживания. А между тем древнейший и простейший эксперимент по нагреванию шарика мы помним годами. Не надо лениться проводить эксперименты, не стоит надеяться, что дети подобное уже видели сами в быту.

– Это мне, педагогу-физику, с годами скучно становится показывать одно и то же, а для шестиклассника лампочка загорается в первый раз! И вообще, дети любят реальную практику – присмотритесь в следующий раз, как жадно они наблюдают за тем, как кто-нибудь стирает с доски…

Попросите детей описать эксперимент – результаты ужасающие. Половину они не увидели, а то что видели описывают несусветными словами. Не надо сдаваться, надо просить их думать, и к десятому эксперименту они станут работать гораздо лучше. На контрольных экспериментах – дети вообще думают сами, даже постановку прогноза берут на себя.  

Стол перед кафедрой щедро заставлен приборами. Эксперимент «поджаренный диод»… «огненный пунктир».. Важно,  чтобы дети видели кухню, а не только результат.

Чжан  стравливает провода, заставляет лампочку мигать, и сам улыбается в зал через облачко дыма. «О-о!» – раздается дружно.  В руках этого потрясающего учителя все превращается в физический опыт: две старые бобины для перемотки кинопленки, половинка бутылки и пинг-понговый шарик.

– Физика – это предмет о предметах, о вещах, которые можно пощупать, в которые можно верить. А в электронном виде я могу изобразить все что угодно, это антифизика.

Хотя в выступлении «Развивающий физический эксперимент на уроках (на примере урока-панорамы)»  Владимира Маркова, учителя физики и директора школы из г. Люберцы, говорилось как раз о пользе компьютеров. О потрясающих фронтальных экспериментах в старших классах. И это годится даже для самых слабых классов.

Профессор кафедры общей физики физфака Южного федерального университета Лев Монастырский прочел лекцию «Методика определения дифференцированных траекторий образования (технологических карт) при подготовке к ЕГЭ по физике». По мнению профессора, технологическая карта должна защищать педагога и учащихся от слишком быстрого и беглого изучения простейших явлений. Например, простая универсальная задача на силу трения, разобранная по косточкам и решенная несколько раз в разных вариантах, на ЕГЭ позволит решить все задачи про спуск с горки или про лыжников на трамплине.   

К решению надо подходить «в принципе». Вот задачки  на влажность. Трудные, потому что начальный этап изучения свойств воды быстро проскакивается. А стоит потратить несколько дней на то, чтобы заставить воду в стакане испаряться, потом закрыть его крышкой и заставить ее перестать испаряться. Идея насыщенного пара потом помогает решать сложнейшие задания молекулярной физики.  То есть сначала – база, потом – нюансы.

Кандидат физико-математических наук Лев Генденштейн на лекции издательства «Мнемозина» «Новый УМК для старшей школы (базовый и углубленный уровни)» говорил о том, как можно систематизировать ключевые ситуации физики: движение системы тел, мертвые петли, движение подвешенных грузов…  

– Заметьте, не ключевые задачи, а ключевые ситуации. Ситуация – открытая структура, к ней вы с детьми можете поставить множество вопросов и задач.

На лекции «Познавательные задачи для урока и элективного курса» педагог московской школы №1 Елена Алексеева представила пропедевтический курс «Физика вокруг нас», рассчитанный на учащихся 3-6 классов, в котором предлагается масса проективных и практических задач: как по положению радуги выяснить, что картинка сделана не с фотографии? В каких ботинках лучше всего ходить по горам? Как с завязанными глазами на ощупь определить, какой камень ты держишь в руке? Можно и разобрать голливудские фильмы на предмет соответствия законам физики: найти распространенные оптические и механические «ляпы».

А учитель Андрей Тарчевский из школы № 179  (Москва)  назвал свою презентацию: «Красивые и необычные опыты и демонстрации на уроках физики и на физическом практикуме». Учащиеся школы пробовали не много не мало – а создать действующую модель гидроэлектростанции…

И зависть брала к учителям физики!

Александра ЧКАНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Государственная итоговая аттестация в общеобразовательной школе

Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА–2014

ДЕМИДОВА М. Ю., д.п.н., профессор МГПУ, руководитель центра педагогических измерений ФИПИ;
КАМЗЕЕВА Е. Е., к.ф-м.н., руководитель группы по подготовке КИМ ОГЭ, начальник экспертно-аналитического отдела МЦКО


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с интерактивными учебными пособиями серии «Наглядная школа», версии 3.0, на уроках физики

КУДРЯВЦЕВ А. А., IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина;
СВЕТИЧ Е. Г., к.п.н., руководитель департамента образовательных ИКТ и ресурсов АНО НЦИО


Лекция

ЕГЭ как повод изучить физику. Записки преподавателя

ЯСТРЕБОВ Л. И., к.ф.-м.н.


Система обучения физике на профильном уровне (на опыте гимназии № 1534)

СОКОЛОВА Н. Ю., к.п.н., заслуженный учитель г. Москвы, учитель физики Академической гимназии № 1534


Издательство «ВАКО»

Лекция

Полиграфические и электронные дидактические материалы по физике для достижения метапредметных результатов

ХАННАНОВА Т. А., к.п.н., учитель физики


 41779%
 306%
 356%
 479%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Физический эксперимент в свете ФГОС

Проблемный физический эксперимент как фактор развития критического и универсального мышления

ЧЖАН М. Б., учитель физики МОУ, лицей г. Фрязино, МО


Развивающий физический эксперимент на уроках (на примере урока-панорамы)

МАРКОВ В. П., учитель физики, директор школы, лауреат конкурса «Учитель года–2000», г. Люберцы, МО


Издательство «Легион»

Лекция

Методика определения дифференцированных траекторий образования (технологических карт) при подготовке к ЕГЭ по физике

МОНАСТЫРСКИЙ Л. М., заслуженный деятель науки и образования РАЕ, профессор кафедры общей физики физического факультета Южного федерального университета, автор и редактор учебно-методических пособий издательства «Легион»


Издательство «Мнемозина»

Лекция

Новый учебно-методический комплекс для старшей школы (базовый и углублённый уровни)

ГЕНДЕНШТЕЙН Л. Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
КОШКИНА А. В., учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ №37, председатель предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, эксперт предметной комиссии ЕГЭ (Архангельск)


Издательство «Национальное образование»

Лекция

Основной государственный экзамен по физике в 2014 г.

КАМЗЕЕВА Е. Е., к.ф-м.н., руководитель группы по подготовке КИМ ОГЭ, начальник экспертно-аналитического отдела МЦКО


 26551%
 7615%
 346%
 14728%
13:45 – 15:00

Увлекательная и развивающая физика

Познавательные задачи для урока и элективного курса

АЛЕКСЕЕВА Е. В., ЧУ СОШ «Первая школа», г. Красногорск, Московская обл.


Красивые и необычные опыты и демонстрации на уроках физики и на физическом практикуме

ТАРЧЕВСКИЙ А. Е., ГОУ СОШ № 179 МИОО, г. Москва


Издательство «Дрофа»

Лекция

Новое в деятельности учителя физики: готовимся к внедрению стандартов второго поколения

ПУРЫШЕВА Н. С., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Теории и методики обучения физики им. А.В Пёрышкина» МПГУ, автор УМК «Физика»


Компания «Школьный мир»

Лекция

Фронтальные комплекты по физике нового поколения

НИКИФОРОВ Г. Г., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, к.п.н.


Мастер-классы

Нестандартные занятия для нестандартных учащихся

Доклады:

  • Экспериментальная составляющая реализации системно-деятельностного подхода на уроках физики (дистанционное обучение)

    СОЛОВЬЕВА В. А., учитель физики и информатики, Быковская СОШ № 15, Раменского района МО


  • Эффективная проектная деятельность на основе занимательного эксперимента

    ТУРКИНА Г. Ф., учитель физики ГОУ ЦО «Технологии обучения», г. Москва


 19338%
 20239%
 275%
 9118%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии