3 апреля 2014 г.
День учителя биологии Программа дня
Всего участников: 301
Репортаж
Учителя биологии – особенные. Наш предмет – жизнь во всей своей невероятной сложности, и ученики вслед за учителями продвигаются ступенька за ступенькой по этой лестнице живого, от генного и клеточного уровня до уровня биоценозов и экосистем материков и океанов.
Понятно, что подходить к изучению такого предмета механически, просто заучивая параграфы, бессмысленно. Именно поэтому большая часть дня была посвящена проектной деятельности в школе.
Открывала день лекция «Проектная деятельность в основном звене школы», которую читала Марина Ступницкая, координатор проектной деятельности АНО СОШ «Премьер» (http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702306).
Марина Анатольевна кратко обозначила этапы проектной работы: проблематика, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако проект, в понимании Ступницкой, много важнее, чем просто очередной файл в портфолио ученика или учителя. Проект – мощный образовательный инструмент, позволяющий ученику (особенно в подростковом возрасте) не просто осваивать важные компетенции, которые требует ФГОС. И не просто средство, позволяющее ученику осваивать методы поиска, анализа и синтеза информации, но – ключ к присвоению знания, формированию собственного жизненного опыта. А еще проект — это мощное поле самореализации для подростка, пространство, где он может утвердить себя. Тут и фантазия, и тяга к самостоятельности, и опыт совершенно иного взаимодействия с педагогом.
Как же построить такой проект, как выбрать его тип, как определить формат отношений с учениками – поддерживать, опережать их интерес или ждать, пока они сами обратятся за помощью?
Часть ответов вы можете найти на страницах журнала ИД "Первое сентября" «Школьный психолог» http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702306, а можете лично задать вопросы Марине Анатольевне, записавшись на дистанционный курс Педагогического университета «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся» (http://edu.1september.ru/distance/21/005/).
Тему проектов продолжил на лекции «Программы реализации индивидуальных проектов в рамках ФГОС и методики диагностики личностных результатов обучения при проведении полевых практик школьников» директор Дома научно-технического творчества молодежи и председатель Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь» Александр Леонтович. Он посмотрел на проблему под другим углом. Новый ФГОС требует участия в проектах всех детей, а не только одаренных. И как строить свою работу педагогам в этих новых условиях?
А если у самого учителя нет практики самостоятельных исследовательских работ? Этот формат кардинально отличается от формата работы на уроке, ведь проект каждый раз выполняется заново, здесь нет готовых форм и решений. Опираясь на многолетний опыт наблюдений, Александр Владимирович заметил, что качественно выполнять учитель может пять-десять работ в год.
– Это значит вообще не работать, – возразили учителя. – Времени не остается ни на что! А если на две ставки работаешь и в сельской школе?
– Чтобы сделать проект, деньги нужны, – подхватили в аудитории. – Лаборатория, материалы и так далее. Кто будет платить?
– Нет прямой связи между материальной базой и качеством проекта, – ответил Александр Владимирович. – Есть примеры очень сложных и качественных проектов, выполненных «на коленке». И наоборот, масса случаев, когда хорошая аппаратура педагогами не используется. Главное – понимать принцип исследовательского подхода и задавать ребенку это направление. Поверьте, само худшее – если ваши дети массово будут скачивать проекты из Интернета, это значит – убить саму суть проектной работы.
Учителям и самим эта перспектива не нравится. Но что делать, как выйти из этой вилки: с одной стороны, однозначные требования нового ФГОС, с другой, катастрофическая нехватка времени и материальных ресурсов?
– Один из выходов, – заметил Леонтович, – проекты в формате практикума. Это наиболее реальный формат, где, с одной стороны, сохранена исследовательская составляющая, а с другой, найдена приемлемая и тиражируемая форма.
Большой интерес особенно у молодых и будущих педагогов вызвал мастер-класс Александра Козленко «Моделирование в обучении биологии и метапредметные результаты образования». Ведь моделирование в биологии – и компьютерное и в виде действующих моделей и экспонатов – прекрасная возможность попробовать самим создавать условия существования жизненных форм и биологических процессов. Подробнее об этом можно узнать, записавшись на дистанционные курсы А.Козленко «Информационная культура и компьютер на уроке биологии» http://edu.1september.ru/distance/03/007/ и «Использование игр на уроках биологии» http://edu.1september.ru/distance/03/010/
Но, пожалуй, самым запоминающимся аккордом этого дня стала лекция «Генетическая детерминация реакции на стресс», которую читала Светлана Боринская, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилова.
Чем удивителен Марафон – ни на одной другой конференции педагогов организаторы не выходят за рамки методики и дидактики. Но образование, если понимать его широко, – очень многозначное слово. От звезд до клеток, от простейших навыков до человеческой души – все поддается процессу познания. Поэтому на Марафоне можно встретить уникальных людей из самых разных областей науки.
Светлана Боринская, известный ученый-генетик, заставила меня пожалеть, что мне не семнадцать лет: так остро захотелось, слушая ее, переменить жизнь, выучить биологию и поступить на биофак. В самом деле, если наукой XX века считается физика, то наука века XXI, без сомнения, биология и, в частности, генетика.
Острие научной мысли, пик поиска и открытий ощутимо сместился в сторону «наук о живом» – генетики, медицины, нейробиологии. Светлана Боринская рассказывала вещи удивительные. Зал, затаив дыхание, слушал о клеточных механизмах влияния стресса на организм – как постепенно хронический стресс его разрушает, без мистики и неких «мифических нервов», просто как часы: при стрессе выбрасывается адреналин, он повышает давление, суживает сосуды, увеличивается сердцебиение – все это эволюционно обусловлено, все это нужно нам, чтобы бежать, драться, выдерживать нагрузки. Но если стресс хронический, то он буквально расшатывает кровеносную систему (подобно тому, как становится неисправен водопровод в доме, если все время держать давление в трубах выше нормы). Итог один – протечка или разрыв трубы. В переводе на язык медицины – инфаркт или инсульт.
А сколь неожиданна абсолютно доказанная связь между тем, сколько ребенка любили в детстве, и уровнем его устойчивости (или склонности) к депрессиям во взрослом возрасте? Один из главных факторов, создающих наше настроение, – гормон серотонин. Есть фермент – транспортер серотонина. Каждое живое существо испытывает стресс при рождении, и этот стресс тормозит выработку фермента. Но! Если детеныша (а опыты ставились на мышах) мама регулярно вылизывает и ухаживает за ним, то блокировка снимается и серотонин поступает в мозг в норме.
Такие же результаты были показаны при исследованиях людей с тяжелыми формами депрессии – у всех затруднена транспортировка серотонина, и у всех были большие проблемы в детстве.
Поразительно, как очень многим психологическим состояниям находятся вполне биологические объяснения, но еще более поразительно, что они ничуть не противоречат эмпирическому извечному опыту человечества. Разве для нас открытие, что материнская любовь лечит, уберегает и дает силы? Нет, но теперь есть научное подтверждение тому, о чем знали все матери мира от начала времен: чаще ласкайте своего ребенка, и он вырастет счастливым.
А Марафон продолжается, колесница знания движется вперед!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии