1 апреля 2014 г.
День учителя географии Программа дня
Всего участников: 326
Репортаж
Москву в этот день завалило снегом. Автомобили месили бурую слякоть. Люди спешили, склонив голову, сквозь метель. С апрельского неба летели хлопья крупного, как в рождественской сказке, снега. Первоапрельская шутка у природы определённо удалась.
Этот погодный инцидент как нельзя лучше иллюстрировал лекцию «Как климат и человек меняют природу России?», с которой и начался День учителя географии.
Лектор — профессор Аркадий Тишков, заместитель директора Института географии РАН, сосредоточился на глобальном потеплении и печальных прогнозах, которые нам оно сулит. Между прочим, по статистике дня, эта тема волновала больше половины всех слушателей. Насколько подскочит температура, и чем это грозит человечеству?
Впрочем, профессор был сдержан в прогнозах — нас ждут колебания температуры в пределах двух-трёх градусов, а это для истории планеты вполне обычное дело. К тому же в потеплении есть и локальные плюсы. Да, кое-где стало суше, причём значительно — на 50%, но, в общем, количество осадков выросло. В нашей стране, например, на 30%, что благоприятно сказывается на сохранении многолетней мерзлоты.
А засухи, суховеи, опустынивание, гибель редких видов, зачастую связаны именно с деятельностью человека. Как правило, он начинает менять природу в ответ на изменения климата. Пожалуй, именно климат движет человеческой историей. Например, европейские леса исчезли не во время Ренессанса или промышленной революции Нового времени, а в V-VI веках, когда закончился римский климатический оптимум. Во время оптимума температура была выше нынешней на полтора градуса, альпийские ледники отступили, что позволило римлянам завоевать Галлию и Северную Европу. А потом грянул климатический пессимум раннего Средневековья, голод, неурожаи, бескормица, эпидемии, что привело к Великому переселению народов и падению Римской империи.
Попутно сожгли все леса. Вот так климат управляет человеческой историей. А человек, отвечая на климатические вызовы, меняет природу. Сегодня хозяйственная деятельность человека отзывается на облике всей планеты: тысячелетняя распашка земель Русской равнины сформировала её ландшафт, освоение Арктики приводит к фрагментации болот. Одновременно, с ростом температуры тундра всё больше зарастает лесом, туда приходят медведь, рысь, песец. А на юге активно осваивают территории чужеродные виды: енотовидная собака, благородный олень, белка на Кавказе. Сегодня в заповедниках — до 30% чужеродных видов. Что же мы охраняем? Получается, что не первозданную природу, а ту, что сложилась в результате деятельности человека и природы. Поменялась зональность, границы распространения видов, появились новые биоты и типы экосистем, новые природно-техногенные комплексы, ареалы видов. Важно понимать, что мы поменяли мир необратимо. И что самое страшное климатическое оружие — это мы сами.
Лекция доктора географических наук, ведущего научного сотрудника лаборатории экспериментальных исследований геосистем Института географии РАН Н.Н. Клюева «Эколого-географические последствия российских реформ» вызвала огромный интерес у слушателей. Рассматривались некоторые экологические последствия коренной ломки основ хозяйственной жизни и его территориальной организации, связанные с формированием постсоветской политэкономической «машины» и актуальные тенденции природопользования и его территориальной организации:
– экологическая деградация региональных хозяйств;
– возрастание угроз природно-техногенных катастроф;
– усиление межрегиональных различий по экологическим параметрам;
– поляризация природопользования, его фрагментация; «одичание», ренатурализация периферии;
– неуправляемая концентрация разнообразных нагрузок на природу в компактных ареалах населённых пунктов и их ближайшего окружения, вдоль главных транспортных магистралей;
– «трубопроводно-портовый бум», вызывающий перемещение транспортных экологических угроз к морским акваториям и их приближение к российским границам;
– примитивизация сельского хозяйства и его специфическая «псевдоинтенсификация» за счёт ужесточения эксплуатации трудовых и земельных ресурсов;
– «вялая» в целом реакция природной среды на масштабное сокращение хозяйственной нагрузки на природу.
Как показать эти изменения на уроке, можно было понять на лекции «Работа с интерактивными картами серии «Наглядная школа» на уроках географии», которую проводило издательство «Экзамен-Медиа» (http://www.examen-media.ru/nashi-produkty/demo-versii). Татьяна Карташева, главный редактор издательства жонглировала слоями карт, на которых умещалось, кажется, содержание целого учебника. Тут тебе ландшафты, рельеф, месторождения, границы парков и заповедников, численность населения, промышленные центры, трубопроводы, специализация сельского хозяйства. Всё наглядно, все карты взяты из Национального атласа России. Очень гибкий инструмент!
Издательство «Легион» представило лекцию «Условия и факторы достижения новых образовательных результатов ФГОС ОО по географии» Анны Эртель, доцента кафедры общественных дисциплин РО ИПКиПРО. Анна Борисовна подняла актуальный вопрос, который пока отрефлексирован далеко не всеми педагогами.
Новый ФГОС требует освоения метапредметных компетенций, однако как отследить их освоение? Как понять, по верному ли пути мы ведём учеников, которых в конце будет ждать ГИА и ЕГЭ? Здесь может пригодиться УМК «Источники работы с информацией», который разрабатывает Анна Борисовна и её презентация — по сути, выжимка из этого УМК. Кстати, хочется отметить очень точное понимание требований нового ФГОСа. Новый ФГОС — это та же таксономия педагогических целей в познавательной сфере, которую предложил в 1956 г. Бенджамин Блум (http://ru.wikipedia.org/wiki/Таксономия_Блума).
Знание порождает понимание, понимание подталкивает к применению, из практики применения рождается анализ, а из результатов анализа — синтез. Венчает эту пирамиду — оценка. То есть оценка не просто суждение, а суждение, основанное на твердом знании и обоснованное результатами познавательной деятельности. Метапредметные компетенции захватывают верхнюю часть пирамиды — с анализа и до оценки.
Некоторые педагоги странно понимают новый ФГОС, — посетовала лектор. Мол, теперь не требуют знаний, а требуют только метапредметные компетенции. Спрашивается, а на основании чего ученик будет выносить своё суждение, как не на освоении учебного материала?
Тут хочется воскликнуть, что наши ученики, если чему и научились, так это блестящему умению выдавать оценочные суждения без понимания сути предмета и смысла самого суждения.
Впрочем, лектор и сама это знает, сама сетует на то, что дети не умеют работать с информацией, не умеют обосновывать и аргументировать свои суждения, не в силах формировать и формулировать своё мнение (куда уж отстаивать). Они воспроизводят ожидаемые мыслительные шаблоны. Конечно, это общегуманитарная проблема, но её можно и нужно решать и в рамках такого сложного, синтетического предмета, как география.
Но как? Как научить работать с информацией? Как подобрать учебник, который задаст высокую планку освоения этих самых компетенций? Лектор подробно прошлась по всем этажам таксономии Блума (сопряженных с требованиями ФГОС), показывая, как на каждом уровне будет выглядеть грамотный вопрос или учебная ситуация, проверяющая ту или иную компетенцию.
Пересказывать лекцию — значит, загубить большой труд. Вы можете получить эту презентацию, если напишите на адрес ertel@inbox.ru Некоторая информация о её докладе есть и в сборнике, который был выпущен по итогам Всероссийского съезда учителей географии в МГУ в 2011 году (http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RSMO/DocLib85/ДМО%20_01.11.11/Материалы_Съезда_Учителей_Географии.pdf).
А на мастер-классе «Космические снимки на уроках географии», который давала Анна Локшина (http://gym1522.ru/ru/локшина-а-м.aspx), учитель географии и экономики московской гимназии № 1522, учителей ждала россыпь полезных информационных ресурсов, позволяющих работать с космическими снимками практически в режиме реального времени. На сайте НАСА (http://www.nasa.gov/), например, оперативно выкладываются самые свежие спутниковые снимки, причём архив пополняется с 1970-х годов.
Что можно сделать с таким колоссальным архивом информации? Всё, что захотите, учебный проект любой сложности. Можно показать с разбивкой по годам, в динамике, как менялись очертания Арала и озера Чад.
Не будем забывать про вездесущий Гугл с их сервисами Гугл-Карты (https://www.google.com/maps/) и Гугл-Земля (https://www.google.com/intl/ru/earth/). На базе этих сервисов Анна Михайловна со своими учениками делала, например карту путешествий Колумба и Магеллана. Синхронное наложение маршрутов показывает, как два великих мореплавателя стремились к одной цели, но в разные стороны.
Впрочем, в сети есть не только НАСА и Гугл, не будем забывать, что Россия тоже великая космическая держава и сервис http://kosmosnimki.ru/, созданной компанией «Сканэкс» только это подтверждает. Кстати, на нём проекты делать ещё удобнее, потому что Гугл в бесплатной версии поддерживает только три информационных слоя, а вот на «Космоснимках», точнее, на специальном ресурсе Геомиксер http://geomixer.ru/, который создаёт та же компания Сканэкс, их даже отключать приходится — так много информации запаковано на одной карте. Именно на Геомиксер Анна Михайловна сделала со своими учениками проект «Карта летних каникул». По названию ясно, что дети создавали карту своих собственных путешествий. За пять лет архив класса накопился немалый!
К слову сказать, на энергоинформационных решениях Сканэкс работает и «Геопортал МГУ» (http://www.geogr.msu.ru/science/projects/geoportal/), который позволяет, помимо прочего, получать по запросу архивные данные спутников.
А есть ещё сервис Анимапс (http://www.animaps.com/), позволяющий создавать любые анимированные карты, системы «Виртуальный глобус» (http://www.bing.com/maps/ или http://mmaps.net/), наконец, сайт Геологической службы США (http://www.usgs.gov/). Старый географ Паганель, созданный гением Жюля Верна, умер бы от зависти, увидев эдакое богатство. И всё это можно использовать в учебной деятельности. Как? Если хотите знать больше — пишите Анне Локшиной на адрес alokshina2000@gmail.com
Мастер-класс Анастасии Афониной, учителя географии лицея № 1525 «Воробьёвы горы» г. Москвы «Картографические материалы журнала «Географии» на уроках». Многие из опубликованных материалов имеют межпредметный характер. География – наука синтетическая по своей сути. Её связь с историей, мировой культурой, физикой может и должна быть отражена в работе. Картодиаграммы, которые публикует «География» — один из наиболее удобных для учителя вариантов. Это отличный материал для разработки самых разных по содержанию, сложности и профильной направленности заданий. Часто на уроках и вне урока можно использовать эти материалы. Карты-вкладки, карты на журнальном развороте, различные обучающие задачи. Учитывая различную профильную направленность факультетов лицея «Воробьёвы горы», очень пригодились также ступенчатые задачи для гуманитариев, «для тех несчастных, кто, собирается стать, например, филологом, историком или богословом, вынужден изучать географию.
Мастер-класс П.П. Фёдорова, учителя географии «Ломоносовской школы-пансион» Московской обл. «Мультимедийные технологии при изучении политической карты мира». Учитель рассматривал интересные методические приёмы деятельностного характера, в которых ученикам предлагается самим спрогнозировать дальнейшую эволюцию политической карты мира.
Мастер-класс Т.В. Лаврентьевой, учителя географии центра образования № 1448 г. Москвы «Интеграция географии с литературой и математикой». Межпредметный подход — это согласованное изучение разных учебных предметов. Он позволяет отразить в школьном обучении такую характерную особенность современного научного знания, как процесс интеграции различных наук. Чаще всего интеграция географии происходит с химией, биологией, физикой и мало кто видит интеграцию географии и литературы. А это не просто возможно, а очень интересно. Географический комментарий к отдельным литературным произведениям позволяет выяснить особенности взаимодействия человека, времени и пространства, выйти на мировоззренческие аспекты этой проблемы. Взаимодействие научного и художественного освоения пространства открывает перспективу для формирования многопланового представления о мире. География настолько универсальна, что может интегрироваться с любым предметом.
День учителя географии кончился, но в круглом холле педагоги не спешили расходится, вдумчиво перебирали книжки и пособия, обсуждали лекции и мастер-классы. А за толстыми стенами МПГУ сверкало солнце в лужах, гремели водостоки, таял снег. Весна!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии