30 марта 2014 г.
День дошкольного образования Программа дня
Всего участников: 2169
Репортаж
В этот день в огромном холле МПГУ царила праздничная суета. Разноцветные книжки с яркими картинками, заманчивые игрушки, толпы взрослых, увлеченно листающих страницы, перебирающих мячики и конструкторы...
Современное состояние дошкольного образования
ЦАПЕНКО Мария Михайловна, заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования города Москвы
Мастер-класс
Электронная дорожная карта ученика поликультурной группы/класса – путь к индивидуализированному образованию в ДОУ и школе с мигрантами в составе учащихся
КУДРЯВЦЕВА Екатерина Львовна, к.п.н., научный сотрудник Института иностранных языков и медиатехнологий Университета Грайфсвальда (Германия), эксперт научно-технической сферы федерального реестра Российской Федерации РИНКЦТЭ
Проблемная лекция
Оценка готовности к школе
БЕЗРУКИХ Марьяна Михайловна, д.биол.н., профессор, действительный член Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО
Мастер-класс
Возможности использования арт-терапевтических техник в работе педагогов детского сада
МАРДЕР Людмила Дмитриевна, арт-терапевт, психолог высшей категории, судебный эксперт по вопросам о воспитании и месте жительства детей, заведующий МБДОУ № 66 «Беломорочка» для детей с нарушением зрения и речи (г. Северодвинск)
Зато в залах и аудиториях все было совершенно серьезно и очень технологично.
Рассказом о современном состоянии дошкольного образования открыла день Марина Цапенко, заместитель начальника управления организации обучения и воспитания в общем образовании Департамента образования города Москвы. Марина Цапенко подчеркнула, что новый стандарт дошкольного образования ставит во главу угла самоценность детства и защищает сегодняшних детей от досрочного встраивания в учебный процесс.
Маргарита Циновская читала лекцию «Речевое и познавательное развитие дошкольников с использованием интерактивных развивающих программ в ДОУ». Специально разработанные компьютерные игры помогут малышам научиться удерживать логику диалога и рассказывать истории, не нарушая последовательности событий.
Кандидат психологических наук Алла Кремлева, представляя программу «Работы с мультимедийными дидактическими пособиями в детском саду», показывала, какие замечательные презентации получаются у дошколят, особенно, когда к творчеству подключаются родители.
Гораздо менее компьютеризированной получилась лекция Татьяны Ефимовой «Организация доступной игровой развивающей среды в детском саду в соответствии с новыми ФГОС». Оказывается, обычные игрушечные машинки, фен для волос, листочки бумаги – ценный материал для различных научных исследований, экспериментов, причем всю подготовительную работу юные лаборанты в состоянии выполнить самостоятельно. Тут вам и развитие мелкой моторики, и утоление их буйной любознательности, и первые попытки постичь устройство мироздания. Педагоги не обязаны привести малышей к пониманию таких сложных вещей, как теория электромагнитного поля, электричество – достаточно наблюдений, гипотез. Когда-нибудь потом, когда придет время в школе открыть учебник физики, многие параграфы окажутся удивительно понятными. А чтобы малыши могли читать, экспериментировать и даже мечтать в одиночестве, оставаясь при этом в общей игровой, нужна особая легкая многофункциональная мебель. Ее легко переставить, приспособить под нужды каждого ребенка, под конкретные задачи. И вообще – готовность подстраиваться под особенности ребенка, учитывать ситуацию была понятна многим гостям марафона. На мастер-класс Екатерины Кудрявцевой, кандидата педагогических наук, научного сотрудника Института иностранных языков и медиатехнологий Университета Грайфсвальда (Германия), «Электронная дорожная карта ученика поликультурной группы/класса – путь к индивидуализированному образованию в ДОУ и школе с мигрантами в составе учащихся» пришли педагоги, пытающиеся найти общий язык с детьми, не говорящими по-русски, плохо понимающими привычные нам модели поведения. Это требует от воспитателя, преподавателя особых знаний: как минимум, нужно понимать структуру родного языка ребенка, чтобы предупреждать возможные ошибки. Нужно знать основы родной культуры малыша, чтобы разумно относится к его «странностям». Дети-билингвы, вопреки многим предрассудкам («непоседливы, несообразительны, забывчивы…»), одни из самых тактичных и старательных учеников. Они, переживая огромные трудности в общении с людьми, искренне стараются вести себя так, чтобы всем было удобно. Скажем, говорить с каждым «на его языке»: с родителями по-армянски, с учителем – по-русски. При смешении наречий легче легкого ошибиться. Но и ошибка ошибке рознь. Вот мальчик из русско-немецкой семьи, по мнению учителя, не хочет выучить слово «булочная»: постоянно просит разрешения сходить в Bäckerei (дословно «хлебодельня»). На самом деле, никаких капризов. В Булочной булки только покупают. А ребенок любит соседнюю маленькую пекарню, где пирожки делают на глазах у клиентов.
Другой «билингв» вертится на занятиях бесконечно. Это не от гиперактивности или южного темперамента. Мальчик не понимает две трети того, что говорит педагог и, соскучившись от безделья, начинает исследовать мир самостоятельно, не замечая, что нарушает дисциплину.
На сайте Ассоциации русскоязычных образовательных центров http://bilingual-online.net/ можно найти немало полезной информации и программ для того, чтобы помочь двуязычному ребенку адаптироваться в нашей языковой культурной среде. А там, глядишь, родители подтянутся. Именно желанием вовлечь семью в образовательный, воспитательный процесс во многом объясняется появление упомянутой в заглавии «дорожной карты», анкеты, которую на любом удобном языке заполняют и педагоги, и родители маленького билингва. Помимо формальных вопросов, там есть сведения о том, как ребенок любит, чтобы к нему обращались, как ведет себя в той или иной типичной ситуации. Мнения семьи и образовательного учреждения совпадают далеко не всегда. Тем интереснее взрослым «сравнивать показания». К тому же полное досье, начатое в детском саду, может существенно облегчить труд школьных учителей.
Способность понять детские трудности и не сердиться на естественные для малышей промахи – важнейшее для педагога качество. Эта мысль пронизывала проблемную лекцию профессора Марьяны Безруких, директора Института возрастной физиологии РАО, «Оценка готовности к школе». Взрослые слишком спешат: всему научить, все развить. «Социальный заказ» – вздыхают педагоги и, не выдерживая родительского натиска, включаются в гонку. В итоге дети, судя по опросам, из всех эмоций устойчиво отличают только страх. Потому что все время боятся. Зато с узнаванием радости – проблемы.
Психологи, проводя эксперименты с грудными детьми, выяснили: даже трехмесячный малыш пугается, плачет, старается отвернуться, когда мама, обычно ласковая и улыбающаяся, по просьбе исследователя, делает «ледяное лицо»: взгляд в упор, никакой мимики. Это воспринимается младенцем как знак опасности. Но разве не такие лица у воспитателей, родителей, если они не довольны поведением ребенка? И разве часто мы бываем довольны? У «нарушителя» нет ни шанса: попробует отвернуться – сразу услышит суровое: «Нет, ты в глаза мне посмотри!».
«Нельзя так, коллеги, нужно чаще улыбаться», – вздыхает Марьяна Михайловна. И сразу замечает, что сегодня в аудитории улыбок достаточно. Вот бы так на рабочих местах всегда было. Полезны любые методики, любые технологии, если взрослый доброжелателен и внимателен. Опять-таки, наша торопливость. Мы и детей вечно поторапливаем. А дошколенок в принципе не дифференцирует темп. Он просто видит, что взрослые чего-то требуют, и, не понимая сути происходящего, начинает суетиться, нервничать. В итоге получается еще медленнее.
Мы пафосно заявляем пятилетке: «Ты должен преодолевать трудности». А он не способен на волевое усилие. Эта способность у него годам к двенадцати сформируется, если мы поможем, а не навредим.
К сожалению, наша система обучения и воспитания часто строится на том, что, выявив слабые стороны в развитии ребенка, мы начинаем бесконечно натаскивать его именно на проблемном материале, от одного провала к другому. А для маленького ученика единственные мотивы деятельности – интерес и удовлетворение, то есть переживание успеха. Какой уж тут успех? Так уже в детском саду появляются маленькие старички, которые на вопрос «как дела?» отвечают: «У меня все плохо, ничего не получается». И природная познавательная активность, не насыщаемая, по определению, исчезает бесследно.
Может, стоит все же предлагать на занятиях что-то любимое, посильное, восполняя обнаруженные дефициты попутно?
Марина Мирошник, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ СОШ № 5 (Ростов-на-Дону) так построила свою лекцию «Условия эффективной адаптации детей в рамках функционирования курсов предшкольной подготовки», что взрослые «на собственной шкуре» испытали сложности, с которыми сталкиваются дошколята, обучаясь, к примеру, чтению. Нет, речь не о заучивании алфавита и слоговом чтении. Этот этап как раз многие дети преодолевают без труда. Но можно ли считать, что они уже научились читать? На доске перед аудиторией, взрослой, образованной, начало стихотворения Бориса Поплавского (пунктуация автора):
Кто ты? Я то что тебе непонятно
Я там за болотом, за тьмою, в лесу
На небе рождаются светлые пятна
Спит маленький месяц во тьме на весу.
– Все понятно?
– Да…
– А что именно?
Растерянное молчание. Если не знать биографии поэта, не понимать обстоятельств, при которых стихи создавались, даже версию предложить трудно. А разве с детьми не так? Они мало знают про жизнь вообще, про то, что скрыто за строчками. Но мы настойчиво задаем вопросы на понимание, раздражаемся, не получая ответы.
Не раздражаться и не подрезать крылья детской фантазии – этому тоже можно научиться, как некой технологии.
Светлана Погодина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания МГПУ, на лекции «Интегративный подход к развитию детского изобразительного творчества в условиях реализации ФГОС» доказала, что даже неловкая детская ручка способна нарисовать чудесные виноградные гроздья. Правда, не кисточкой, ее пока пальчики не удерживают, а обычным чайным пакетиком (нужный цвет получается от пакетиков чая каркаде). Для пущего эффекта попросим обвести пару отпечатков карандашом. И моторика развивается, и усилия не чрезмерны, и результат радует.
Людмила Мардер, арт-терапевт, психолог высшей категории, демонстрируя «Возможности использования арт-терапевтических техник в работе педагогов детского сада», сразу предупредила, ребенок может увлечься творческим процессом на час, а может отвлечься чрез пару минут. Всегда надо иметь в запасе несколько идей на все случаи жизни.
Марк Беденко, преподаватель школы «Аист» (http://aist.vn.ua/), на лекции «Логика — краеугольный камень в построении обучающей среды в дошкольном учреждении в свете нового ФГОС ДО» показывал, какие задачки позволят ребенку получить удовольствие от процесса мышления, а не от угадывания правильного ответа и не от того, что успел выкрикнуть этот правильный ответ раньше других. Один из способов – множественность решений, допустимость разных способов и версий.
В аудиторию, где Валентина Михайлова, директор НОУ «СПб Монессори – школа Михайловой» (http://www.montessori-school.ru/), читала лекцию «Разработка основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО на основе ПООП «Детский сад по системе Монтессори», было совсем не протолкнуться. Казалось бы, ну что особенного? Создать пространство, в котором дети могли бы учиться, развиваться, – а учитель бы удерживал свои педагогические порывы. Меньше вмешиваться, больше наблюдать, поддерживать, доверять. Но для собравшихся именно эта, вековой давности, мудрость была очень нужна. Развивающие материалы можно купить, а как научиться терпению и пониманию?
…Наверное, не на все вопросы педагоги услышали ответы в зале. Но каждый выходящий из центрального корпуса МПГУ, нес в руках по паре пакетов с книгами – процесс поиска будет продолжен.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии