27 марта 2014 г.
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры Программа дня
Всего участников: 2143
Репортаж
Желающие попасть на мероприятия этого дня выстраивались в очередь за два квартала от МПГУ – ничего себе! Вот, оказывается, какие знания у наших педагогов в дефиците!
На лекции «Инновационные формы работы в практике коррекционного педагога с детьми с ОВЗ (аутизм, ДЦП, дизартрия)» Снежаны Танцюры, кандидата педагогических наук, учителя-логопеда высшей категории и главного редактора журнала «Логопед», люди стояли вдоль стен, у входа, устраивались перед экраном прямо на полу.
– Нам может не нравиться, что в обычный класс попадают дети с ОВЗ, но изменить мы ничего не можем. Все, что мы можем сделать, – это принять ребенка всем сердцем и пойти к нему навстречу. Будем смотреть правде в глаза: аутисты поначалу не нравятся педагогам и логопедам. Несмотря на высокий потенциал, они не могут раскрыть себя в рамках привычного учебного процесса. Чтобы мотивировать ребенка и сформировать у него адекватное поведение, применяется комбинированная методика – и очные, и дистанционные занятия.
Снежана Юрьевна показывает видеоролик. По одну сторону экрана веселится ребенок: убегает, прибегает, занимается своими делами. Рядом, готовая в случае чего вмешаться, сидит его мама. По другую сторону экрана – учительница, которая очень громко, на повышенных тонах, пытается обратить на себя внимание ученика:
– В какую игрушку больше всего девочка любила играть? Скажи: в какую? Давай я тебе напишу, а ты вставь буквы!
Но вот учительница что-то пишет на компьютере, ребенок подходит к клавиатуре и тоже щелкает клавишами... и диалог устанавливается! Как тут без железной выдержки? Другой ролик, демонстрирующий на этот раз проверку ребенка на чувствительность и логопедический массаж: четырехлетняя девочка три раза не может с закрытыми глазами уследить, когда колючая щетка коснется ее локтя. Хитрит, подглядывает. В зале умиленный смех.
– Видите, и специального массажа дети боятся гораздо меньше, чем некоторые думают! Возможно, профилактические занятия в раннем возрасте могли бы решить все проблемы.
– Не выключайте, пожалуйста. – педагоги с восторгом смотрят на трудного ребенка, а это уже немало.
Методическую копилку педагога изрядно пополнила логопед, кандидат педагогических наук Татьяна Ланина на мастер-классе «Формирование артикуляционного праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста». На собственном артикуляционном аппарате показывала, как развивать дошкольника через игру, через забаву. Все это длилось полтора часа.
– Отводим ребенка в ванную и предлагаем поиграть с водой. Пусть набирает в рот воды, нажимает себе на щеки и пускает фонтанчики…
А на лекции Екатерины Сусловой, логопеда и руководителя портала «Мерсибо» под названием «Дети и компьютерная среда» были предложены целая коллекция новых интерактивных игр, библиотека разнообразных звуков для каждого логопедическая случая, а также рекомендации для тех, кто сам собирается разработать для себя интерактивные пособия.
Действующий инструктор по детскому фитнесу, преподаватель физической культуры в московском педагогическом колледже № 5 Елена Пенчева на занятии «Йога на уроках в школе: модно или полезно?» рассказала о йоге на уроках. Выяснив, что из всего зала лишь четверо понимают, что такое йога, она провела небольшой ликбез. Сочетание физических, психических и духовных практик, поиск внутренней гармонии… Педагоги насторожились: не слишком ли сложно?
– Для детей рекомендуется курс адаптированной хатха-йоги, – успокоила собравшихся Пенчева. – Она проще, и дети легко ее усваивают.
Тем не менее до практической части многие педагоги не досидели. А те, кто похрабрее, через несколько минут под руководством инструктора начали принимать различные позы. Выяснилось, что так и учиться можно. – Ну-ка, кто подсчитает число треугольников, которые образовывает ваше тело при этой позе? Сколько острых углов, сколько прямых? Как перейти от асимметричной фигуры к симметричной? – не уставала спрашивать Елена. Она давала возможность почувствовать, как собственное тело становится конструктором. Если махи и растяжки не имеют для ребенка никакого значения, поза «собаки, воющей на луну» точно заинтересует.
Но настоящий ажиотаж вызвал мастер-класс «Танцевально-ритмическая гимнастика как средство лечебно-оздоровительной физкультуры для дошкольников» Ларисы Прохоровой, инструктора по физкультуре в детском саду № 14 «Ладушки» города Конаково Тверской области.
– Наша задача – научить детей слушать музыку, – объясняет Лариса Александровна. – В средней группе они просто ходят по кругу под музыку, или ползают, или бегут. Со временем мы снабжаем их большим запасом танцевальных движений, но это происходит даже не за один год, а через огромное число повторений, изо дня в день, по чуть-чуть. В танцевальной гимнастике нельзя требовать быстрого результата, как и нельзя выработать четкую методику, подходящую для всех. Под руководством инструктора педагоги с удовольствием топали, хлопали, делали змейку и веселились от души.
– Приятно прихватить с собой пару новых движений, – призналась одна смешливая учительница, – для детей, и для себя!
Тему продолжила доктор биологических наук, профессор МИОО Наталья Панкова на обучающем семинаре «Формирование и сохранение соматического, психического и нравственного здоровья как задача образовательной среды»: – Факторов риска для здоровья ребенка масса, начиная от общей экологической обстановки и не вовремя начавшейся весны и заканчивая политическими особенностями страны, в которой мы живем. В школе свои факторы риска, и в особенности – гиподинамия. А ведь даже бактерии и вирусы нуждаются в энергии, воде и возможности передвигаться!
Ту же мысль проводила и Ольга Шклярова, профессор кафедры управления образовательными системами МПГУ. Ее лекция «Реализация здоровьесберегающего компонента ФГОС ОО» имела большой успех. – Сбережение здоровья ребенка – не альтернатива имеющейся системе, а ее неотъемлемая часть. Стрессовая педагогическая тактика противоречит новому стандарту, от нее пора отвыкать. Пока вы не создадите нужную, спокойную, комфортную среду, нельзя говорить о какой-либо культуре здорового образа жизни. Программа ФГОС по сбережению здоровья ребенка – примерная, конкретику продумывает каждый педагог и директор школы на основе проблемно-ориентированного анализа своей ситуации. Но одно остается верным: школа должна быть зоной минимального стресса и максимального экологического комфорта. Дизайн и психологическая атмосфера в классе не регламентируются СанПиНами, но имеют не меньшее значение. Школа должна быть красивой! – призывала Ольга Анатольевна.
Опыт практиков – традиционно любимый жанр марафонских дней. Научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО Диана Роснач рассказала о своем опыте работы обучения детей с нарушениями слуха в массовой школе. И вот уже слабослышащие выпускники школы № 937 сдают ЕГЭ и поступают в престижные вузы – ну чем не чудо?
– Медицинская техника у нас все лучше, а звучат дети все хуже, – рассказывает Диана Юрьевна. – Все-таки не в технике дело, а в том, что мы ничего не требуем ни от себя, ни от слабослышащих детей. Тут речь должна быть самоцелью. Если мы ждем от ребенка, чтобы он зазвучал, то он зазвучит.
В этом, по словам эксперта, и заключается тонкость работы дефектолога и судропедагога: не идти легким путем языка жестов, а объяснить ребенку, что со слышащими он может и должен именно говорить. А как иначе дать ему всю полноту дальнейшей жизни?
– Бывает, что ребенку говорить, строго говоря, нечем. Зубов нет, нёбо рассечено, а все равно ему лучше стараться, а не учиться по усеченной программе. Бывает, что к нам приходят дети без единого звука и все-таки начинают общаться. Кстати, со здоровыми детьми у них прекрасно складываются отношения. Никогда еще я не слышала упрека: ты глухой. Все детские разборки у нас в школе происходят на равных.
И вот любопытное замечание: индивидуальная работа со слабослышащими не приносит успеха. Диалоги за столом неэффективны, нужна реальная ситуация общения.
Методист МГППУ, кандидат педагогических наук Артур Хаустов провел обучающий семинар «Организация специальных образовательных условий в общеобразовательных ОУ для детей с расстройством аутистического спектра». Семинар настолько захватил участников, что лектора долго не могли отпустить после окончания семинара. К молодому специалисту выстроилась целая очередь:
– Помогите, у меня такой случай… А что если не получается?.. Как лучше устроить процесс для такого ученика? – вопросы сыпались как из рога изобилия.
Член совета директоров Российской ассоциации дислексии Наталья Свободина в лекции «Нужен ли логопед сегодняшнему образованию?» поставила вопрос ребром:
– Известны случаи: директор школы, посидев на уроке логопеда, решает, что все учителя так могут, и сокращает ставку. Администрация школы вопрошает: что вы там делаете, за что вам столько платят? В детском саду логопед отказывается корректировать речь ребенка: они только выявляют… Не так давно мы провели опрос среди логопедов по всей России и выяснили, что случаи нарушения речи наших детей растут, как раковая опухоль. Из двадцати шести регионов нам сообщили, что в первые классы приходят до 90% детей с нарушениями. В среднем по стране – около сорока процентов первоклассников оказываются в группе риска. С нарушениями письма и речи около половины всех наших второклассников. А дисграфия и дислексия в России до сих пор исправляются на полулегальных началах… Только логопед в поликлинике может констатировать нарушение… Основная причина нынешних речевых отклонений – дизартрия (ограничена подвижность органов речи, из-за чего затруднена артикуляция. – А.Ч.). Дети вообще мало говорят. Выросло целое поколение дизартриков, окончивших школу. Это кого-то волнует?
И уже под занавес дня, на семинаре руководителя Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ИПО МГППУ Елены Самсоновой «Инклюзивное образование в современных условиях» зазвучали самые острые, болезненные проблемы. Эксперту не дали дочитать лекцию – сразу посыпались вопросы:
– Что делать, если образовательный холдинг при объединении включил в себя коррекционную школу и вам ничего не остается, как работать на новых условиях? В новом законе об образовании нет понятия «школа восьмого вида», а дети с умственной отсталостью есть…
– Ставки дефектолога в школе нет, логопеда вот-вот сократят, как работать?
– Половину детей из коррекционной школы просто невозможно включить в общеобразовательный процесс!
– А родители? Они не хотят признавать, что у детей какая-то проблема, не слушают учителя!
– Спокойно, – удерживает публику Елена Валентиновна. – Есть постановление, согласно которому, несмотря на все подвижки в инклюзивном образовании, коррекционные школы не должны исчезать. И пусть мы замечаем, что таинственным образом школы восьмого вида исчезают с карты России, рано или поздно за это придется отвечать директорам образовательных организаций. Есть плюс в том, что в холдинг попала коррекционная школа, – это значит, что ее программа появится на сайте холдинга и принимать особых детей в обычные классы не придется. Трудности будут у тех, кто, объединившись, не поддерживает специальную программу.
…А в финал отчета хочется поставить доклад профессора факультета психологии МГУ Николая Пряжникова «Профессиональное выгорание в психолого-педагогической работе: причины, последствия и профилактика». Известно же: непросто и самому педагогу оставаться здоровым в современной школе.
– Интуитивно все люди чувствуют, что их эксплуатируют. Бывает моральная, эмоциональная, финансовая эксплуатация – а учителям знакома и временная, когда их вовлекают в гонку вечных исполнителей, не дают минуты, чтобы опомниться и почувствовать себя полноценным профессионалом. Надо сказать, вечный исполнитель деградирует как личность. И другие психологические наблюдения: соблазн унизить другого, показать свое превосходство, создать коалицию против – это все сигналы неблагополучия. А позиция «ничего, еще придет и мое время» закрепляет эксплуатируемого в его незавидном положении.
– Даже хорошему директору трудно устоять от соблазна придержать премию. Или нелепости расписания… Многое делается для того, чтобы не дать учителю осознать свой успех. …
Целый день педагоги странствовали из зала в зал, стремясь объять необъятное, понять, услышать, записать. Но и целого дня было мало.
Александра ЧКАНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии