7 апреля 2013 г.
День учителя математики Программа дня
Всего участников: 889
Репортаж
Свежевыпавший апрельский снег сегодня никому не испортил настроения. На марафоне кипели оживленные дискуссии, обсуждались варианты решения задач – не только математических, но и педагогических.
СЕМЕНОВ Алексей Львович, и.о. ректора МИОО, академик РАН и РАО
Концепция развития школьного математического образования
СЕМЕНОВ Андрей Викторович, к.п.н., зав. лабораторией МИОО
Калейдоскоп педагогических идей. Презентация опыта работы учителей математики Москвы
ЯЩЕНКО Иван Валерьевич, к.ф.-м.н., директор МЦНМО, руководитель ФГР КИМ ЕГЭ по математике, зав. кафедрой МИОО
Государственная итоговая аттестация по математике за курс основной школы и ЕГЭ в 2013 году
КОВАЛЕВА Галина Сергеевна, к.п.н., руководитель Центра оценки качества образования ИСМО РАО, координатор исследований PIRLS и TIMSS в России
Результаты международного исследования TIMSS-2011
АВИЛОВ Николай Иванович, учитель математики средней школы № 7, станица Егорлыкская Ростовской области
В кладовой головоломок
– Как вы думаете, сколько одиннадцатиклассников справилось в прошлом году с задачей на вычисление тангенса угла, – спрашивает Иван Ященко, директор МЦНМО, руководитель ФКР КИМ по математике, заведующий кафедрой МИОО, соведущий круглого стола, и показывает слайд на экране.
Учителя сначала сами пытаются разобраться с тангенсом.
– Мы не на ЕГЭ, – иронизирует Алексей Львович, – не нужно пользоваться мобильниками.
Наконец, ответ найден. Педагогам кажется, что и ребята могли бы справиться. Хотя бы треть выпускников. Но реальность печальна: менее 2% успешных решений.
Ситуация с математическим образованием, очевидно, нуждается в реформировании. Проект Концепции выложен для коллективного обсуждения на сайте http://www.math.ru/conc/. Основная идея заключается в том, что нет детей, не способных к математике, есть разные пути освоения. Помочь ребенку найти свой путь как раз и должен учитель. Должен учесть индивидуальные особенности ученика, его реальный уровень знаний (для того и проводят диагностические работы – чтобы включить арифметику в программу подготовки к экзамену старшеклассников, если потребуется). Должен ставить отметки, ориентируясь на продвижение ребенка, а не на абстрактные нормативы. Более того, государство готово достойно платить педагогам, умеющим находить индивидуальный подход к ученикам и обеспечивать высокий уровень их подготовки.
Педагоги в зале засомневались: а как же соответствие отметок в журнале результатам тех самых диагностических? Проверяющие строго следят за совпадением цифр. И с программой вольности опасны – по той же причине. Наконец, в сельских школах, в школах рабочих окраин приходится искать подход к каждому троечнику – и без всяких надежд на высокий результат. Значит, государство собирается поддержать только элитные школы?
Более того, «слабым» грозят репрессии и сокращение финансирования: если результаты ЕГЭ окажутся ниже 55%. Именно так заявили начальники математикам в одном из округов. Учительница рассказывает историю возмущенно, но номер школы называть не хочет. Иван Валерьевич пообещал лично разобраться, сохранив тайну источника информации. Личное участие Алексея Семенова потребовалось второму выступающему. Молодой математик, мечтающий учить детей, не может найти работу в школе – нет специального образования. Теперь у него появился шанс.
Но всем не поможешь, в каждую мелочь не вникнешь. В ответ на следующую жалобу (в регионах нет ясной инструкции по заполнению бланков ГИА) ведущие дружно посоветовали: пишите начальству.
Обмен информацией и впечатлениями продолжился на следующем круглом столе: «Государственная итоговая аттестация по математике за курс основной школы в 2013 году». Лариса Рослова, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ИСМО РАО, главный редактор журнала «Математика – Первое сентября», снова и снова убеждала аудиторию: нельзя ограничиваться освоением алгоритмов и заучиванием теорем, надо обучать решению практических задач. На уроках надо учить рассуждать, действовать в непривычной ситуации. А то наши дети не умеют вчитаться в условие задачи, ответить на поставленный вопрос, проконтролировать свои действия и полученный ответ. Учить надо эффективно и интересно.
Но главный разговор здесь шел вокруг новой, трехмодульной модели экзамена для девятиклассников, которая будет опробована в этом году. Начало апреля – время завершения подготовки к итоговой аттестации. Учителей интересовали мельчайшие детали грядущего экзамена: и особенности содержания, и рекомендуемые правила оценивания. С большим интересом они отнеслись к сопоставлению результатов экзамена прошлого года, диагностических работ и результатов международного исследования TIMSS-2011.
Проводить интересные уроки – это как раз то, с чем учителя могут справиться самостоятельно, не пеняя на огрехи системы в целом. Своими удачами и методическими находками коллеги всегда готовы поделиться. К примеру, учителя московской 57-й школы на творческой мастерской «Калейдоскоп педагогических идей. Презентация опыта работы учителей математики Москвы» (под руководством Андрея Семенова, кандидата педагогических наук, заведующего лабораторией МИОО) рассказывали, как превратить обычный зачет в торжественное для ученика событие, и праздничное, и победное.
Сергей Кулабухов, руководитель авторского коллектива по математике издательства «Легион», в ходе лекции «Использование математических игр в процессе подготовки к ЕГЭ» подробно описал правила проведения математических боев. Математические бои – это и азарт, и множество решенных задач, и шанс для каждого, даже очень «слабого», ученика получить свою «минуту славы».
Математика становится увлекательным и вполне постижимым предметом с помощью совсем простых вещей: разноцветных кубиков, детских пирамидок, ярких бус. Все эти «несерьезные» штучки грудой лежали на столе перед Николаем Авиловым, преподавателем средней школы № 7 из станицы Егорлыкской Ростовской области (мероприятие не зря называлось «В кладовой головоломок»), ведущим в журнале «Математика» одноименную рубрику. А за его спиной на экране замысловатые чертежи объясняли математическую подоплеку «детских» заданий.
Но современный урок трудно себе представить без компьютера. Об этом шла речь на круглом столе «Новый стандарт и проблемы использования ИКТ в преподавании математики», который вели преподаватели МИОО. Они демонстрировали чудесные свойства новых программ: какие чертежи теперь можно создавать одним движением мышки, какие виртуальные эксперименты проводить.
Педагоги Ломоносовской школы в ходе лекции «От предметных знаний к метапредметным, от метапредметных – к решению трудных задач» делились опытом организации взаимодействия учителей, в первую очередь – математиков и информатиков. Чтобы ребята в самом деле могли воспользоваться таким сложным образовательным ресурсом, как компьютер, им нужно не только красивые презентации показывать, но вовлекать в активную деятельность: в исследования, проекты.
Мастерство педагога – это почти единственное, что сегодня помогает нашим ученикам постигать математику на довольно высоком уровне. Судя по завершающему марафон докладу руководителя Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галины Ковалевой «Результаты международного исследования TIMSS-2011», российские школьники по математике занимают лидирующие позиции в мировом рейтинге: шестое место, и это из более чем сорока стран-участников международного исследования образовательных достижений выпускников начальной и средней школы (4-й и 8-й классы). Перед нами только такие технически продвинутые державы, как Сингапур, Корея, Япония… Зато все европейские и американские дети – после нас. Есть чем гордиться. Но любое исследование, даже с таким лестным результатом, нужно внимательно анализировать и делать выводы. Скажем, обратить внимание на то, что наши ребята прекрасно решают задачи, требующие специальных знаний, но пасуют там, где нужно сопоставлять данные, делать самостоятельные выводы. Не владеют общеучебными навыками: способностью соотнести текст и схему, направление вопроса и ход решения. Вспоминая утренние круглые столы, учителя задумчиво кивают.
Галина Сергеевна делится еще одним тревожным замечанием: за четыре года, от четвертого до восьмого класса, вдвое уменьшается детская увлеченность предметом, активность на уроке. И стоит ли удивляться этому «охлаждению», если у нас мучают и пугают детей разнообразными контрольными чаще всех в мире – в среднем 2 раза в неделю! Для сравнения: математически более успешные японцы подвергаются процедуре проверки несколько раз в год.
Для изменения подхода к обучению детей необходимо сначала изменить систему подготовки преподавателей. Этим путем пошли многие страны, в том числе близкая к нам Германия и далекая Америка, столкнувшись с аналогичными проблемами. А у нас треть студентов педагогических вузов до сих пор уверена, что успехов в математике можно добиться зубрежкой. К чести учителей, среди них поклонников бессмысленного заучивания почти вдвое меньше. Все же опыт общения с детьми – великое подспорье.
...Где же еще искать учителю вдохновения и поддержки? Только в учениках. Они ставят перед нами задачи, которые мы пытаемся решать, по мере сил. И математики в этом деле – специалисты.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии