6 апреля 2013 г.
День учителя физики Программа дня
Всего участников: 551
Репортаж
Волнующей теме ФГОС, ГИА, ЕГЭ была посвящена секция «Государственная итоговая аттестация в общеобразовательной школе. Подходы к разработке новых моделей ЕГЭ и ГИА, реализующих требования ФГОС (изменения в 2013 г.)».
ЛИТВИНЕНКО Галина Аркадьевна, лауреат конкурса «Педагог года. Москва – 2012», победитель ПНПО–2012, учитель физики НОУ СОШ Образовательный Центр ОАО «Газпром»
ЖИРАФ (Живая Интересная Развивающая Активная Физика) в виде нормального урока
ЧОПОРОВА Жанна Владиславовна, учитель физики, зав. кафедрой естественных наук, ГБОУ лицей № 1575 г. Москвы
Учебные исследования – способ развития познавательного интереса к предмету
ДЕМИДОВА Марина Юрьевна, к.п.н., председатель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике (ФИПИ), зав. отделом естествознания МИОО
Подходы к разработке новых моделей ЕГЭ и ГИА, реализующих требования ФГОС (изменения в 2013 г.)
НИКИФОРОВ Геннадий Григорьевич, к.п.н., вед. н.с. ИСМО РАО, зам. председателя Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по физике ФИПИ
Экспериментальный вопрос государственной итоговой аттестации в основной школе (ГИА-лаборатория)
ЧЕБОТАРЁВ Павел Николаевич, учитель информатики и интернет-технологий МОУ СОШ № 29, г. Подольск, МО
Техносфера образовательного учреждения
ЦАРЬКОВ Игорь Сергеевич, к.т.н., учитель физики и астрономии, зам. директора по НМР МОУ СОШ № 29, г. Подольск, МО
Школьная нанолаборатория – база для исследовательской деятельности учащихся
БОКОВ Павел Юрьевич, к.ф.-м.н., доцент кафедры Общей физики МГУ
Подготовка учащихся к ЕГЭ по физике средствами линии учебников, авт. Грачев Александр Васильевич и др.
МОНАСТЫРСКИЙ Лев Михайлович, к.ф.-м.н., профессор кафедры общей физики ЮФУ, профессор Российской академии естествознания, заслуженный работник науки и образования РАЕ
Использование физических моделей при подготовке к ЕГЭ и ГИА
ГОДОВА Ирина Викторовна, учитель физики СОШ «Логос М», г. Мытищи, МО
Использование интернет-сервисов для организации дистанционной поддержки преподавания физики
ШАРОНОВА Наталия Викторовна, д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения физике МИОО, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ
Технологии реализации ФГОС при обучении физике
ВАСИЛЬЕВА Ирина Васильевна, к.п.н., учитель физики ГБОУ СОШ №849, зав. лабораторией профессионального роста учителя физики МИОО
Из опыта работы в информационном образовательном пространстве
Также сегодня важно понимать, что ФГОС разворачивает нашу повседневную работу к проверке через предмет метапредметных результатов. ФГОС – революция в оценке качества образования. Апробация измерений уже идёт в школах, и надо отнестись к ней внимательно. Заметьте: знание и воспроизведение уходят, стандарт проверяет, умеет ли ученик оперировать знаниями при решении познавательных и практических задач. Акцент теперь ставится на качественные задачи, и не на алгоритмы, а на осмысление. Вперёд выходят блоки умений, важные для естественных наук: методологические и экспериментальные. И здесь наши физики вместе с химиками опережают всех других: согласно международному исследованию TIMSS-2011, именно эти два предмета обеспечили успех нашим детям – впереди нас только шесть стран (а всего в соревнованиях участвовали 42)! Тем не менее в тройке проверяемых параметров «знания-применения-рассуждения» у нас лидируют знания, дети блещут формулами и определениями. А вот рассуждения – объяснение опыта пошагово, описание хода мысли в эксперименте, то есть методология, – ниже среднего. В Японии ровно наоборот.
И ещё важный момент: в условиях введения стандарта большая ответственность ложится на учительское сообщество – ему многое отдано, основные рабочие документы министерство утверждать больше не будет, поэтому уже сейчас надо активнее включаться в обсуждение новых требований.
Интерес участников к теме был исключительно большой, далеко не все вопросы были выяснены, и лектор оставила свой адрес demidovaktv1@yandex.ru
Елена Камзеева, к.ф.-м.н., заместитель директора НМЦ ЮОУО, построила своё выступление о ГИА как наглядное сравнение: «надо сейчас» – «надо будет по ФГОС», например:
– Метапредметные результаты можно проверять и в рамках действующего стандарта, это есть и сейчас: «представлять информацию в разных формах – словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем». На будущее – просто более сложная формулировка.
Лекторы ходили слушать друг друга – не всякий день такое увидишь. И более того: вступали в полемику с предыдущим выступающим. Так, Лев Монастырский, профессор кафедры общей физики ЮФУ (г. Ростов-на-Дону), начал как раз с того, чем закончила Марина Демидова: нет причин упиваться успехами преподавания физики в школе. Продолжается резкое падение знаний – у студентов 1 курса нет базовых знаний, они не умеют работать с книгой. И началось это с тех пор, как ЕГЭ стал обязательным: возникли колоссальные новые трудности у всех. Готовят к форме, а суть предмета уходит. Но и новым ФГОСом её не ухватишь: что значит – знания не нужны, что значит – заучивать не надо? Надо, иначе как детям освоить физический язык? И зал зааплодировал.
Собственно, лекция была посвящена главному в физическом мышлении: «Использование физических моделей при подготовке к ЕГЭ и ГИА». Рассказывая о том, как строятся модели в молекулярной физике и в электродинамике, лектор повторял: «Но это на модели, это как решили мы. А чем пренебрегли?» – модель не может заменить реальность, но это способ думать о ней конструктивно.
И – очередь за автографом на учебном пособии автора, фотографии на память, адрес для писем: lmm@aaanet.ru
По традиции, День учителя физики богат на встречи с авторами учебников:
– Валерий Касьянов рассказал о своей линии учебников «Физика. 10–11 классы»;
– Павел Боков, один из соавторов линии учебников «Физика. 7–11 классы» (А.В. Грачёв и др.), пояснил как их учебники могут помочь учащимся готовиться к ЕГЭ;
– Петрова Мария, представитель ИЦ «Вентана-Граф», – как оценивать планируемые результаты, занимаясь по учебникам Хижняковой Л.С., Синявиной А.А., Холиной С.А. «Физика. 7–9 классы».
Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» в лице Аркадия Елизарова, руководителя отдела медиаресурсов, поведало о «Принципе матрёшки, или Дороге к идеальному электронному учебнику». Матрёшка – это УМК в виде набора электронных ресурсов, вложенных один в другой:
- ридербуки с интерактивным оглавлением и возможностью гиперссылок на интернет-ресурсы (тексты можно редактировать)
- более 10 приёмов работы с текстом
- pdf-контейнер со ссылками на разные мультимедийные ресурсы, в том числе медиалекции с динамическим резюме, а также упражнения с конспектами теории, которая может пригодиться при выполнении
- окна для выполнения заданий.
В общем, показали демоверсию – книга книгой, листай, подчёркивай. Но… «Здесь выход на любые ЭОРы, – говорил ведущий, – ведь когда человек изучает тему, ему не нужна «линейка» и методика под неё – зачем? Так мы все время будем отставать, пора учиться без ограничений.»
Остаётся добавить, что к «Биному» в деле разработки электронных учебников подключилось издательство «Русское слово», то есть гуманитарные дисциплины скоро тоже попадут в «матрёшку».
А вот куда попадут дети? Поразило сообщение Павла Чеботарёва, учителя информатики и интернет-технологий школы № 29 г. Подольска. Его тема – «Техносфера как новый формат интеллектуального взаимодействия учитель–ученик». Оказывается есть планшеты, на которых дети могут скатиться с горки безо всякого вреда планшету, а экран у этого планшета такой, что на нём можно писать хоть чем, без клавиатуры – в вордовский формат он сам переводит, даже формулы. Тут же электронная тетрадь, в ней пишут маркером. Но всё главное – на уроке: на панели учителя видны экраны всех детей, и если его что-то заинтересовало, он выводит экран ребёнка на свою панель (да, доски отдыхают, стоит большая плазменная панель), и вот Вася фактически у доски, хотя сидит на месте. Если учитель хочет привлечь внимание класса, он блокирует экраны детей, и никто даже мышкой не пошевелит. Контроль 100%-ный. Скорость процессов колоссальная: тестирование мгновенное, трудность не только сразу видно, но и сразу можно скорректировать. Только бы ребёнок пришёл и присоединился. Слоган – «Принеси своё устройство в школу». К 2020 году так и будет.
Однако расходились учителя, обсуждая «Нескучные занятия по физике. Прикладная направленность уроков физики как основа развивающего обучения». Всех увлекла Галина Литвиненко, учитель физики НОУ «Газпром», её ролевые игры. Дети представляют себя либо в виде молекул – надо двигаться, как в газе, как в твёрдом теле, как в жидкости; проводят эксперимент на движение тела, брошенного горизонтально, – ребёнок разгоняется вместе с шариком – поймает он шарик, если отпустит, или нет? Были даны графики движения – зависимости пути и скорости от времени – дети должны изобразить это движение (равномерное, равноускоренное, покой) – а класс анализирует, что происходит. И взрослые дяденьки и тётеньки с увлечением играли: выходили по 4 человека, получали карточки, где было отмечено сопротивление проводников, и строились в соответствии с выданной схемой. Классно! Девочки – электроны; мальчики – ионы, и движение заряженных частиц в электрическом поле, как на ладони!
Не оставило учителей равнодушными и выступление Любови Шестаковой, учителя физики школы № 929 на Открытом семинаре «Технологии реализации ФГОС при обучении физике». Она говорила о применение ментальных карт на уроках физики для достижения новых образовательных результатов, конкретно – личностных. Ведь ФГОС ориентирует на саморазвитие, а как учителю повлиять на личностное развитие ученика? Ментальные карты – личностно представленная информация о материале. Если в общем виде – это схема строения нейрона, ядро и ветвящиеся отростки. Когда ребёнок представляет, например, новый материал на карте (нам показали), – картинки похожи. Бесконечная карта изображает физику – номера лучей, ветвления и пояснения. Ведущая кстати напомнила: неплохо и самому учителю потренироваться в составлении – очень увлекательное занятие! Особенно хорошо эти карты ложатся на ситуационные задачи, как и наоборот – задачи на карты. В общем, везде, где требуется контекст, – требуется весь человек, а не его функция. День учителя физики в этом году был во многом про человека…
Людмила КОЖУРИНА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии