3 апреля 2013 г.
День учителя химии Программа дня
Всего участников: 339
Репортаж
ЖУРИН Алексей Анатольевич, д.п.н., заместитель директора по научной работе Федерального государственного научного учреждения «Институт содержания и методов обучения» РАО
Рабочая программа учителя химии: проблемы и решения
ГАБРИЕЛЯН Олег Сергеевич, к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор учебников по химии
Естественно-научное образование в школе: особенности содержания, реализации и оценки результатов образования
БЕЛОГОНОВА Гульнара Ураловна, заслуженный учитель Республики Башкортостан, учитель химии МБОУ СОШ № 110 и физмат-лицей лицея 153, г. Уфа;
БЕЛОНОГОВ Валерий Александрович, ст. преп. каф. общей химии Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ)
Новый подход при изучении некоторых вопросов общей химии
ТРИГУБЧАК Инна Васильевна, к.п.н., учитель химии МБОУ «Сергиево-Посадская гимназия им. И.Б. Ольбинского»
Содержание и методика преподавания темы «Электролиз»
ЖИХАРЕВА Мария Георгиевна, учитель химии ГБОУ ЦО № 1953, г. Москва
Мини-проекты на уроках химии как способ формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках новых ФГОС
ШИПАРЕВА Галина Афанасьевна, учитель химии, зам. директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ гимназия № 1505, г. Москва
Изучение органической химии по интегральной технологии
Потому-то огромный спрос на примерные рабочие программы, хотя с сентября, когда новый закон обретет силу, их публикация будет нарушением законодательства. Значит, надо учиться создавать свою. Ученый перечислил принципы отбора содержания программы (он считает содержание центральным): научность и доступность, а также принципы структурирования материала. Алексей Журин приводил неточности, которые есть в учебниках, говорил о необходимости выбора той химической теории, в рамках которой учитель собирается работать, мол, везде своя научность.
О принципе доступности: привычное для учителя может быть непосильным для ученика: «А вы попробуйте подняться до ученика, который ничего не знает, не хочет, но которого надо научить». Ведь даже учебник порой не удосуживается оценить силы ребенка: реакции пишут с первого урока, а понятие о химическом знаке потом, а о химической формуле еще дальше.
Для лучшего понимания вопроса лектор порекомендовал семинары Галины Чернобельской и ее прекрасную книгу по методике преподавания химии – для бесплатного скачивания она здесь: http://www.bookam.net
А структурирование – это составление календарно-тематического планирования. Соединить дидактическое и эмпирическое непросто, и лектор скрупулезно, с комментариями описывал процесс создания этого документа им самим – провел своего рода мастер-класс. Но тут главный риск – «а если спрашивают по-другому»? Например, в Тульской области требуют «писать темы в терминах стандарта» – тогда как в стандарте-то никаких тем и нет. Ведущий советовал: вооружайтесь законом, знайте свои права, думайте своей головой. Стабильных программ больше не будет, а свою надо уметь защитить.
Олег ГАБРИЕЛЯН, профессор, заслуженный учитель РФ, автор учебников химии, был настолько тепло встречен аудиторией, что заявленная лекция «Естественно-научное образование в школе: особенности содержания, реализации и оценки результатов образования» плавно перетекла в творческую встречу. Это был разговор о том, что низводя и сокращая школьную химию, государство рискует своим будущим, а перевод старшей школы на новый стандарт ничего иного не сулит, кроме интегрированного естественно-научного курса. Между тем учебник есть, он один и он некачественный. Там периодический закон приводится в качестве иллюстрации к понятию «классификация», а вовсе не как революционное научное открытие. И другие странности, в общем: «Только обездоленные учителя пойдут на этот курс». В то же время появился шанс начать химию пораньше, с 7 класса – ведь теперь учебный план формирует школа. Кстати, учебник для 7 класса можно спросить по телефону 8 499 724 64 78.
Также Олег Габриелян рассказал, как много создано хороших и разных элективов по химии, и это, несомненно, повод получить второй час для обучения. Ну, а о том, как много у Олега Габриеляна учебников и учебных пособий, знает каждый учитель, но может быть не каждый – что они обновлены под новый стандарт и потребности подготовки к ГИА и ЕГЭ. Собственно, из этих занимательных историй про изменения и состояла лекция. Почему лабораторные включены в параграф, как дети пишут синквейны по химии и многое другое, вплоть до тоннельного микроскопа.
А если серьезно – на сайте издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru можно увидеть все изобилие книг, а также, по словам лектора, – там можно бесплатно скачать рабочие программы как базового, так и профильного уровня. Ну, а что до заявленной в начале темы – лектор сообщил, что ведет дистанционный курс «Формирование естественно-научной картины мира у старшеклассников» в Педагогическом университете «Первое сентября», и предложил слушателям перенести разговор на эту площадку. Встреча завершилась аплодисментами.
Другая атмосфера царила на круглом столе «Курс химии, ориентированный на достижение требований ФГОС»: Павел ОРЖЕКОВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, задумал с коллегами такой курс, который бы давал каждому учителю дистанционную поддержку. На ресурсе «Интерурок.ру» – http://interneturok.ru/ – они собирают полную коллекцию видеоуроков по курсу (ведет учитель школы № 1360 Яна ИВАНЦОВА). К каждому уроку – «дополнительные сведения», списки разных задач, варианты к каждому месту разветвления урока. А еще конспекты и тренажеры. В общем, совершенно новый способ учить и учиться для учителя. Вы только зарегистрируйтесь – все бесплатно.
Нечто подобное, но иное было в аудитории, где работу с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок на уроках химии демонстрировала Ольга РЫБНИКОВА, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, гимназия №1257. Сайт «Экзамен-медиа» http://examen-media.ru/o-kompanii – известен учителям, он дает возможность доступа к мультимедийным справочникам, энциклопедиям, тренажерам, и виртуальным средам моделирования. На марафоне разбирали компетентностно ориентированные задачи с промежуточной рефлексией – да, на экране лучше видно и саму задачу, и то, что еще, кроме решения, из нее можно извлечь – моменты личностного развития.
Однако и в тех аудиториях, где решали трудные задачи для ЕГЭ традиционным образом, мелом на доске (с Инной ТРИГУБЧАК из гимназии им. Ольбинского, Сергиев-Посад; с Еленой КРУТЕЦКОЙ, методистом из Санкт-Петербурга), – тоже не было свободных мест.
Между тем Нина ВОСКОБОЙНИКОВА, доцент, автор УМК нового поколения по химии для основной школы, нашла оригинальную форму подачи идеи «Инновационная образовательная среда на уроках химии в системе успешной деятельности» – она представила интеллект-карту, «солнышко», в центре – успешная деятельность, а в лучах обозначено (названо) все, что приведет учителя к успеху в свете новых требований. Ближе к центру или дальше – значение имеет. Очень наглядно! Оставалось только следить за мыслью интерпретирующего:
– Диалогический метод – основной, потому что направленная речь – катализатор мышления; дальше – готовность учителя, потому что без желания ничего сделать невозможно…
Ну, и наконец, самое долгожданное мероприятие дня, Творческие мастерские! Традиционно – учителя слушают своих коллег, которые делятся опытом, с огромным интересом. Тем более – это живые авторы статей в журнале «Химия». Мастерские вела главный редактор Ольга БЛОХИНА.
Мария ЖИХАРЕВА, учитель ЦО №1953, рассказала о том, как мини-проекты помогают формировать универсальные учебные действия, тут главное – не растеряться, ведь самая обычная-привычная деятельность, та же практическая работа, может стать источником формирования личностных и регулятивных компетенций, если повернуть дело под новым углом.
Галина ШИПАРЕВА, учитель гимназии №1505, задалась проблемой: если у детей нет интереса к предмету – это что? Вызов учителю. Почему химия в 8-9 классе ученикам нравится, а в 10-11 нет? И она рассказывала, как сама нашла метод, который ее увлек, познакомилась с автором, вошла в сообщество учителей, разрабатывающих этот метод, а также показала участникам, как строить уроки по органической химии в логике интегральной технологии.
…Вот такие они, учителя химии: доброжелательные и основательные, серьезные и легкие. Хотя денек выдался не из простых.
Людмила КОЖУРИНА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии