Рейтинг@Mail.ru

28 марта 2013 г.

День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры  Программа дня

Всего участников: 872

Репортаж

Как было заявлено в расписании дня, так все и происходило. В одном зале логопед выступает, в другом – упражнения для исправления осанки врач демонстрирует. Но очень скоро стало ясно, что и врачи, и педагоги, и психологи – все озабочены одним: тем, чтобы жизнь каждого ребенка, каким бы особенным он ни был (а разве не каждый ребенок особенный?), была устроена счастливо и правильно ради полноценного настоящего и успешного будущего.


ЕФИМОВА Елена Семеновна, детский психолог, руководитель Центра развивающих игр «Филиппок», ведущая школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению г. Москвы
Возможности компенсации проявления гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста


ПАНИНА Галина Алексеевна, к.психол.н.
Преодолеем страх перед трудностями! «Умные движения» в работе с младшими школьниками


ШОРИНА Марина Вячеславовна, руководитель структурного подразделения, ЦО № 118, Москва
Оздоровительная гимнастика в начальной школе


КОРЧАГИНА Юлия Владимировна, к.психол.н., Социальный институт МГПУ
Волонтерское движение в профилактике зависимостей. Школьный проект «Старшие – младшим»


НЕДОРЕЗОВА Евгения Потаповна, дефектолог
Профессия – дефектолог. Азбука диагностики ребенка с проблемами устной и письменной речи


АЗОВА Ольга Ивановна, к.п.н., доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед прогноз»
Дизорфография. Способы коррекции


СОЛОЕД Каролина Витальевна, к.психол.н., клинический психолог, психотерапевт, Институт практической психологии и психоанализа
Ребенок с особенностями развития в обычной школе


МУРАТОВА Лариса Валентиновна, методист;
СТЕПАНОВА Елена Александрова, учитель физической культуры
ЛФК на уроке и после занятий. Опыт работы ГБОУ СОШ № 2000


СВОБОДИНА Наталия Генриховна, логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии
С проблемами письма и чтения справимся вместе: логопеды, учителя, родители


ХОТЫЛЕВА Татьяна Юрьевна, к.п.н., зам. руководителя ЦПМССДиП МГППУ, руководитель школы для детей с аутизмом МГППУ
Особенности организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектраs


ЛАНИНА Татьяна Николаевна, к.п.н., логопед
Программа «Дельфины»: развитие, профилактика и коррекция сенсомоторного уровня речи


КАРПЕНКОВА Инна Вячеславовна, к.соц.н., психолог, Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»
Тьютор – необходимый специалист инклюзивного образования


КУЛЬКОВА Ирина Валерьевна, к.п.н., мастер спорта;
РИПА Михаил Дмитриевич, к.п.н., доцент; ПИФКиС МГПУ
Кинезотерапия. Воспитание культуры движения

Прямо с утра Елена Ефимова, детский психолог, руководитель Центра развивающих игр «Филиппок» (http://www.filippok.ru/), ведущая школы приемных родителей Московской службы психологической помощи населению, на семинаре «Возможности компенсации проявления гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста» объясняла залу, что популярный диагноз СДВГ, который сегодня, не моргнув глазом, ставят каждому шустрому ребенку, на самом деле встречается лишь у 3% детей. А все остальные – просто малыши, не умеющие справляться с эмоциями, не обученные контролировать собственное поведение, не осознающие своей значимости. И, помимо врачебной, медикаментозной поддержки, которая порой необходима, с ними нужно просто разговаривать о том, какие чувства бывают (ведь, кроме злости и обиды, ребята порой и назвать-то ничего не умеют), что происходит с человеком, переживающим страх, печаль, удивление, раздражение. Как меняется мимика, пластика. Корчить рожицы перед зеркалом оказывается полезным занятием: ясное представление о явлении помогает управлять им.

Нужно привыкнуть к строгим школьным нормам и требованиям? Достаем обычные настольные игры. Без соблюдения правил не получится игры. И уроки – тоже игра, в которой не победить, не освоив основные законы.

Конечно, важно вовремя заметить и такие особенности детского поведения, которые разговорами или играми не исправляются. Дефектолог Евгения Недорезова на лекции «Профессия – дефектолог. Азбука диагностики ребенка с проблемами устной и письменной речи» рассказывала, на что нужно обратить внимание, к каким специалистам обратиться, чтобы ребенок мог учиться, развиваться, не борясь мучительно с теми дефектами, которые сегодня легко и безболезненно исправляются. Например, слишком короткая уздечка языка мешает малышу четко произносить звуки. Каждый человек лучше всего слышит самого себя, поэтому ребенок привыкает к неверному фонетическому строю языка. У него возникают проблемы не только с дикцией, но и с правописанием. Стоит ли обрекать его на такие сложности, если операция по подрезанию «неудачной» уздечки занимает несколько минут?

Конечно, не все проблемы решаются одним махом. Порой требуется долгая, кропотливая работа. На лекции «С проблемами письма и чтения справимся вместе: логопеды, учителя, родители» Наталья Свободина, логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии (http://logoportal.ru/rossiyskaya-assotsiatsiya-disleksii/.html), объясняла, что научить ребенка читать и писать можно, только соединив усилия всех заинтересованных сторон – как взрослых, так и самого ученика.

Для этого нужно убедить маму и папу в важности регулярных занятий с ребенком, убедить их не ругать малыша за те ошибки, которые кажутся им допущенными исключительно по лени и разгильдяйству. А ведь ученик действительно не в силах справиться с задачей. Поэтому логопед и список упражнений для ежевечернего тренинга родителям даст, и фильм для семейного просмотра посоветует («Звездочки на земле», например), чтобы в доме сложились определенное эмоциональное отношение к ситуации, благоприятная психологическая атмосфера.

Кроме того, и с учителем надо встретиться – попросить, чтобы он разрешил ребенку нашептывать себе каждое слово в диктанте или изложении. А заодно познакомить педагога с полезными материалами, которые помогают приспособить единую программу к разнообразным детям (мальчики – девочки, сангвиники – меланхолики, аудиалы – кинестетики; перечислять устанешь).

И сам ребенок должен осознанно работать над собой. Разговаривая с маленькими пациентами, Наталья Генриховна очень наглядно показывает, как работает мозг. Она сжимает кулаки и говорит: «Мозг – это два полушария, вот они. Правое помогает сочинять, фантазировать. Левое – считать, рассуждать. Если оба полушария работают вместе (пальцы логопеда сплетаются), с задачей легче справиться. А если связь разрушается (руки разъединяются, кулаки словно приготовились к драке друг с другом), ничего не выходит». Ребенок, видя, как важно контролировать внимание, старается сосредоточиться на занятии.

О более специфических приемах по коррекции дизорфографии рассказывала Ольга Азова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии МПСУ, директор медицинского центра «Логомед прогноз» (http://www.logomedprognoz.ru/).

А вот Татьяна Ланина, кандидат педагогических наук, логопед, на своем мастер-классе «Программа «Дельфины»: развитие, профилактика и коррекция сенсомоторного уровня речи» не столько рассказывала, сколько показывала довольно сложные упражнения (слушатели усердно пытались повторить, печалясь по поводу негнущихся конечностей), которые помогут и малышам справиться с учебой, и педагогам вернуть себе легкость движений. Легкий на подъем, энергичный учитель – это именно то, что нужно нашим детям.

О пользе движения, освобождающего от психологического напряжения, стресса, говорила и Галина Панина, кандидат психологических наук, ведущая семинара «Преодолеем страх перед трудностями! «Умные движения» в работе с младшими школьниками».

Марина Шорина, врач Московского центра образования № 118, показала на мастер-классе «Оздоровительная гимнастика в начальной школе», как любое упражнение (для восстановления дыхания после разминки, для укрепления мышц спины…) превращается в историю, развивающую малышей не только физически, но и духовно. У этих упражнений и названия особенные, пробуждающие фантазию. «Скорлупа»: ребенок, сидящий на корточках, постепенно выпрямляется, а учитель предлагает ему представить, как он разбивает скорлупу огромного яйца, в котором сидел, скорчившись, и впервые вдыхает свежий воздух, открывает глаза свету. Разумеется, не каждый раз на зарядке педагог выступает в роли сказочника. Но в памяти детей движение уже соединилось с образом, с ощущением свободы.

Занятия с логопедом, физические упражнения – это полезно каждому ребенку. Но в этот день речь шла и о совсем особенных детях. Об аутистах. Они действительно очень отличаются от своих сверстников. С ними действительно трудно. Тем не менее Каролина Солоед, кандидат психологических наук, клинический психолог, психотерапевт, ведущая семинара «Ребенок с особенностями развития в обычной школе», считает, что аутистов не стоит прятать в каких-то резервациях. Чем больше будет у людей информации, чем больше возможностей для встречи, тем больше шансов, что в обществе выработаются схемы конструктивного взаимодействия. И ни один ребенок (в конце концов все рождаются с равными правами на жизнь) не будет отвергнут. Важной частью семинара стала демонстрация мультфильма Гарри Бардина «Гадкий утенок». Трогательный одинокий герой. Ему трудно не посочувствовать, ему хочется помочь. Неужели дети заслуживают иного отношения?

При этом нужно понимать, какой это нелегкий труд. У каждого, даже самого терпеливого, учителя, психолога свой запас прочности: кого-то на полчаса хватает, кого-то на час.

Выход – в командном взаимодействии, коллегиальной работе. Об этом говорила на мастер-классе «Особенности организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра» Татьяна Хотылева, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков МГППУ. Заставить людей сотрудничать невозможно. Это длительный процесс, в ходе которого врачи, педагоги, психологи ищут общий язык, учатся поддерживать друг друга. И еще один рецепт: взрослый должен постоянно учиться. В центре для учителей регулярно проводятся семинары, тренинги, чтобы помочь им овладеть какими-то приемами, эффективными способами работы с особенными детьми.

Но и учителя тоже бывают особенные. Рядом с лекторами сегодня были сурдопереводчики. В зале сидели неслышащие студенты, будущие учителя. Отсутствие слуха не должно помешать им стать профессионалами.

Более того, сегодня стало ясно, что отсутствие зрения не мешает людям открывать для себя прекрасный мир живописи, скульптуры. Проект Третьяковской галереи «Язык скульптуры по Брайлю» представляла его куратор Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ музея. Мировая культура, узнаваемая на ощупь. Постижение мрамора и бронзы, Средневековья и Возрождения... Но эта реальность, к сожалению, не может стать повседневной из-за хронической нехватки денег у школ, невнимания властей, равнодушия школьной администрации к проблемам детей, не обещающих прославить учебное заведение высокими баллами ЕГЭ и победами на олимпиадах.

Ведущие в течение всего дня, пытаясь уловить запросы аудитории, просили поднять руки логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы, сидящих в зале. Каждый раз оказывалось много и тех, и других, и третьих. И только поиски представителей школьной администрации были безуспешны. Робко в задних рядах поднималась одна-единственная рука...

А как же главный вывод, к которому сегодня старались подвести гостей марафона все ведущие: только общими усилиями мы можем помочь нашим детям – всяким, здоровым и не очень, – но очень любимым? И разве это не то дело, ради которого стоит объединяться?

Людмила ПЕЧАТНИКОВА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Мастер-класс

«Технологии сбережения здоровья с часто болеющими детьми» – из опыта работы слушателей курсов ПК кафедры – школы № 27 ЮЗАО

ВАСЕНИН Г. А., ответственный от школы зам. дир. по здоровью;
БАБЕНКОВА Е. А., к.п.н., доцент МИОО


Государственная Третьяковская галерея

Лекция

«Язык скульптуры по Брайлю». Программа для особых детей в «Новой Третьяковке»

ГЕРАСИМОВА Е. Л., Третьяковская галерея, отдел образовательных программ


Семинар

Преодолеем страх перед трудностями! «Умные движения» в работе с младшими школьниками

ПАНИНА Г. А., к.психол.н.


Издательство «Русское слово»

Лекция

Обеспечение сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

ГОЛОВИНСКАЯ Е. Ю., ведущий редактор издательства «Современные образовательные технологии», автор методических пособий


Мастер-класс

Оздоровительная гимнастика в начальной школе

ШОРИНА М. В., врач, ЦО № 118, Москва


Издательство «Филиппок»

Семинар

Возможности компенсации проявления гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

ЕФИМОВА Е. С., детский психолог, тьютор, главный специалист образовательного центра «Филиппок»


 475%
 354%
 9111%
 13616%
 678%
 48856%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Мастер-класс

Волонтерское движение в профилактике зависимостей. Школь­ный проект «Старшие – младшим»

КОРЧАГИНА Ю. В., к.психол.н., Социальный институт МГПУ


Лекция

Профессия – дефектолог. Азбука диагностики ребенка с проблемами устной и письменной речи

НЕДОРЕЗОВА Е. П., дефектолог


Лекция

Дизорфография. Способы коррекции

АЗОВА О. И., к.п.н., доцент, директор медицинского центра «Логомед прогноз»


Семинар

Ребенок с особенностями развития в обычной школе

СОЛОЕД К. В., к.психол.н., клинический психолог, психотерапевт, Институт практической психологии и психоанализа


Мастер-класс

ЛФК на уроке и после занятий. Опыт работы ГБОУ СОШ № 2000

МУРАТОВА Е. В., методист;
СТЕПАНОВА Е. А., учитель физической культуры


 263%
 21024%
 40547%
 14317%
 739%
13:45 – 15:00

Лекция

С проблемами письма и чтения справимся вместе: логопеды, учителя, родители

СВОБОДИНА Н. Г., логопед, психолог, член совета директоров Ассоциации дислексии


Мастер-класс

Особенности организации образовательного процесса для детей с расстройствами аутистического спектра

ХОТЫЛЕВА Т. Ю., к.п.н., зам. руководителя ЦПМССДиП МГППУ


Мастер-класс

Программа «Дельфины»: развитие, профилактика и коррекция сенсомоторного уровня речи

ЛАНИНА Т. Н., к.п.н., учитель-логопед


Лекция

Тьютор – необходимый специалист инклюзивного образования

КАРПЕНКОВА И. В., к.социолог.н., психолог, специалист АНО «Наш Солнечный Мир»


Семинар

Кинезотерапия. Воспитание культуры движения

КУЛЬКОВА И. В., к.п.н., доцент, зав. кафедрой МГПУ;
РИПА М. Д., к.п.н., доцент; ПИФКиС МГПУ


 30536%
 21726%
 16319%
 637%
 9712%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии