27 марта 2013 г.
День учителя ОБЖ Программа дня
Всего участников: 131
Репортаж
Этот день вместил в себя два тематических дня – учителя ОБЖ и школьного психолога.
Казалось бы, что может быть более несхожим – огонь и лед, вода и камень сошлись в одном здании. Но на самом деле, и те, и другие заняты по сути одним делом – безопасностью человека. Одни – внутренней, душевной, другие – внешней, телесной.
Первая линейка лекций была посвящена презентациям учебно-методических комплектов издательств. Они спешили откликнуться на вызовы времени и подогнать свои учебники под требования нового ФГОС.
Лекторы издательства «Дрофа» (http://www.drofa.ru/cat/cat26.htm) убеждены, что хотя стандарт и задает планку на достижение личностных и метапредметных результатов, по сути, в преподавании ОБЖ мало что изменилось – от учеников требуется все то же: овладеть знаниями и уметь применять их на практике. Надо отметить, что в УМК «Дрофы», чем ближе к старшей школе, тем больше творческих заданий и заданий с повышенным уровнем сложности.
– Каждый УМК сопровождается бесплатным электронным приложением, доступ к нему свободен, – заметил один из авторов издательства Сергей Миронов. – Его можно скачать после регистрации на сайте издательства «Дрофа».
В том же ключе построили свое выступление и авторы учебников по ОБЖ издательства «Просвещение» (http://www.prosv.ru/) – без сюрпризов и новинок, все те же проверенные УМК, только с учетом нового ФГОС.
А вот издательство «Русское слово» (http://www.russkoe-slovo.ru/) разработало линейку своих учебников по ОБЖ с нуля. Интересно, что работал над этим УМК новый коллектив авторов научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (http://www.vniigochs.ru).
Примечательно, что у МСЧсовцев подход был другим – не забывая про «классические темы» ОБЖ, вроде военной подготовки или действий в случае радиационного заражения, авторы внесли и новые темы, которых нет в аналогах других издательств.
– Мы изначально разрабатывали этот УМК под требования ФГОС, – объяснила Марина Муркова, начальник научно-исследовательского отдела обучения подрастающего поколения ФГБУ ВНИИ ГОЧС. – И акцент в наших учебниках смещен на изучение причин и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера, экологической безопасности, суицида, игромании, пьянства, криминальных ситуаций и ситуаций национальной вражды.
Это и понятно – сказывается специфика ведомства. Вокруг лекции развернулась небольшая дискуссия о целях и задачах курса ОБЖ:
– Родители не знают нашего предмета и пренебрегают им…
– Просто у нас менталитет такой – это может случиться с кем угодно, кроме меня…
– Да что родители, часто сама администрация «задвигает» ОБЖ на второй план…
– Ситуацию можно переломить только в семье…
– Да нет, что вы, здесь нужны усилия государства…
Дискуссия продолжилась на выступлении Владимира Шолоха, главного редактора журнала «Основы безопасности жизнедеятельности» (http://www.school-obz.org).
К слову сказать, Владимир Петрович, человек старой закалки, разделял другой взгляд на
содержание любимого предмета, нежели авторы «Русского слова», и переживал, что в преподавании ОБЖ элемент гражданской обороны уходит на второй план.
– Можно ли воспитать патриота в отдельно взятой школе? – задался он вопросом. – Если вокруг царит совершенно иная атмосфера? Дети не могут назвать даже имен пионеров-героев. Они сегодня живут и дышат другим…
– Можно, – поразмыслив, ответила аудитория, – но при наличии интереса и среды. Однако в масштабах страны нужна государственная поддержка.
Тут же нашлись рабочие примеры, когда неравнодушный учитель смог увлечь детей с помощью моделирования. Казалось бы, кропотливый труд, требующий усидчивости, а педагог смог зацепить детский интерес и потянулась ниточка, и нанизалась на нее и история, и гражданская оборона, а там и до осознанной гордости за свою родину недалеко.
В общем, проблем у предмета много, признавали преподаватели, но не торопились опускать руки.
Да и зачем их опускать? Ведь перспектива у предмета есть, и никто отменять ОБЖ не собирается. Наоборот, по словам Тамары Батаевой, члена Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ, не за горами ЕГЭ по «Основам безопасности жизнедеятельности». А значит, статус предмета повысится, и возрастет значение самой олимпиады. Уже сегодня довольно много специальностей в вузах, которые принимают олимпиадников по ОБЖ.
– Пусть ваши дети будут настойчивы, – призвала Тамара Батаева. – Если в региональных вузах наших призеров берут с радостью, то в Москве надо о себе заявлять.
Впрочем, что есть участие в олимпиаде, как не достаточно громкое заявление о себе? Казалось бы… Но выяснилось, что дети не всегда четко осознают, на что они «подписываются», решаясь участвовать в олимпиадах по ОБЖ.
Если подготовиться к теории можно с помощью УМК, учителя и интернет-ресурсов, таких, как http://www.rosolymp.ru/, http://www.spas-extreme.ru/, http://window.edu.ru, (кстати, с августа в рамках общероссийского проекта «Школа цифрового века» Издательский дом «Первое сентября» также начнет выпускать журнал по ОБЖ), то с практикой может помочь только заинтересованный учитель.
– Наш предмет сложен своей социализированностью, и тем, что в нем требуется не только теория, – пояснила Тамара Алексеевна. – Если теорию усидчивые дети могут довольно быстро освоить, то успешно сдать практическую часть не так-то просто. Там много подводных камней.
– Часто такой блестящий "теоретик" доходит до этапа, когда надо на тренажере остановить артериальное кровотечение или точно бросить спасательный круг, или успешно отстреляться, и понимает, что просто не туда попал, - заметил Алексей Черкунов, член Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады по ОБЖ. – Поэтому я прошу вас – настраивайте детей, готовьте их к серьезной работе.
Завершали День учителя ОБЖ педагоги с оружием в руках. А если быть точным, с моделями интерактивного электронного тира, которые представило ООО «ЛТ РУБИН» (http://msk.rubin-tir.ru/).
Разработка пользовалась успехом. Образ коммерческого директора Ланы Добровской, хрупкой блондинки наперевес с автоматом Калашникова, а, точнее, с габаритным имитатором АК, сражал суровых преподавателей наповал.
– А дайте я жахну...
– А сколько у вас одновременно стрелков может тренироваться?
– А дальность какая?
Лана Владимировна отвечала точно и быстро, как поражала мишени в тире: стрелков четыре, имитация дальности до 100 метров, результаты стрельб можно сохранить в базе данных или распечатать…
Школьные психологи, с блокнотами и пакетами с учебниками, проходя по коридору слегка вздрагивали, заслышав выстрелы. Они с недоумением заглядывали в зал, и облегченно вдыхали – это преподаватели ОБЖ навскидку, одна за другой поражали мишени. От груди, от бедра, влет…
И, кажется, были очень довольны.
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дняО формировании культуры безопасности жизнедеятельности детей и подростков в рамках предмета ОБЖ | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии