Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2013 г.

Всего участников: 559

Репортаж


САКОВИЧ Наталья Александровна, ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», г. Минск, Республика Беларусь
Задверье детского горя. Принципы психологической поддержки


НАГОВИЦЫН Алексей Евгеньевич, д.филос.н., профессор, ведущий научный сотрудник Института семейного воспитания РАО
Использование символа и знака в работе практического психолога


ОБУХОВ Алексей Сергеевич, к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования МПГУ
Психологическое обеспечение исследовательской и проектной деятельности учащихся


УМНЯШОВА Ирина Борисовна, к.психол.н., доцент МГППУ, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России
Психологическое сопровождение ФГОС


БРИЛИНГ Елена Евгеньевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского и немецкого языков № 1308, Москва
Интеграция психологии с учебными предметами как модель психологического сопровождения образовательного процесса


МАНУХИНА Светлана Юрьевна, к.психол.н., доцент, зав. кафедрой организационной психологии МЭСИ, руководитель психологической службы ГБОУ «Лицей № 1535»
Технологии профориентации и профессиональное сопровождение школьников


МУХАМАТУЛИНА Екатерина Александровна, к.психол.н., зав. кафедрой психологии воспитания МИОО
Школьный психолог в мире ФГОС. Старые и новые возможности работы
Как выжить психологу в условиях внедрения ФГОС


ВАЧКОВ Игорь Викторович, главный редактор журнала «Школьный психолог»

День школьного психолога открыл  мастер-класс «Задверье детского горя. Принципы психологической поддержки».Начиная мастер-класс, ведущий психолог отдела прикладной педагогической психологии ГОУ «Академия последипломного образования» (Республика Беларусь) Наталья САКОВИЧ говорила о том, когда возникают тяжелые горестные чувства у детей. Не только в случае утраты близкого человека, но в самых разных стрессовых ситуациях: перевод из одной школы в другую, вынужденный уход из спортивной секции, когда он связан с дисквалификацией или с болезнью, с обнаружением какого-то физического ограничения, окончание школы в период тестирования. Важно уметь заметить страдающего ребенка. Это непросто, потому что существенная черта детского горя (лет до 10-11) – отсроченность переживания. Это взрослым непонятно, и о том, что ребенок реагирует неадекватно, приходится слышать часто, например, что-то уже давно произошло, а он вдруг начинает горевать. Но так устроена детская психика, срабатывают механизмы самозащиты, это способ обезопасить себя от ситуации.

Вопрос – чем могут помочь оказавшемуся в тяжелой ситуации ребенку педагоги?  Прежде всего – щадящие условия, в том числе временно сниженные требования к успеваемости. О драматических событиях в жизни ребенка надо предупредить всех педагогов: будьте внимательны, потому что порой ребенку нужна серьезная психотерапевтическая помощь,  а то и академический отпуск на месяц-полтора.

Отдельный разговор – как помочь адаптироваться ребенку, который переехал вместе с родителями из другой страны. Такие перемены некоторые дети проживают очень тяжело, тоскуют по родным местам. Категорически нельзя говорить «забудь». Наоборот, вспоминать город, место, где ему было хорошо, сказать, что это нормально – скучать по тому, к чему привык.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что происходит с ребенком в трудной для него жизненной ситуации.

Этой же теме был посвящен и мастер-класс  «Использование символа и знака в работе практического психолога». Его вел доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института семейного воспитания РАО Алексей НАГОВИЦЫН, речь шла о языке метафор и символов, используя которые педагоги могут лучше понять  своих учеников и самих себя. 

Вторая актуальная тема Дня – введение стандартов второго поколения. Мастер-класс «Психологическое сопровождение ФГОС» провела кандидат психологических наук, доцент МГППУ, председатель Московского отделения Федерации психологов образования России Ирина УМНЯШОВА. Ведущая начала с вопроса к аудитории:

– Изменились ли с введением ФГОС запросы к психологу, работающему в системе образования?

Аудитория отреагировала незамедлительно:

– Увеличилось количество запросов, которые идут от учителей… Вопросы, связанные с эмоциональным состоянием педагогов… Стало больше запросов на помощь в разработке индивидуальных и групповых образовательных маршрутов детей... Выросло число запросов на диагностическую работу… Учителя не особо просвещены по поводу формирования универсальных учебных действий…  Родители все чаще обращаются по поводу тревожности и перегруженности учеников.

Таким образом, психологи сами видят: одним из приоритетов в их работе становится психолого-педагогическое сопровождение развития универсальных учебных действий. Ведущая уточнила: школу уже начинают оценивать не только по ЕГЭ, но и по тому, как формируются УУД. Дальнейший разговор был посвящен психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Одновременно проходил круглый стол «Школьный психолог в мире ФГОС. Старые и новые возможности работы», ведущая – Екатерина МУХАМАТУЛИНА, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии воспитания МИОО.

Участники познакомились с различными программами и методиками, которые могут помочь в работе, направленной на реализацию ФГОС: программа Т. Аржакаевой, И. Вачкова и А. Поповой «Психологическая азбука», книга А. Вильшанской, М. Прилуцкой и Е. Протченко «Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка».

Наконец, третье событие Дня: психологическую аранжировку получает и обучение! Тема «Интеграция психологии с учебными предметами как модель психологического сопровождения образовательного процесса» была разобрана на мастер-классе педагога-психолога школы №1308 Елены БРИЛИНГ. Были предложены психолого-театральные способы понимания художественного текста, их участники испытывали на себе. Для этого на сцену вышли добровольцы и разыграли эпизод из романа Толстого «Война и мир»: смертельно раненный князь Болконский разговаривает с Наташей. И оказалось, что когда люди произносят реплики литературных героев, пытаясь вчувствоваться в то, что стоит за словами, им открываются скрытые прежде контексты. Может открыться, например, что кто-то из персонажей говорит совсем не то, что чувствует, и тогда можно попробовать переиграть фрагмент так, чтобы слова были адекватны  внутреннему состоянию говорящего. Было видно, как возникает более глубокое понимание мыслительных и поведенческих процессов, появляется представление о сложности и неоднозначности человеческого поведения. Это очень важно, и не надо жалеть на это время.

В целом, День прошел под знаком возрастающей роли психологов в образовании и свидетельствовал об огромной востребованности психологических компетенций в школе.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ