Рейтинг@Mail.ru

31 марта 2012 г.

День учителя физики  Программа дня

Всего участников: 624

Репортаж

Программа этого дня балансировала  между темами обязательными и выступлениями «для души». Почти две трети всех лекций, семинаров, мастер-классов в той или иной мере касались темы ЕГЭ и ГИА.  Да, широко обсуждались и дидактические материалы, и особенности подготовки к единому экзамену, и интернет-ресурсы, помогающие учителю в этом нелегком деле. Но нашлось место и  яркому духу творчества и открытий, духу научного исследования и смелого познания законов природы, всему, что всегда отличало физиков.

Первая линейка началась с открытого семинара МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения». Доцент МИОО Марина Демидова рассказала об особенностях подготовки и сдачи ГИА. Оказывается, что качество сдачи экзамена в столице и некоторых регионах очень высокое.

– У нас уже и троечников не осталось, – заметила Демидова, – потому что сдавать физику идут  дети мотивированные, а мы не закладываем это при подсчете баллов.

В ходе семинара всплыла и проблема: в Москве, по словам Демидовой, уделяют избыточное внимание диагностике учебных  достижений. 

– Коллеги, никто вас заставить проходить диагностику не может, - сказала она. – Обязательна только плановая проверка по зданию департамента образования. Все остальные виды диагностики – только добровольно и по желанию  школ.

Главная причина – увлеченность администраций школ различными рейтингами и желание занять все возможные места во всех таблицах и списках.

– Не надо каждые две недели гонять детей на диагностику, - подытожила она. – Иначе к марту они у вас выдохнутся окончательно. Здесь работает олимпийский принцип: к Олимпиаде спортсмены должны подойти отдохнувшими, на пике своих способностей.

О многопрофильном открытом банке заданий по физике рассказала Татьяна Мельникова, методист МИОО. На сайте opencollection.ru, который открылся  в этом году, выкладываются интерактивные задачи для ЕГЭ, ГИА и  олимпиад. Причем охвачена не только физика, но и математика, биология, химия, география.

– Поиск в базе задач можно вести по каталогам заданий или умений, - пояснила Татьяна Борисовна. – Пока наиболее полный раздел – по ЕГЭ:  в нем свыше 400 заданий. Однако в будущем в каждом разделе будет свыше 900 заданий. Задания берутся из открытой части ЕГЭ прошлых лет,  олимпиадных задач, а творческие задачи нам присылают учителя.

Между тем, на том же этаже  в небольшой аудитории, учительница физики московской  гимназии №625 Ирина Зюбина рассказывала и показывала удивительный учебный проект, который реализовали ее девятиклассники – «Телеграф барона П.Л. Шиллинга (реконструкция исторических инженерных решений в ученических проектах)».

 Ребята  самостоятельно воссоздали исторический опыт строительства, и в процессе реконструкции решали те же проблемы, с которыми столкнулся барон Шиллинг. Они даже создали фрагмент телеграфного кабеля, используя технологии того времени: воссоздали оплетку, состав изолирующего раствора, изучали технологию залива этого раствора. Примечательно, что над проектом работал весь класс – «физики» писали формулы и решали технические задачи, а «гуманитарии» создавали 3D модели телеграфа и виртуальную экскурсию для начальной школы.

 – Также исторические задачи мы берем из дореволюционной книжки В. Доната «Физика в играх», которую можно найти на сайте mathesis.ru. Это сайт Математического института им. Стеклова. Кстати, учителям они бесплатно высылают диски,  – рассказала Ирина Валерьевна. – Есть задачи и на сайте vofem.ru – это ресурс, посвященный журналу «Вестник опытной физики и элементарной математики». Он издавался с 1886 по 1917 годы, все номера выложены в  PDF.  Представляете, там публикации Геймгольца о Герце или опыты Циолковского, которые можно использовать в учебной работе.  

А на сайте archive.org, где выложены сканы научных книг с 17-го по 20-й века из библиотек Канады, Америки и Европы, ученики Ирины Зюбиной нашли тему еще для одного научного проекта. Они раскопали, правда, при подсказке учителей,  работу молодого Максвелла «Цвет и свет в природе». Причем работа эта на русский не переводилась. Вот здесь на арену вышли гуманитарии из соседнего класса с углублённым изучением английского. Они на пару с «физиками» из класса Зюбиной перевели работу  Максвелла со староанглийского, полностью воссоздали его опыт, вслед за Максвеллом написали хроматическое уравнение и убедились в том, что брюнеты и блондины воспринимают цвет по-разному.

– Больше одного-двух проектов в год выполнять нельзя, – заметила уже после выступления Ирина Валерьевна. – Иначе это получается профанация. Нельзя вовлекать детей в проектную работу для галочки, иначе единственное, что они вынесут из этого опыта –  понимание, что все делается «на показ» и не имеет смысла. 

О концепции естественно-научной грамотности и ее реализация в УМК по физике для 5–9 классов  рассказал Александр Пентин, заведующий кафедрой естественно-математического образования ФГОУ АПКиППРО. По его словам, издательство «Бином», в планах которого как раз и стоит публикация этого УМК, стремится уйти от тотальной ориентации на ЕГЭ и ГИА

– Международные исследования, прежде всего, PISA, показывают, что у наших школьников большие проблемы со всеми тремя видами грамотности, - начал Александр Юрьевич. – Хромает как грамотность чтения, так и  математическая, и естественнонаучная грамотность. Причем на выходе из начальной школы мы на первых местах, а к окончанию основной - скатываемся на сороковые позиции. Что же происходит за эти пять лет?

Как пояснил Александр Пентин, проблема, прежде всего, в читательской грамотности – падает она и тянет за собой все остальное. Концепция, по которой разработан УМК  по физике для 5–9 классов издательства «Бином», предполагает знакомство детей с научным методом познания. Это умение рассуждать и строить гипотезы, умение анализировать данные, умение объяснять явления и ставить научно обоснованные вопросы. Все задачи в УМК направлены  на развитие прежде всего этих умений и потому мало похожи на стандартные, привычные всем задания.

Впрочем, типовые здания в УМК тоже есть – их пока требуют ЕГЭ и ГИА, признал Александр Пентин.

Сплошной «нестандарт» творился и на открытом семинаре  свободной ассоциации  учителей «Разность потенциалов». Руководитель ассоциации Татьяна Ворончева рассказала о совместном с учителем истории уроке, когда дети искали аналогии между историческими событиями и физическими процессами. Например, разряд конденсатора – Отечественная война 12 года, искры электрофорной машины – восстание декабристов. Кажется, шутка, игра ума, но в итоге получилась физико-историческая формула текущего  состояния общества, где в левой части уравнения сила правительства, помноженная на площадь приложения этой силы, а на правой -  состояние общества: число людей, их разум, их толерантность, а в знаменателе – число людей, не желающих никаких перемен.

– И  такая дискуссия вокруг этой формулы развернулась! – заметила Татьяна Ворончева. – Мы сами не  ожидали, что она окажется так актуальна.

А учительница лицея 1575 Жанна Чопорова рассказала о своем уникальном опыте – как она вместе с учениками построила камеру Вильсона  для наблюдения за мюонами. Чтобы проследить за этими сверхтяжелыми частицами, образующимися после бомбардировки атмосферы космическими лучами, ей понадобился пластиковый аквариум, поднос, сухой лед, немного войлока и изопропилового спирта. А еще фонарь,  темнота в классе и терпение.

Такие опыты ее научили  ставить  в… ЦЕРН. Да-да, в том самом женевском центре, под которым закопан Большой андронный коллайдер. Самое замечательное, что любой учитель физики может бесплатно попасть в ЦЕРН, понаблюдать за ходом экспериментов, побродить в лабораториях, послушать лекции нобелевских лауреатов (с переводом!). Для этого необходимо зарегистрироваться  на сайте Объединенного института ядерных исследований jinr.ru  и принять участие в проекте http://teachers.jinr.ru/ «Виртуальная академия физики высоких энергий». Набор студентов для поездки в ноябре как раз откроется в конце апреля. 

Ну и куда же, все-таки,  без ЕГЭ в этот день. Экзаменами день начался, ими он и заканчивался. Лев Генденштейн, член редсовета журнала «Физика. Первое сентября», научный сотрудник лаборатории дидактики физики ИСМО РАО, представлял сразу два больших проекта.

Начал он с лекции «Секреты» задач ЕГЭ (механика): новый дистанционный курс ПУПС.». Принцип построения курса, по его словам – метод ключевых ситуаций, опираясь на которые, можно пройти весь курс.  На материале одной ключевой задачи раскрывается проблематика целого раздела.

– Такой метод стирает грань между теорией и практикой, – рассказал Лев Элевич. – Каждая из задач побуждает ученика к изучению все новых и новых вариантов этой учебной ситуации.

Как реализован  принцип на практике, в формулах и цифрах, можно было увидеть на второй лекции «Сайт по обучению решению задач и подготовке к ЕГЭ по физике», которая  шла сразу за «Секретами ЕГЭ…».  Этот сайт – результат напряженного  труда целого коллектива специалистов. Опираясь на метод ключевых задач, они разработали подробные анимированные решения задач (со звуковым сопровождением!), добавили тестовые решения и задания  для самостоятельной работы. Главная структурная единица сайта – ключевая задача. Каждая из них – как точка, из которой вырастает целый куст разнообразных разминочных задач и теоретических пояснений.  Можно решать задачу самому, опираясь на подробный план решения, можно прокрутить видео пошагового решения (с очень тщательным разбором), пройти тренинги по теме, а после решения еще  и «посмаковать» задачу – послушать аудио-обсуждение  ее «изюминок»!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Технологии и методы развития познавательного интереса учащихся через эксперимент и конструирование

(начало)

Доклады:

  • Экспериментальные задачи телеметрического практикума

    ФИШМАН А. И., к.ф.-м.н., профессор Казанского федерального университета;
    СКВОРЦОВ А. И., к.ф.-м.н., доцент Казанского федерального университета


  • Телеграф барона П.Л.Шил­линга (реконструкция исто­рических инженерных ре­ше­ний в ученических про­ектах)

    ЗЮБИНА И. В., ГОУ гимназия № 625;
    ФИЛИППОВА М. Н., ГОУ гимназия № 625;
    БРАЖНИКОВ М. А., ИХФ РАН, редакция «Физика-ПС»


  • Выставочная интерактивная экспозиция «Зазеркалье» как форма развития интереса к изучению естественных наук

    РОТОТАЕВА Н. А., к.п.н., директор ДТДиМ «Интеллект»


Открытый семинар МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения»

(начало)

Ведущий: ШАРОНОВА Н. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения физике МИОО, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

Доклады:

  • Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ и ГИА по физике

    ДЕМИДОВА М. Ю., д.п.н., профессор МГПУ, руководитель центра педагогических измерений ФИПИ


  • Многопрофильный открытый банк заданий по физике: инструментарий для оценивания результатов

    МЕЛЬНИКОВА Т. Б., методист МИОО


  • Работа с олимпиадными заданиями из многопрофильного открытого банка

    ЯКУТА А. А., к.п.н, доцент физфака МГУ им.М.В.Ломоносова


Издательство «Экзамен-Медиа»

Лекция

Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок – создание сценариев учебных эпизодов и их использование на уроках физики

КУДРЯВЦЕВ А. А., IT-директор издательства «Экзамен-Медиа», разработчик электронной версии учебников А.В. Пёрышкина


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Учебный физический эксперимент как основа деятельностного подхода к обучению физике (на примере УМК по физике 7–9 кл.)

ХИЖНЯКОВА Л. С., д.п.н., зав. кафедрой МОФ;
СИНЯВИНА А. А., д.п.н., профессор кафедры МОФ МГОУ


Издательство «Русское слово»

Мастер-класс

Как организовать работу с учебным текстом на уроке физики

СТЕПАНОВА Г. Н., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор УМК по физике для 7–11 классов


 7112%
 35357%
 7712%
 335%
 8414%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Развитие интереса учащихся через решение задач

(продолжение)

Доклады:

  • «Секреты» задач ЕГЭ (механика): новый дистанционный курс ПУПС

    ГЕНДЕНШТЕЙН Л. Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
    КОШКИНА А. В., учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ №37, председатель предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, эксперт предметной комиссии ЕГЭ (Архангельск);
    ОРЛОВ В. А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ;
    ЛЕВИЕВ Г. И., д.ф.-м.н., автор сборника «ЕГЭ шаг за шагом. Решение задач по физике» (издательство «Мнемозина»), Москва


  • Авторская педагогическая технология преподавания физики (с применением информационных технологий)

    МЕДОВЫЙ В. В., учитель физики


  • Методика использования фотозадач на уроках физики (из опыта работы)

    МОСКВИНА О. А., МОУ гимназия № 9 им. К.Э.Циолковского, г.Калуга


Открытый семинар учителей (свободная ассоциация учителей «Разность потенциалов»)

Ведущий: ВОРОНЧЕВА Т. В., ГОУ СОШ №19 им. В.Г.Белинского

Деятельность содружества учителей физики «Разность потенциалов»

ВОРОНЧЕВА Т. В., ГОУ СОШ №19 им. В.Г.Белинского


Блиц выступления членов ассоциации

ГРОМЦЕВА О. И., заслуженный учитель РФ, Почётный работник общего образования РФ, победитель Президентского конкурса «Лучшие учителя Российской Федерации», учитель физики школы № 1375 г. Москвы;
КАПУСТИНА Л. Е., ГОУ гимназия №1551;
САХБЕТДИНОВ М. А., ГОУ СОШ №1186 им. Мусы Джалиля;
ГРЕМИЛОВА И. В., ГБОУ СОШ №19 им. В.Г.Белинского;
КАЗАКОВА Ю. В., ГБОУ СОШ №546


Мастер-класс членов ассоциации «Игровые технологии во вне­учебной деятельности»

Издательство «Илекса»

Лекция

Дидактические материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ

КИРИК Л. А., преподаватель физики, отличник образования СССР, автор задачников, дидактических и методических материалов по физике;
НУРМИНСКИЙ А. И., консультант по вопросам оценки качества образования и учебных достижений учащихся


Издательский центр «Вентана-Граф»

Лекция

Система подготовки к ЕГЭ и предметным олимпиадам в новом УМК по физике для старшей школы (авт. Грачев А.В. и др)

ПОГОЖЕВ В. А., к.ф.-м.н., доцент кафедры физики МГУ


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Концепция естественно-научной грамотности и ее реализация в УМК по физике для 5–9 классов

ПЕНТИН А. Ю., к.ф-м.н., заведующий Центром естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО;
ШУЛЕЖКО Е. М., учитель физики ЦО №1439


 29350%
 11320%
 7513%
 539%
 478%
13:45 – 15:00

Развитие интереса учащихся через нестандартные уроки и внеурочные занятия

(окончание)

Доклады:

  • Спектакль-диалог для повторения темы «Динамика» в классе гуманитарного профиля

    БОБРИНЁВ Ю. В., учитель физики Гимназии 1514 (г. Москва), Лауреат конкурса «Учитель года-2009»


  • Нестандартные задания для урока физики (демонстрационные мини-проекты, лабораторные работы с элементами поиска, тематические проверочные работы)

    АЛЕКСЕЕВА Е. В., ЧУ СОШ «Первая школа», г. Красногорск, Московская обл.


  • Астрономические знания – через игровые формы внеурочной работы

    ШАТОВСКАЯ Н. Е., к.п.н., ГОУ СОШ №179, МИОО


Открытый семинар МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения»

(окончание)

Ведущий: ШАРОНОВА Н. В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения физике МИОО, профессор кафедры теории и методики обучения физике МПГУ

Доклады:

  • Современные тенденции развития учебного эксперимента по физике

    СТЕПАНОВ С. В., к.п.н., доцент МПГУ


  • Методика организации проектно-исследовательской деятельности учащихся по физике и астрономии с применением технологий смешанного обучения

    ГОМУЛИНА Н. Н., к.п.н., зам. директора по инновационной и экспериментальной деятельности Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доц. каф. методики обучения физике МИОО


  • УМК «Физика. 10–11»

    КАСЬЯНОВ В. А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.


Лекция

Сайт по обучению решению задач и подготовке к ЕГЭ по физике

ГЕНДЕНШТЕЙН Л. Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
КОШКИНА А. В., учитель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ, МБОУ СОШ №37, председатель предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников, эксперт предметной комиссии ЕГЭ (Архангельск);
ОРЛОВ В. А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ;
ЛЕВИЕВ Г. И., д.ф.-м.н., автор сборника «ЕГЭ шаг за шагом. Решение задач по физике» (издательство «Мнемозина»), Москва


Издательство «Легион»

Лекция

Методика подготовки к ЕГЭ по физике (с использованием учебно-методических пособий издательства «Легион») и анализ наиболее характерных ошибок учащихся при выполнении тестовых заданий

МОНАСТЫРСКИЙ Л. М., заслуженный деятель науки и образования РАЕ, профессор кафедры общей физики физического факультета Южного федерального университета, автор и редактор учебно-методических пособий издательства «Легион»


Компания «Бизнес-Меридиан»

Лекция

Автоматизированное рабочее место преподавателя физики: новые подходы и успешные практики

МАТВЕЕВ Л. А., ведущий инженер по внедрению и технической поддержке разработок, компания «Бизнес-Меридиан»


 14225%
 9416%
 23440%
 5910%
 509%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии