31 марта 2012 г.
День учителя физики Программа дня
Всего участников: 624
Репортаж
Программа этого дня балансировала между темами обязательными и выступлениями «для души». Почти две трети всех лекций, семинаров, мастер-классов в той или иной мере касались темы ЕГЭ и ГИА. Да, широко обсуждались и дидактические материалы, и особенности подготовки к единому экзамену, и интернет-ресурсы, помогающие учителю в этом нелегком деле. Но нашлось место и яркому духу творчества и открытий, духу научного исследования и смелого познания законов природы, всему, что всегда отличало физиков.
Первая линейка началась с открытого семинара МИОО «Актуальные задачи школьного физического образования и пути их решения». Доцент МИОО Марина Демидова рассказала об особенностях подготовки и сдачи ГИА. Оказывается, что качество сдачи экзамена в столице и некоторых регионах очень высокое.
– У нас уже и троечников не осталось, – заметила Демидова, – потому что сдавать физику идут дети мотивированные, а мы не закладываем это при подсчете баллов.
В ходе семинара всплыла и проблема: в Москве, по словам Демидовой, уделяют избыточное внимание диагностике учебных достижений.
– Коллеги, никто вас заставить проходить диагностику не может, - сказала она. – Обязательна только плановая проверка по зданию департамента образования. Все остальные виды диагностики – только добровольно и по желанию школ.
Главная причина – увлеченность администраций школ различными рейтингами и желание занять все возможные места во всех таблицах и списках.
– Не надо каждые две недели гонять детей на диагностику, - подытожила она. – Иначе к марту они у вас выдохнутся окончательно. Здесь работает олимпийский принцип: к Олимпиаде спортсмены должны подойти отдохнувшими, на пике своих способностей.
О многопрофильном открытом банке заданий по физике рассказала Татьяна Мельникова, методист МИОО. На сайте opencollection.ru, который открылся в этом году, выкладываются интерактивные задачи для ЕГЭ, ГИА и олимпиад. Причем охвачена не только физика, но и математика, биология, химия, география.
– Поиск в базе задач можно вести по каталогам заданий или умений, - пояснила Татьяна Борисовна. – Пока наиболее полный раздел – по ЕГЭ: в нем свыше 400 заданий. Однако в будущем в каждом разделе будет свыше 900 заданий. Задания берутся из открытой части ЕГЭ прошлых лет, олимпиадных задач, а творческие задачи нам присылают учителя.
Между тем, на том же этаже в небольшой аудитории, учительница физики московской гимназии №625 Ирина Зюбина рассказывала и показывала удивительный учебный проект, который реализовали ее девятиклассники – «Телеграф барона П.Л. Шиллинга (реконструкция исторических инженерных решений в ученических проектах)».
Ребята самостоятельно воссоздали исторический опыт строительства, и в процессе реконструкции решали те же проблемы, с которыми столкнулся барон Шиллинг. Они даже создали фрагмент телеграфного кабеля, используя технологии того времени: воссоздали оплетку, состав изолирующего раствора, изучали технологию залива этого раствора. Примечательно, что над проектом работал весь класс – «физики» писали формулы и решали технические задачи, а «гуманитарии» создавали 3D модели телеграфа и виртуальную экскурсию для начальной школы.
– Также исторические задачи мы берем из дореволюционной книжки В. Доната «Физика в играх», которую можно найти на сайте mathesis.ru. Это сайт Математического института им. Стеклова. Кстати, учителям они бесплатно высылают диски, – рассказала Ирина Валерьевна. – Есть задачи и на сайте vofem.ru – это ресурс, посвященный журналу «Вестник опытной физики и элементарной математики». Он издавался с 1886 по 1917 годы, все номера выложены в PDF. Представляете, там публикации Геймгольца о Герце или опыты Циолковского, которые можно использовать в учебной работе.
А на сайте archive.org, где выложены сканы научных книг с 17-го по 20-й века из библиотек Канады, Америки и Европы, ученики Ирины Зюбиной нашли тему еще для одного научного проекта. Они раскопали, правда, при подсказке учителей, работу молодого Максвелла «Цвет и свет в природе». Причем работа эта на русский не переводилась. Вот здесь на арену вышли гуманитарии из соседнего класса с углублённым изучением английского. Они на пару с «физиками» из класса Зюбиной перевели работу Максвелла со староанглийского, полностью воссоздали его опыт, вслед за Максвеллом написали хроматическое уравнение и убедились в том, что брюнеты и блондины воспринимают цвет по-разному.
– Больше одного-двух проектов в год выполнять нельзя, – заметила уже после выступления Ирина Валерьевна. – Иначе это получается профанация. Нельзя вовлекать детей в проектную работу для галочки, иначе единственное, что они вынесут из этого опыта – понимание, что все делается «на показ» и не имеет смысла.
О концепции естественно-научной грамотности и ее реализация в УМК по физике для 5–9 классов рассказал Александр Пентин, заведующий кафедрой естественно-математического образования ФГОУ АПКиППРО. По его словам, издательство «Бином», в планах которого как раз и стоит публикация этого УМК, стремится уйти от тотальной ориентации на ЕГЭ и ГИА
– Международные исследования, прежде всего, PISA, показывают, что у наших школьников большие проблемы со всеми тремя видами грамотности, - начал Александр Юрьевич. – Хромает как грамотность чтения, так и математическая, и естественнонаучная грамотность. Причем на выходе из начальной школы мы на первых местах, а к окончанию основной - скатываемся на сороковые позиции. Что же происходит за эти пять лет?
Как пояснил Александр Пентин, проблема, прежде всего, в читательской грамотности – падает она и тянет за собой все остальное. Концепция, по которой разработан УМК по физике для 5–9 классов издательства «Бином», предполагает знакомство детей с научным методом познания. Это умение рассуждать и строить гипотезы, умение анализировать данные, умение объяснять явления и ставить научно обоснованные вопросы. Все задачи в УМК направлены на развитие прежде всего этих умений и потому мало похожи на стандартные, привычные всем задания.
Впрочем, типовые здания в УМК тоже есть – их пока требуют ЕГЭ и ГИА, признал Александр Пентин.
Сплошной «нестандарт» творился и на открытом семинаре свободной ассоциации учителей «Разность потенциалов». Руководитель ассоциации Татьяна Ворончева рассказала о совместном с учителем истории уроке, когда дети искали аналогии между историческими событиями и физическими процессами. Например, разряд конденсатора – Отечественная война 12 года, искры электрофорной машины – восстание декабристов. Кажется, шутка, игра ума, но в итоге получилась физико-историческая формула текущего состояния общества, где в левой части уравнения сила правительства, помноженная на площадь приложения этой силы, а на правой - состояние общества: число людей, их разум, их толерантность, а в знаменателе – число людей, не желающих никаких перемен.
– И такая дискуссия вокруг этой формулы развернулась! – заметила Татьяна Ворончева. – Мы сами не ожидали, что она окажется так актуальна.
А учительница лицея 1575 Жанна Чопорова рассказала о своем уникальном опыте – как она вместе с учениками построила камеру Вильсона для наблюдения за мюонами. Чтобы проследить за этими сверхтяжелыми частицами, образующимися после бомбардировки атмосферы космическими лучами, ей понадобился пластиковый аквариум, поднос, сухой лед, немного войлока и изопропилового спирта. А еще фонарь, темнота в классе и терпение.
Такие опыты ее научили ставить в… ЦЕРН. Да-да, в том самом женевском центре, под которым закопан Большой андронный коллайдер. Самое замечательное, что любой учитель физики может бесплатно попасть в ЦЕРН, понаблюдать за ходом экспериментов, побродить в лабораториях, послушать лекции нобелевских лауреатов (с переводом!). Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте Объединенного института ядерных исследований jinr.ru и принять участие в проекте http://teachers.jinr.ru/ «Виртуальная академия физики высоких энергий». Набор студентов для поездки в ноябре как раз откроется в конце апреля.
Ну и куда же, все-таки, без ЕГЭ в этот день. Экзаменами день начался, ими он и заканчивался. Лев Генденштейн, член редсовета журнала «Физика. Первое сентября», научный сотрудник лаборатории дидактики физики ИСМО РАО, представлял сразу два больших проекта.
Начал он с лекции «Секреты» задач ЕГЭ (механика): новый дистанционный курс ПУПС.». Принцип построения курса, по его словам – метод ключевых ситуаций, опираясь на которые, можно пройти весь курс. На материале одной ключевой задачи раскрывается проблематика целого раздела.
– Такой метод стирает грань между теорией и практикой, – рассказал Лев Элевич. – Каждая из задач побуждает ученика к изучению все новых и новых вариантов этой учебной ситуации.
Как реализован принцип на практике, в формулах и цифрах, можно было увидеть на второй лекции «Сайт по обучению решению задач и подготовке к ЕГЭ по физике», которая шла сразу за «Секретами ЕГЭ…». Этот сайт – результат напряженного труда целого коллектива специалистов. Опираясь на метод ключевых задач, они разработали подробные анимированные решения задач (со звуковым сопровождением!), добавили тестовые решения и задания для самостоятельной работы. Главная структурная единица сайта – ключевая задача. Каждая из них – как точка, из которой вырастает целый куст разнообразных разминочных задач и теоретических пояснений. Можно решать задачу самому, опираясь на подробный план решения, можно прокрутить видео пошагового решения (с очень тщательным разбором), пройти тренинги по теме, а после решения еще и «посмаковать» задачу – послушать аудио-обсуждение ее «изюминок»!
Алексей ОЛЕЙНИКОВ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии