Рейтинг@Mail.ru

30 марта 2012 г.

День учителя информатики  Программа дня

Всего участников: 571

Репортаж

Наверное, каждый участник марафона, читая программу Дня, не раз улыбнулся. Темы объявлены, что называется, с душой: Информатика and/or/xor Математика, Искусство презентации – ни слова о PowerPoint, ЕГЭ по информатике: ручка, черновик, бутылка воды, шоколадка, КОМПЬЮТЕР – и так далее. Информатики шутят! Информатики чувствуют силу! И, как показали мероприятия Дня, имеют на то все основания.

Первая линейка дня. Круглый стол об отношении информатики к математике: «и», «или», «не». Ведет Алексей Семенов, профессор, академик РАН и РАО, ректор МИОО.

Ключевой вопрос светится на экране: «Что делать нам?» Чуть опоздавшая на начало, я не поняла, связана ли формулировка со стихами Пушкина, с продолжением «В поле бес нас водит, видно, /Да вертит по сторонам»…
Организация мероприятия такова: кто-то выходит и спрашивает или выступает, Алексей Львович комментирует. Порой ему приходится играть роль истины в последней инстанции, это когда учитель, приехавший  из дальних мест, говорит: мы с коллегами спорили и не пришли к единому мнению, так вы ответьте…

Кратко о темах и содержании разговоров. Программированию учить никто не запрещает, программы и учебники разные. Под разные возможности. И смотря какой заказ у родителей. А то вытягиваем программирование, а найдут ли дети ему применение?

Математическое образование: помогает или мешает овладению информатикой? Оказывается, неочевидно. Синтетический учитель, который и то, и это может, – тоже редкость. Преподавание математики 150 лет не меняется, а сама математика давно стала другой. За счет информатики математика могла бы стать экспериментальной наукой, но не в школе. Математика в школе идет инерционно. У информатики сегодня больше шансов формировать математическое мышление и развивать логику. Ведь что было бы хорошо: если бы на экзамене по математике кто-то сам доказал что-то, а не вычислил по формуле. Но таких заданий уже нет в части Б. В математике, кроме доказательства, есть другие базовые понятия: числа, континуума, множества, модели – и все это теперь берет на себя информатика.
 Примечательные вещи: учителя информатики, которые пришли к малышам, не нарадуются, как хорошо идут дела. Куда все девается потом? Говорили о катастрофическом падении интереса к математике.
Еще примета: многие учителя начальных классов захотели освоить предмет, чтобы самим вести его у своих детей.
В целом, было здорово. Люди аплодировали. Несли записки. Кричали с места.

Вторая линейка дня и третья были насыщены мероприятиями, посвященными учебникам информатики.  ФГОС  не предлагает готовую программу, учитель составляет ее сам –  количество часов на предмет везде разное,  разные учебники, даже сроки начала ведения предмета разные. Красноярский край, например, самый педагогический край страны, требует учебников для первого класса. А есть практика введения предмета только в 8 классе. Учебники тоже самые разные.  Веселые, современные – с навигационной полосой на каждой странице, с мини проектами, дисками, готовыми классификаторами: «знаем», «не знаем», «научимся» – все начала в одной структуре – издательство «БИНОМ».  Их представляла Наталья Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент математического факультета МПГУ. На чем особенно настаивала автор УМК Наталья Матвеева: «Мы можем научить тому, что знаем сами. Наблюдать и анализировать объекты. Обобщать данные и формулировать проблему. Синтезировать знание в форме математических, информационных и других моделей. Осуществлять планирование своей деятельности и прогнозировать результат» – отчасти учитель сам приводит себя в порядок, занимаясь с детьми информатикой. Все специальные подробности лекции Натальи Матвеевой вы найдете здесь: metodist.lbz.ru

В продолжение разъяснений по учебнику для началки  выступила Людмила Босова, заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования.  Она рассказала о программе курса информатики в основной школе. И хотя имя автора УМК хорошо известно каждому учителю информатики, нелишне заглянуть в копилку методических разработок Людмилы Босовой: metodist.lbz.ru

А координатор направления «Информатика» в образовательной системе «Школа 2100» Александр Горячев рассказывал о другой линии учебников, о непрерывном курсе информатики, который начинается с пятилетних.  На сайте   «Единая коллекция образовательных ресурсов» Горячева много:  school-collection.edu.ru

На марафоне его выступление называлось  «Информатика во взрослых играх и жизненных задачах», и рассказывал Александр Горячев о том, чем его учебники отличны от других. Первая идея: информатика изучает то, за что математика не берется. Вторая: информатика – это область, в которой ученик может сделать карьеру двояко: как разработчик новых приложений и как  продвинутый пользователь. Это разные люди, кто хорошо сдает ЕГЭ, и кто может придумывать и прорабатывать. Учить их надо по-разному. Соответственно, модулей по каждой теме должно быть два. И в том и в другом – уровневые разграничения. Каждый уровень со своей диагностикой. А главный принцип – избыточность: всего должно быть столько, чтобы хватило на самый притязательный запрос. Рождалась вся эта концепция от простого хода: кто он, выпускник школы, зачем ему информатика, и если нужна – какая, для какого будущего.

Заведующая редакцией математики и информатики издательства «Просвещение»    Татьяна Бурмистрова  представляла учебники под редакцией Алексея Семенова, делая упор на  реализацию требований ФГОС.

Диву даешься – как люди выбирают учебники? Все ведь хороши, а совершенно разные. Но в главном все авторы (или их представители) были единодушны: что бы ни происходило с часами и планированием, сохраняйте целостность и системность содержания; очень большое значение в изучении предмета имеют проекты и работа с  личными траекториями продвижения ученика.

Гвоздем третьей части программы была встреча разработчиков ЕГЭ по информатике с учителями и друг с другом. За столом сидели Иван Ященко,  руководитель ФКР КИМ по математике, проректор МИОО; Анатолий Кушниренко,  доцент механико-математического факультета МГУ;  Вячеслав Лещинер, профессор кафедры ИТиОС, проректор по информатизации МИОО. И разговаривали о компьютеризированном экзамене по информатике,  в зале не было ни одного  свободного места.

 С одной стороны, в этом году дети будут сдавать, как сдавали, без компьютера. С  другой – уже в 2010 все было готово, даже широко апробировано для сдачи ЕГЭ по информатике на компьютере. И вот в 2013 начнется, хотя проблем нормирования процедур еще очень много. И все-таки – надо, будем. А впоследствии ЕГЭ по всем предметам переведут в машинный формат. Причем предупреждают: это будет не просто перевод бумажного варианта в электронный вид, а – новое содержание.  

Что конкретно: в компьютерном варианте 7 задач относятся к программированию, в эксперименте дети выбрали для программирования 28 языков, но «этот плюрализм нам не по карману и ни к чему» (Анатолий Кушниренко), так что сейчас тестируют пару-тройку, которая и будет осваиваться обязательно. По словам разработчиков, экзамен по-новому требует больше внимания и аккуратности, а не интеллектуального прорыва. И никаких экспертов для ручной проверки: программа либо заработала, либо нет. Формализовано – все. В общем, ждите: в октябре будет апробация компьютеризированного ЕГЭ по информатике.

Другие события дня тоже не могли оставить участников  равнодушными. «ИКТ: как учителю информатики обучить всю школу» – директор школы № 179, прославленной математическими классами, Павел Якушкин  и учитель информатики Анна Чехлова рассказывали о разработанных для школы модулях ИКТ, которые помогут школе находиться в том времени и том пространстве, которые адекватны современности. Четко перечисленные и прокомментированные одиннадцать модулей – своего рода краткий курс по информационной безопасности.   Участников марафона тема взволновала, и многие поспешили приобрести свежую книжку Алексея Журина «Интегрированное медиаобразование в средней школе» (Издательство  БИНОМ. Лаборатория знаний),  где подробно описана интеграция медиаобразования с традиционными предметами естественнонаучного цикла (биология, география, физика, химия).

И было так: информатика простирает свои возможности всюду: вот они говорят про волновые колебания, вот про психологию развития ребенка, вот про прописи… Зря вы думаете, что прописи – раздел русского языка. Прописи – это алгоритм.
В общем, по ощущениям, недалек  тот день, когда информатики напишут нам новые программы и учебники по всем предметам и отформатируют наше мышление как надо.  
Дерзай, Информатика!

Людмила КОЖУРИНА


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

09:30 – 10:15

Открытие дня

10:30

Окончание регистрации

10:30 – 11:45

Круглый стол

Информатика and/or/xor Математика

СЕМЁНОВ А. Л., академик РАН и РАО


Мастер-класс

Искусство презентации – ни слова о PowerPoint

СКРИПКА О. С.


ВМК МГУ имени М.В. Ломоносова

Лекция

Методы развития мышления учащихся на примере информатики как ключ повышения успеваемости

ФОМЕНКО Е. Ю., к.ф.-м.н., старший научный сотрудник ф-та ВМК МГУ имени М.В.Ло­моносова


 12021%
 33660%
 10719%
11:45 – 12:15

Перерыв для посещения выставки-ярмарки

12:15 – 13:30

Круглый стол

ИКТ: как учителю информатики обучить всю школу

ЯКУШКИН П. А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой технологии МИОО;
ЧЕХЛОВА А. В., учитель информатики


Семинар

Ха! Хаскель! Удивительный язык программирования

СУКИН И., инженер-математик Исследовательского центра системного анализа (ИЦСА) ИПС РАН им. А.К. Айламазяна


Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»

Лекция

Современный УМК по информатике в начальной школе в рамках реализации ФГОС

МАТВЕЕВА Н. В., к.п.н., автор УМК по информатике для 2-4 классов


Программа курса информатики в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС

БОСОВА Л. Л., д.п.н, заслуженный учитель РФ, автор УМК по информатике для основной и старшей школы., зав. кафедрой теории и методики обучения математике и информатике Института математики и информатики МПГУ


 24744%
 7313%
 24043%
13:45 – 15:00

Круглый стол

ЕГЭ по информатике ручка, черновик, бутылка воды, шоколадка, КОМПЬЮТЕР

ЯЩЕНКО И. В., к.ф.-м. н., директор МЦНМО, директор ГАОУ Центр педагогического мастерства г. Москвы;
КУШНИРЕНКО А. Г., к.ф.-м. н., доцент механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий отделом «Учебной информатики» НИИСИ РАН, автор учебника «Информатика» для 7-9 классов;
ЛЕЩИНЕР В. Р., к.п.н., профессор кафедры ИТиОС, проректор по информатизации МИОО


Презентация

Информатика во взрослых играх и жизненных задачах

ГОРЯЧЕВ А. В., к.п.н., лауреат премии Правительства РФ в области образования


Издательство «Просвещение»

Лекция

Реализация требований ФГОС в учебниках информатики издательства «Просвещение»

БУРМИСТРОВА Т. А., эксперт АО «Издательство «Просвещение»


 33861%
 15829%
 5710%
15:00

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии