28 марта 2012 г.
День учителя химии Программа дня
Всего участников: 514
Репортаж
Как раз накануне дня учителя химии в прессе появилось сообщение о том, что в этом году вырос процент школьников, готовых сдавать ЕГЭ по химии. Значит, растет интерес к предмету, больше станет студентов в вузах естественно-научного профиля. Пора надеяться и на расцвет науки в ближайшее время? Однако педагоги, пришедшие на марафон, и слушатели, и докладчики, выглядели скорее встревоженными, чем воодушевленными. По их мнению, без государственной поддержки химического образования в России, причем немедленной и всесторонней, страна рискует потерять конкурентоспособность в области высоких технологий…
А начинаются все наши грандиозные победы и поражения, как известно, в школе.
Бурная и оживленная дискуссия о том, быть или не быть естествознанию в школе, возглавляемая Олегом Габриеляном, профессором Педагогической академии последипломного образования, началась с воспоминаний о давнем прошлом страны, когда химия считалась царицей наук и в обязательном порядке сдавалась на экзаменах всеми учениками. Сегодня учитель вынужден убедить администрацию разрешить ему начать в 7-м классе пропедевтический курс, чтобы к концу 9-го у ребят сложилось хоть какое-то представление о предмете. А без этого – кто выберет профильный уровень в старшей школе?
Новые стандарты предполагают создание новых учебников. Для учителя это все равно, что пережить очередную революцию, со знанием дела заявил Олег Сергеевич, автор многих методических разработок. И зал понимающе зашумел. Ведь преподаватель не по учебнику ведет уроки – он использует книгу для создания собственного курса, с учетом возможностей детей, кабинета, условий. Кропотливый многолетний труд. Поменялся учебник – строй курс заново.
Впрочем, изменения бывают к лучшему: к всеобщему удовольствию, уберут со следующего года органическую химию из 9-го класса. А вместо нее появится раздел обобщения изученной неорганики и подготовки к ГИА.
Что касается основной части учебника, по мнению Габриеляна, не придется перестраивать кардинально основной текст, достаточно изменить задания для учеников таким образом, чтобы они способствовали развитию коммуникативных компетенций, умения работать с различными источниками информации – всего того, что требуется по новым стандартам.
Проблема развития на уроках универсальных учебных умений обсуждалась и на лекции «Методика обучения методам познания в курсе химии в контексте перехода на стандарты второго поколения». Собственно, это трудно было назвать лекцией. Павел Оржековский, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания химии МИОО, привел своих коллег, прекрасных педагогов, которые делились опытом практической работы. Людмила Мещерякова, доцент той же кафедры, учитель химии ГОУ СОШ № 1308, демонстрировала приемы, помогающие ребенку научиться работать с нетекстовой информацией, оценивать результаты собственного труда. Яна Иванцова, аспирант кафедры, учитель химии ГОУ СОШ №1360, рассказывала об особенностях групповой работы на разных этапах освоения материала. К примеру, для получения новых знаний предпочтительнее разноуровневые группы, чтобы «сильные» ученики помогли «слабым» справиться с материалом и, объясняя, отвечая на вопросы одноклассников, сами всерьез разобрались в проблеме. Всем группам в этой ситуации педагог дает одинаковые задания. В дальнейшем создаются одноуровневые группы и каждой предлагается особое задание – по силам, по запросам.
Готовясь к контрольной, ребята объединяются в случайные группы с постоянно меняющимся составом. Возможность выйти из привычной роли (то слушать чьи-то объяснения, то самому объяснять решение задачи), сталкиваться с разными точками зрениями, разными способами действия – прекрасная возможность повторить материал, оценить свои достижения, сравнить себя с другими.
Форма, предложенная Яной Игоревной, предельно проста и красива: класс делится на команды по 4 человека, каждая получает карточку определенного цвета. Цвет – не показатель уровня сложности – красочный, жизнерадостный антураж. На карточке – задача, подобная обязательно попадется на завтрашней контрольной. Команда общими усилиями решает задачку. Теперь двое остаются на месте, а двое пересаживаются за соседний стол. Встречаются пары, умеющие решать разные задачи. Они обмениваются информацией. И вот уже каждый в состоянии справиться с двумя типовыми задачами будущего зачета. Снова перемена мест. После нескольких пересаживаний все ученики прорешали все задачи, помогая друг другу, разобрались со всеми вопросами и трудностями. Когда материал понятен, когда чувствуешь, что за урок стал умнее, интерес к предмету закономерно повышается.
Гораздо более сложные в исполнении, но удивительно увлекательные формы работы представил на семинаре «Проектные работы по химии с метапредметным подходом» учитель химии школы № 1259, заслуженный учитель России, Владимир Головнер.
Один из представленных проектов – «Элементы музейной педагогики в изучении неорганической химии» – позволяет ребятам, даже самым незаинтересованным (поначалу), занять активную, субъектную, позицию по отношению к новому знанию.
Финал проекта – экскурсия в музее, которую одни ученики, превратившись на время в экскурсоводов, проводят для одноклассников, а другие, в роли журналистов, описывают и снимают на фото- и видеокамеры. Огромная предварительная работа школьников заключается в многоэтапной обработке различных текстов (фильтрация «сырой» информации, вычеркивание лишнего; декодирование, замена сложных терминов понятными словами; стопроцентное переписывание, то есть замена наукообразных выражений человеческими, с привлечением индивидуального стиля автора). Банальная статья Википедии о кремнии или сере превращается в короткий увлекательный текст, полный юмора и неповторимых метафор. Кто бы мог подумать, что всему этому есть место в химической экскурсии? И что обычный подросток способен до такой степени разобраться в предмете, чтобы говорить о минералах, оксидах и солях эмоционально, выразительно.
Оценка экскурсовода напрямую зависит от внимания прессы, как повелось в современном обществе. Если журналисты сумеют по материалам экскурсии написать содержательный репортаж, сделать грамотную презентацию, значит, экскурсовод в самом деле заслуживает высшего балла.
Учитель не ограничивается оценкой результатов работы школьников. Он предлагает совершенно нестандартно сформулированные задачки (скажем, почему грешников в аду варили именно в сере кипящей, а не в чем-либо еще, и какая температура должна была получиться в адском котле), к тому же с открытым ответом, то есть принята будет любая грамотная аргументированная версия. А информация – перед глазами, на стендах музея. Остается найти, осмыслить, применить. Метапредметные умения, столь востребованные сегодня.
К сожалению, несмотря на все реформы и замечательные лозунги из новых ФГОСов, заниматься своими проектами Владимиру Головнеру приходится за рамками уроков, которые по-прежнему проходят в соответствии с неизменным поурочным планированием.
Завершался день лекцией о «Перспективах олимпиадного движения в России и в мире», читал ее один из наиболее компетентных в этой области специалистов, научный руководитель сборной России на Международных химических олимпиадах школьников, профессор химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, Владимир Еремин.
Участие в олимпиадах – альтернатива ЕГЭ не только в плане возможности поступления в вуз. Задача экзамена проверить, умеет ли выпускник действовать стандартно, олимпиада – пространство выявления детей, творчески мыслящих. Чтобы создать условия для их дальнейшего развития. Многоступенчатая, многоуровневая система олимпиадного движения – залог процветания нашей науки и, наверняка, нашей страны.
Значительная часть педагогов в это время в большом зале увлеченно сравнивала муравьиную и уксусную кислоты на мастер-классе «Возрастание роли учебного химического эксперимента в свете требований нового образовательного стандарта», руководил которым Павел Беспалов, доцент кафедры методики преподавания химии МИОО, в сотрудничестве со своими коллегами, доцентами и педагогами московских школ, Денисом Жилиным и Михаилом Дорофеевым.
Выдвигались идеи, обсуждалась эффективность различного лабораторного оборудования.
…Все же не так плохо обстоят дела с преподаванием химии в нашей стране, если опытные, заслуженные учителя так азартно и поэтично («ах, какое большое и красивое пламя вспыхивает тогда…») обсуждают результаты химического опыта и рассчитывают на днях повторить зрелище в классе – с ребятами.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии