Рейтинг@Mail.ru

24 марта 2012 г.

Всего участников: 858

Репортаж

На вопрос, что в этот раз на марафоне будет новенького, главный редактор журнала «Начальная школа» Мария Соловейчик ответила, что, мол, за время, прошедшее с последнего марафона, Земля не стала квадратной, принципиальных новшеств не произошло, но имеющиеся знания и умения необходимо подкачивать. И эта подкачка, обмен маленькими открытиями, всегда звучит свежо и ново.

фото10 фото12
На первой линейке Дня участники были увлечены воспитанием проектного мышления. В Большом зале выступила целая команда учителей из Старого Оскола. Девиз выступления: ребенок – архитектор учебного процесса. Слушателей увлекали, как маленьких детей – разноцветными картонными шляпами, сказками, короткими упражнениями, психотренингами. Галина Белозерская провела экскурсию по выдуманному городу Изумруд, сокращенное от «изучаем, мыслим, развиваем УУД». Оказывается, на одном уроке можно развивать универсальные учебные действия детей по всем направлениям, от познавательных до межличностных.

фото14

Победитель конкурса «Учитель года» Ирина Отт и вовсе удивила: она рассмотрела историю Винни-Пуха с точки зрения проектной деятельности, объяснив, где в ней целеполагание, где планирование, а где работа над собой. Всеобщий восторг вызвала фраза:

– Вини Пух, потерпев неудачу, произвел самокоррекцию: это неправильные пчелы, они делают неправильный мед.

Тот факт, что успех так и не был достигнут, никого не смутил: в начальной школе у всех случаются неудачи.

фото15 Проектное мышление было в центре внимания и на лекции, посвященной учебному курсу «Учусь создавать проект». Раиса Сизова, автор одноименной рабочей тетради для 1-2 классов, рассказывала о том, как с помощью дополнительной программы сформировать у учеников самостоятельность, вызвать интерес к самореализации. Все здесь есть: и простейшие химические опыты, и правильный проектный лексикон, и алгоритм действий соблюден безукоризненно – все, что осталось ученикам, это получить тетрадь и начать самореализовываться.

Учителя выслушали лекцию заинтересованно, но и плечами пожали: тетрадка хорошая, да где время взять, чтобы по ней заниматься? Между тем, заметила Раиса Ивановна, есть школы, в которых новая рабочая тетрадь применяется и приносит пользу.

фото16 На лекции учителя высшей категории Ирины Ивановой «Технология современного урока и формирование читательской компетенции младших школьников» были высказаны следующие соображения.

Во-первых, читательская компетенция имеет сложную структуру и готовность к ее формированию начинает закладываться  в раннем детстве в процессе общения взрослых с маленьким ребенком. Готовность к развитию этой компетентности  складывается из разных компонентов, таких как общий уровень начитанности, развитие познавательных процессов,  которые формируют готовность ребенка к чтению и правильному восприятию разножанровых текстов. Развитие читательской компетенции на начальном этапе, как правило, ведется по трём основным направлениям: развитие техники чтения, чтение художественной литературы учителем и учениками, обучение приёмам анализа текста. К сожалению, в последнее время, появляется все больше детей, у которых и при нормальном развитии познавательных процессов  в дошкольном возрасте возникают проблемы в формировании техники чтения на начальном периоде обучения чтению. Иногда к концу 1 класса такие дети продолжают читать со скоростью 10 слов в минуту. Такие ученики, как правило, не любят читать и нелюбовь к чтению очень часто остается у них  на всю жизнь.  Задача учителя – найти подход к таким детям, используя различные упражнения для развития техники чтения. Далее Ирина Викторовна ознакомила учителей с пособием «Развитие техники чтения» и рассказала о некоторых приемах развития техники чтения и формирования интереса к чтению в 1 классе.

Во-вторых, Ирина Викторовна рассказала о важности периода безошибочного чтения для формирования целостности восприятия прочитанного. Затем были продемонстрированы примеры применения на уроках технологий «Эффективное чтение» и «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Особое действо происходило в это время в маленьком кабинете, где методист ЦНХО Б.М. Неменского Татьяна Борисовна Сапожникова вооружила учителей красками, кисточками и предложила создать колоритный рисунок русской старины. Учителя трудолюбиво рисовали бревенчатые избы, пока тренер давала указания::

фото17

– Тонкую линию медленно не нарисуешь, чтобы было тонко, нужно двигаться быстро!

фото18 фото19 фото20

Второе отделение семинара ознаменовалось необычайной красоты тренингом: методист ЦНХО Наталия Мейстер показала, как с помощью обычной бумаги сотворить ангелов, людей, дворцы, а также гигантских насекомых, которыми похвастался бы любой кабинет биологии. Мастер-класс вызвал у учителей настоящий ажиотаж, заодно развенчав миф о том, что для создания шедевра необходимы большие денежные затраты.

В соседнем зале, однако, тоже было много народу, хотя говорили там о менее возвышенных темах: новая система оценивания, достижение планируемых результатов НОО. Доцент ИГППУ Светлана Яковлева объяснила собравшимся, что нововведение призвано предоставить широту вариантов решения одной и той же проблемы.

фото21 фото22

– Ведь если постоянно предлагать нам рецепт на каждую конкретную ситуацию, мы не сможем научиться вести себя в других, неожиданных случаях, – пояснила Светлана Геннадьевна.

Воспитывать у ребенка умение учиться – такова принципиальная задача. Индивидуальный прогресс каждого ученика будет отражаться в портфолио, вести которые поначалу придется учителям начальной школы. Так что «Наша новая школа» предстала перед учителями во всей красе: новая система дифференцированных домашних заданий, ориентация на работу в паре или в группе, накопительная система оценивания, призванная, с одной стороны, сделать процесс обучения ребенка более прозрачным, а с другой – обезопасить его от случайных срывов на экзаменах.

Как выяснялось в течение дня, каким бы ты ни был скептиком по поводу воспитания проектного мышления у младшеклассников, а время на нее выделить все же необходимо.

– Обязательно выделяйте время на проектные уроки! – подчеркнул лектор. – На первых порах дети сами не формулируют гипотез, не делают прогнозов, они могут создать свой проект только с помощью учителя. А ведь в девятом классе защищенный проект – это пропуск к ГИА.

Не обошлось и без каверзных вопросов – например, о том, как быть с учебниками: большинство из них не предусматривают ни дифференцированных заданий, ни групповых занятий. Вероятно, поможет обращение к новым пособиям, созданным авторскими коллективами с учетом новых требований. В ближайшие годы издательствам придется «подтянуться» до новых стандартов, а учителям – привыкнуть вести портфолио.

Ну а как вести портфолио, заниматься проектной деятельностью, если у учителя не хватает опыта работы с новыми технологиями? Организаторами дня и это было учтено: в других залах в это время учителя делились друг с другом опытом освоения новых технологий: создание презентаций с помощью программ itunes, iphoto, imovie. На каждый шедевр ушла уйма времени: от шести до восьми школьных уроков. Но учителя с увлечением смотрели видеоролики и тихонько стонали:

– Рисование избушек, бумагопластика, проектное мышление, новые технологии – и все это один единственный несчастный учитель младших классов!

Поработать над собой учителям предложили и на третьей линейке семинара. В легкой, шутливой форме провела мастер-класс по созданию электронных презентаций художник журнала «Начальная школа – Первое сентября» Наталья Тренина. Работать с цветом, формой, шрифтом, фоном теперь обязан каждый, тем более если уже сейчас придется учить этому первоклашек.

Компания «Развивающие игры Воскобовича» и ее руководитель Вячеслав Воскобович

на лекции «Использование игрового материала в предшкольной подготовке и начальной школе» представили свои развивающие игры и технологии.

фото23 фото24

Ну, и про окружающий мир, куда без него. Еще на открытии Дня директором детского научно-технического центра «Полигон-Про» Сергеем Ловягиным было отмечено, что окружающий мир воспринимается сейчас как третьестепенный предмет, тогда как именно он играет большую роль в формировании у ребенка целостного подхода к действительности.

фото25 фото26

фото27 Эту мысль развила в своем докладе Виктория Самкова, ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, автор множества учебных пособий по обществознанию.

Слушатели выяснили, что для полноценного изучения предмета нужно привлекать все свои способности, фантазию, эрудицию. Тут потребуются и картины Эшера и Магритта, и философские сказки Феликса Кривина, и тогда у ребенка возникнет то целостное видение мира, которое сейчас так необходимо. А уж в средней школе это видение распадется на физику, химию, биологию.

– Я расстроена тем, что из курса пятого класса был изъят такой предмет, как природоведение, – сетует Виктория Анатольевна, – потому что именно он служил раньше мостиком от окружающего мира к естественным наукам.

Необходимость в грамотном изучении окружающего мира подчеркнул и Сергей Ловягин, под занавес семинара предложивший учителям поучаствовать в новом конкурсе на самые интересные способы изучения этого предмета в младших классах.

Кроме всего прочего, в заключении семинара учителям представилась возможность в спокойной, теплой обстановке встретиться с Ассоциацией учителей начальной школы г. Москвы, которой на днях исполнился ровно год. Руководитель Ассоциации – Ладина Татьяна Викторовна.

фото28

Александра ЧКАНИКОВА