22 марта 2012 г.
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры Программа дня
Всего участников: 1049
Репортаж
В этот день на пяти площадках лицея шла многонаправленная работа. «Поможем нашим детям» – так называлась лекция логопеда и психолога Натальи Свободиной, но это слова можно считать девизом всего Дня. «Учитель первый видит проблему ребенка, – подчеркнула Наталья Генриховна, – учитель должен направить его за помощью. Не говорите родителям: перерастет! Чем раньше проблемой ребенка займется логопед, тем раньше удастся с ней справится. Когда я говорю о дислексии, этом неврологическом нарушении, то часто слышу: да ребенок просто не хочет, да вы, логопеды, преувеличиваете… К сожалению, нет. 15% детей приходят в первый класс уже с пограничным психическим состоянием, то есть они уже на грани этого нарушения».
Профессор Ольга Кукушкина, член-корреспондент Российской академии образования выступила с лекцией «Разработка специальных федеральных государственных стандартов школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья». Почему так важно было создание этих стандартов? Потому что мы должны гарантировать каждому ребенку с ОВЗ право на образование. В Советском Союзе около 1\3 таких детей посещали специальные школы, сейчас чуть получше – около половины, но остальные сидят дома, то есть их права на образование нарушаются. Докладчица специально остановилась на той ситуации, когда ребенок с ОВЗ кажется полностью сохранным: «Школы в этом случае очень довольны: и инклюзивное образование осуществляется, и ребенок – «ну совсем нормальный!». Но так рассуждать нельзя. Если у ребенка есть диагноз, то он должен и имеет право получать коррекционную помощь».
Кандидат психологических наук Галина Панина провела семинар «Телесные приемы в развивающей работе логопеда с младшими школьниками». В сущности, речь шла о том вечном принципе, о котором в последнее время как-то забывают: о «единстве души и тела» ребенка. Маленький ребенок интеллектуально развивается и осваивает сложнейшие человеческие премудрости играя, ползая, бегая. Но появляется «умный взрослый» и пытается разорвать связь ребенка с собственным телом: не вертись, сядь, замолчи. Мы велим ребенку «застыть», стать удобным для нас, забыть о своем теле и возвращаться к нему только в тех ситуациях, которые мы для него выбрали. Отсюда и многие проблемы детей, в том числе и те, с которыми приходится иметь дело логопеду.
«Где, чему и как учить ребенка с задержкой психического развития» рассказала кандидат психологических наук Наталья Бабкина. «Дети с ЗПР – это дети, которые идут в обычный класс, но обычные педагогические приемы с ними не срабатывают. Дети с ЗПР – это недавно выделенная категория детей, и виды их обучения опробуются около 30 лет. Прежде всего важно понять, что эти дети очень разные: иногда ЗПР у детей даже определить трудно, а иногда они находятся на грани умственной отсталости. Дети с ЗПР имеют стойкие трудности в обучении, которые вызваны самыми разными причинами: соматической ослабленностью, нарушением когнитивной сферы (внимания, памяти), общей незрелостью ребенка, несформированностью мотивации, нарушением произвольной (осознанной) регуляции. Чем раньше будет выявлена проблема, тем эффективнее мы сможем помочь ребенку».
«Опыт работы с аутичными детьми в образовательной школе» осветила на мастер-классе Софья Розенблюм, координатор инклюзивного образования гимназии № 1540. Главный вывод – все должно быть продумано, предусмотрено. Трудно? Да, нелегко. Можно ли, например, высокоинтеллектуального аутичного ребенка послать на олимпиаду? Если все продумать, взять с собой при необходимости его маму, то результаты могут быть наилучшие для ребенка и для школы. Но если не предусмотреть трудностей, то не исключен и эмоциональный срыв ребенка. «А что касается одноклассников аутичного ребенка, то дети умнее нас… уж точно не глупее… и если учитель подает им правильный пример отношения к товарищу с особенной проблемой, то отношение будет правильное».
Проблемам профилактики наркотической и алкогольной зависимости были посвящены семинары клинического психолога Вероники Климович «Эффективная стратегия профилактики зависимостей. Волонтерское движение» и кандидата психологических наук Юлии Корчагиной «Подросток: психологический портрет».
Мастер-класс Ольги Белоусовой, инструктора лечебной физкультуры «Школы здоровья № 1426» был посвящен занятиям с детьми, имеющими нарушения осанки и плоскостопие. Методист физического воспитания Ольга Водяницкая, представлявшая Департамент образования Москвы прочла лекцию «Организация занятий и аттестация по физической культуре учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья», а также провела круглый стол, посвященный это теме.
Елена ИВАНИЦКАЯ
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||
09:30 – 10:15 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||
10:30 | Окончание регистрации | ||||||||||||||||||||
10:30 – 11:45 |
| ||||||||||||||||||||
11:45 – 12:15 | Перерыв для посещения выставки-ярмарки | ||||||||||||||||||||
12:15 – 13:30 |
| ||||||||||||||||||||
13:45 – 15:00 |
| ||||||||||||||||||||
15:00 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии