Рейтинг@Mail.ru

21 марта 2012 г.

Всего участников: 575

Репортаж

День, проходивший в сопровождении безмолвного весеннего снегопада, был посвящен обсуждению многих острых, даже болезненных проблем образования, взаимоотношений детей и педагогов. В залах московского лицея то и дело разгорались дискуссии. Но это не смущало ни ведущих, ни аудиторию. Готовность выслушать и принять чужое мнение – признак профессиональной состоятельности психолога.

Утренний мастер-класс Марины Битяновой, профессора кафедры психологии воспитания МИОО, директора центра «Точка ПСИ», главного редактора журнала «Классное руководство и воспитание школьников», касался проблемы старой и вечно актуальной: «Личностное развитие учащихся как образовательный результат: возможности и ограничения психологической работы».
Советская школа полувековой давности ставила перед собой, в сущности, ту же задачу, да еще и красиво сформулированную: «воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности». К сожалению, в качестве результата чиновники измеряли ЗУНы…

Новый Федеральный образовательный стандарт, который уже пришел в младшую школу и в скором времени будет введен в старшей, предполагает измерение не только предметных достижений ребенка, но и уровня его личностного развития. Значит, необходимо понять, что считать результатом в этой области, причем результатом измеряемым, диагностируемым. Как работать на достижение этого результата? Конечно, в первую очередь это ложится на плечи педагогов. Задача психологов – помочь учителям прийти к общему пониманию самого понятия и критериев оценки достижений.
Школа как общественное учреждение прежде всего нацелена на социализацию ребенка. И сформулировать суть этого процесса можно по-разному. Это и умение удерживать социальную норму, и готовность внутренне приспосабливаться к существующим правилам, и способность выстраивать самостоятельную линию поведения в заданных условиях. Конкретное образовательное учреждение выбирает наиболее приемлемое для себя определение и выстраивает соответствующую программу диагностических и развивающих мероприятий.
– А если хочется всего и сразу? – интересуется кто-то в зале.
– Тогда придется работать в три раза больше, – констатирует Марина Ростиславовна.
Важно сознавать: социализация ребенка (его внешняя успешность) невозможна без развития его индивидуальности. Иначе неразвитое, слабое внутреннее «я» не сможет удержать груз общественных норм и правил. Поэтому преждевременная социализация не менее опасна, чем принудительная «инфантилизация» учеников.
С этой точки зрения школе необходима система воспитательной работы, предусматривающая передачу культурных образцов (для младших школьников присвоение – главный способ внутреннего развития и совершенствования социальных навыков), создание ситуаций выбора (здесь основное требование – безопасность), а также обучение личностному проектированию. Саморазвитию, иными словами.
Полезно напоминать при этом, что не все в наших силах. Как ни поддерживай, как ни создавай благоприятные условия, все равно придется полагаться на природный потенциал ребенка.

От постановки непосильных задач и слишком суровой самокритики предостерегала коллег на своем мастер-классе «Профессиональное выгорание: феномен и совладание» Софья Нартова-Бочавер, профессор кафедры дифференциальной психологии МГППУ. Длинный список признаков эмоционального выгорания был слишком хорошо знаком присутствующим. И причины обнаружились без труда.
– Кто ни разу не отказался от выходных, любимых развлечений ради работы?
В зале не поднялась ни одна рука.
В борьбе с профессиональным выгоранием, общей бедой психологов и педагогов, обозначились две стратегии: с одной стороны, сокращение непосильной нагрузки плюс всевозможные дыхательные и прочие упражнения. С другой – увлеченность работой, сознание ценности и смысла собственной деятельности, умение разнообразить каждодневную рутину, искать новые, более эффективные способы деятельности, расти профессионально.
Именно такой увлеченный, развивающийся психолог сможет помочь детям освоить тренинговую программу «Жизненные навыки», разработанную творческим коллективом научно-методического центра «Генезис» под руководством Светланы Кривцовой, теперь уже не только для начальной школы, но и для младших подростков, учеников 5 и 6 классов. К сожалению, сама Светлана Васильевна не смогла приехать, поэтому мастер-класс вела ее соавтор, психолог Елена Пояркова. Заявленный в названии «экзистенциальный подход» означает, что психолог рассматривает не столько поведение ребенка в той или иной ситуации, сколько его чувства. За эпатажной выходкой, шокирующими высказываниями можно увидеть мучающие подростка страхи или крепнущие в нем ценности и принципы. Взрослый не стремится настоять на «правильном» решении не только потому, что рискует вызвать внутренний протест. Но и потому, что молодой человек может так и не научиться самостоятельно искать выход из положения. А чужим опытом всю жизнь пользоваться не будешь.
Психолог, стремясь наладить диалог ребенка с миром и с самим собой, не избегает трагических, страшных тем. Равнодушный оптимизм («жизнь продолжается, завтра все будет хорошо») не помогает детям. Взрослый должен быть готов пережить вместе с подростком его муку, говорить о том, что вызывает боль, ужас. Есть технология, позволяющая вести сложные беседы не индивидуально, а в группе, сохраняя психологическую безопасность всех участников, давая им возможность как высказаться, так и сохранить в тайне свой, например, текст, рисунок. Но все же выразить чувство, отделить его от себя.
Конечно, есть и более спокойные, но не менее важные для подростка темы: взросление, самопознание, взаимоотношения с противоположным полом.
Есть очень актуальная для нашего общества тема толерантности. И ее обсуждение авторы программы «Жизненные навыки» рекомендуют начинать с игры, проявляющей внутренние установки участников программы.
– Представьте себе, – обращается к залу Елена Пояркова, – вам предстоит ехать на поезде куда-то далеко. Из списка выберите трех человек, с которыми вы ни за что не хотели бы оказаться в купе, и трех – с которыми согласились бы путешествовать.
Список длинный и сложный. Там представители разных народов мира (цыганка, кавказец-мусульманин, африканский студент, китаец), разных возрастных, социальных групп (инвалид, женщина с маленьким ребенком, подросток, похожий на наркомана, бывший заключенный, скинхед…). Сложно найти идеального спутника. Но личный выбор – это еще не все. Теперь присутствующие объединяются в тройки и должны прийти к согласию относительно четвертого обитателя купе, общего для группы.
Обсуждаются в завершение мотивы выбора (желание помочь, узнать новое, чувствовать себя защищенным), способ действия (искали общее, опираясь на список позитивных выборов, отрицательных, стремились к самому симпатичному, к наименее неприятному). В ходе диалога озвучиваются и развенчиваются стереотипы, всплывает личный негативный опыт, на фоне множества иных житейских историй он уже воспринимается как частный случай, а не общая закономерность.
Зал бурлит, не хуже чем какой-нибудь шестой класс. Очевидно, программа будет иметь успех в детской аудитории.

На мастер-классе Натальи Семаго, старшего научного сотрудника Городского ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, «Ребенок с ОВЗ в общеобразовательной школе: технологии включения» активность зала ничуть не ниже.
Аудитория проектирует схему вхождения такого ребенка в обычную массовую школу. Для большинства особенных учеников важно заранее знать, что их ждет: познакомиться с правилами, освоить пространство. Поэтому идеальный вариант – трехдневное предварительное знакомство. Лучшее время – июнь, когда в школе уже немного детей и учителя посвободнее. Встреча во дворе.
– Почему именно на улице, а не в классе или не в актовом зале?
– Улица – знакомое, привычное для каждого ребенка пространство. У него есть готовая модель поведения.
Зал подробно обсуждает, какие условия нужно создать каждому ребенку (тому, который передвигается в коляске, аутисту, слабослышащему, плохо говорящему…). Какие трудности предвидеть. О чем договориться с родителями (удобная, пусть и не самая нарядная одежда, сменная обувь).
Увы, порой особенный ребенок появляется в классе чуть ли не в середине года. В этом случае поначалу приглашаем его не на все уроки, а только на те, где он может показать себя «с лучшей стороны». Скажем, тот, кто любит рисовать, приходит первые пару недель только на рисование. Так и у самого ученика сложится положительное отношение к занятиям, и класс отнесется к новичку с уважительным любопытством, без насмешек и презрения.
Школьные правила трудно освоить сразу в полном объеме, особенно если у ребенка нет достаточного социального опыта, если он вообще с трудом осваивает внешние нормы. Поможет специальный блокнотик, где на каждой страничке ученик вместе с родителями напишет по одному правилу. Для начала – десять самых важных.
Особенно трудно детям с несколькими нарушениями. Коррекционные школы от них отказываются категорически. Поэтому для слабослышащего ребенка с ДЦП единственная возможность – массовая школа, как ни парадоксально это звучит. Но как учителям работать с такими сложными детьми? У школы часто нет возможности приобрести необходимое оборудование, пригласить платного специалиста (сурдопедагога, к примеру).
Отдельно обсуждается вопрос итоговой аттестации. Педагоги готовы учить и развивать детей с ограниченными возможностями, но экзамен-то для всех един. Выпускник останется без аттестата. Это трудное начало взрослой жизни. Ситуацию необходимо разъяснять родителям, настаивающим на обучении сына или дочери в массовой школе несмотря ни на что. Проблему необходимо ставить перед законодателями, чиновниками.

Ситуации конфликтные, столкновения интересов и сфер влияния – тема следующего мастер-класса, который вела Светлана Манухина, кандидат психологических наук, руководитель психологической службы ГОУ Лицей № 1535: «Конфликтные ситуации в образовательной среде: практика решения». Всем присутствующим было очевидно, что в клановой, иерархичной структуре школы неизбежно столкновение интересов и характеров. Основные рецепты – возвращение противоборствующих сторон к целям их пребывания в образовательном учреждении, готовность сохранять доброжелательный нейтралитет (не предпочитать интересы одной группировки). Если в конфликт вовлечены дети (внутри класса или в отношениях с педагогом), поговорим с ними на равных, позволим найти свой способ выхода из ситуации, тот, который им по силам, даже если взрослым кажется, что это не лучший вариант. Именно в готовности услышать позицию ребенка, принять ее и заключается психологическая, педагогическая поддержка.

…К концу дня снегопад утих, психологи умиротворенно расходились по своим делам, осознавая неизбежность конфликтов и проблем в школьной жизни, да и в жизни вообще, надеясь, что профессионализм и внутренняя устойчивость помогут справиться хотя бы с некоторыми сложностями. Да и весна не за горами.

Людмила ПЕЧАТНИКОВА