25 марта 2011 г.
Всего участников: 793
Репортаж
Сами педагоги почти в шутку, а некоторые психологи почти всерьез говорят, что учителя приобретают неуловимое сходство с детьми того возраста, с которыми работают. Это отчасти подтверждается в дни начальной школы, когда почти все участники собираются вовремя, заранее раскладывают блокноты, ручки, программы, фотоаппараты и, все увеличивающиеся с каждым перерывом, стопки купленных учебных пособий. К занятиям относятся серьезно, с места не выкрикивают, старательно записывают. Особенно то, что касается новых стандартов.
Одна из лекций началась бодрым утверждением, что как весна идет нам навстречу, так и ФГОС не заставят себя долго ждать. Судя по реакции, учителя ждут новых стандартов с меньшим энтузиазмом, чем приход весны. Эти нововведения воспринимаются скорее как пугающее и неизбежное цунами. И большинство учителей стремилось получить хоть какие-то ориентиры
Так, на лекцию «Приоритетные направления развития начального образования в свете стандарта нового поколения» Натальи Виноградовой, заведующей Центром начального образования ИСМО РАО, постепенно стекались участники из других аудиторий, стараясь понять, что их ожидает с начала учебного года. Ибо ведущая не стала рекламировать представляемое ею издательство, а объясняла, чем должна отличаться работа учителя начальных классов в новых условиях вне зависимости от того, по каким учебникам он будет работать. Обращаясь к залу, она сказала: «В стандарте все слова правильные, но школа к этому не готова, и вся трудность ложится на вас», то есть за четыре года работы придется разобраться, от чего из старого багажа отказываться, что изменить в своем представлении о начальном обучении, какие новые цели перед собой поставить.
Начинать нужно с понимания: учебная деятельность не равна учению. Если ребенок пришел к нам с портфелем, сел за парту и выполняет задания, это далеко не всегда означает, что он занимается учебной деятельностью. А ведь именно ее требуют новые стандарты, берущие за основу идеи развивающего обучения.
Сегодняшняя начальная школа направлена на то, чтобы «проходить предметы». В результате, если мы даем задание перечислить свойства воды, получаем в ответ выученную информацию, часто даже видно, из какого именно учебника. Но если попросить ребят заполнить таблицу, применив те же знания, это смогут проделать лишь 14 %. Знают ли они материал? Да. Но кому нужны такие знания?
Беда в том, что мы пока строим обучение на системе практических задач. Таких, например: «У Сережи было 12 рублей, а у Саши 20. Сколько всего денег было у мальчиков?». «Слово «всего» уже указывает на способ решения, – комментирует ведущая. - Однако эту же задачу можно преобразовать в учебную, если переформулировать вопрос: хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 рублей? В задании должны быть провокации, противоречия, трудности».
Искомым результатом с нового учебного года будут считаться метапредметные навыки, которые выращиваются благодаря учебному предмету как надстройка над информацией. Знания же становятся не целью, а средством. Тоже планируемым результатом, но не главным. «Значит, проверку знаний никто отменять не будет, – зашептались в последних рядах, - только еще и сверху много чего спросят…».
Учитель должен постоянно помнить о том, что на каждом предметном разделе можно формировать универсальные учебные действия. Их можно разделить на четыре группы: интеллектуальные (анализ, сравнение, обобщение, выдвижение предположений); познавательные (наблюдение, восприятие, внимание, память, измерения); коммуникативные (высказывание своего мнения, участие в диалоге); регулятивные (контроль, самооценка).
В учебе ребенок сталкивается с разными видами деятельности – репродуктивной, исследовательской, поисковой, творческой. И каждая решает свои задачи. Например, если учитель планирует приобретение, расширение знаний, запоминание, то ему стоит выбирать репродуктивную деятельность. Но чтобы выращивать у детей самостоятельность, инициативу, способность к импровизации, ему придется обратиться к творческой деятельности.
В результате же будут оцениваться, по словам ведущей, например, навыки самоконтроля, а не только знания по русскому языку. В нынешней практике мы постоянно разрушаем процесс самоконтроля. А по новым требованиям, ребенок может получить высший балл, даже если ошибся в выполнении задания, но нашел ошибку.
Об анализе результатов обучения говорила и Светлана Яковлева, директор ФНМЦ им. Л.В.Занкова на семинаре «Комплексные контрольные работы: подготовка, проведение, проверка». Она напомнила участникам о праве школы выбирать учебники в соответствии со своими представлениями об учебном процессе, и подтверждают это право документы, выложенные на сайте: http://www.zankov.ru/.
При этом полезно знать, что в течение четырех лет контроль за результатами обучения может проводить учитель без присутствия ассистентов и завуча. Но нужно помнить об итоговом контроле в конце начальной школы, когда вся четвертая четверть превратится в один сплошной экзамен, и готовить детей к этому испытанию. Содержание его в деталях пока не известно: «Мы ждем первого апреля не для того чтобы посмеяться, а чтобы увидеть хоть какие-то документы на сайте Министерства. То, что предъявлялось нам до сих пор, пока нелегитимно». Поэтому многое можно лишь домысливать и предполагать.
Например, что означает овладение к концу четвертого класса универсальными учебными действиями? В идеале, например, такой ребенок, придя в среднюю школу не должен испытывать трудностей в адаптации.
«Но, – возразила сама себе ведущая, – в школу стали приходить совсем не мотивированные дети, резко выросло количество логопедических нарушений, много учеников, для которых русский язык не родной…» И вообще, ожидать, что к десяти годам можно вырастить психически сформировавшуюся личность, мягко говоря, самонадеянно. Можно лишь задавать этот вектор развития. Кстати, отдельных уроков в расписании и контрольных по личностному, например, развитию, не должно быть, – успокоила ведущая. «Кто знает, первое апреля еще не настало», – тихо пробормотал кто-то в зале.
Зато будут комплексные контрольные работы, по итогам которых можно будет проанализировать все направления развития ребенка. И оценкой будет не количество баллов, а зачет-незачет.
Ведущая демонстрировала задания, которые не только дают возможность диагностики, но и сами по себе становятся обучающими. Например, к картинке с изображением трех сосен разного облика дается вопрос: какая сосна выросла на болоте, а какая в лесу. Даже правильно ответив на этот вопрос, ученик получит лишь средний балл, потому что оставил без внимания третью картинку. А вот если он спросит учителя о ней, то получит дополнительный вопрос о месте произрастания этого дерева. И лишь ответив на него, получит высший балл. Предполагается, что таким образом можно приучить детей задавать вопросы.
Но судя по реакции слушателей, взрослым еще самим придется учиться задавать вопросы. «Пойдем-ка за книжками, пока не очень понятно, что от нас хотят», – говорили они друг другу, выходя из аудитории.
Впрочем, были и те, кто провел этот день в самом радужном настрое. В прямом смысле. Одна аудитория превратилась в живописную мастерскую. Несмотря на грядущий первоапрельский «подарок», на новые правила, контрольные, требования и стандарты, дети останутся детьми. И вне зависимости от приказов Министерства они с удовольствием будут лепить, рисовать и выдумывать.
Те, кто решил сосредоточиться на этой области детской жизни, пришли на мастер-класс «Новые художественные материалы, новые приемы на уроках ИЗО» Натальи Трениной, художника редакции газеты «Начальная школа». Здесь на партах были разложены карандаши, краски, коробочки с соблазнительно ярким пластилином, фломастеры. И все эти материалы быстро нашли свое применение, причем довольно необычное, как и обещало название.
Например, участникам было предложено рисовать… пластилином. Если на лист бумаги прилепить шарик, а потом размазать его вверх, вниз, вправо, влево, получается замечательная звездочка. К ней прибавляется другая, третья – красота необыкновенная. Одна из участниц тут же преобразовала идею: подвернула незаполненный край листа и прорезала окошко, сквозь которое смотрели разноцветные звезды. «Вот это да! – восхитилась ведущая, – я никогда до такого не додумывалась».
Потом в этой же технике рисовали рыбок. «У кого удачно получился фрагмент, идите за призом, - поощряла ведущая, – десять лучших работ будет показано. Старайтесь!». И напомнила, что для декоративной работы лучше выбирать простые формы. Вскоре аудитория стала похожа на тропический остров.
Когда насытились цветом, перешли к другой работе, где элементы орнамента нужно было легко штриховать карандашами. «Карандаш деликатнее фломастера, не так однозначен, – комментировала ведущая, – может, поэтому и уходит c XX веком». Впрочем, фломастеру тоже нашлась работа: с его помощью учителя заполняли ярким сочным орнаментом контуры рыб, ящериц, черепах. «Можно ли взять контур зайца или белки?» – спросила ведущая. И сама же ответила: «Вряд ли». Латиноамериканский дух орнамента будет диссонировать с их образами.
Участники настолько увлеклись, что продолжали начатые работы и не хотели расходиться. «Не используйте все! Донесите что-то до школы и откопируйте!». Впрочем, всем желающим ведущая предложила выслать по электронной почте заготовки: «Только напишите, подайте голос, проявите инициативу». И, судя по азарту и удовольствию, с которым работали учителя, они ее непременно проявят.
Елена КУЦЕНКО