Рейтинг@Mail.ru

23 марта 2011 г.

Всего участников: 629

Репортаж

Каких-нибудь десять лет назад школьный психолог был фигурой редкой, даже исключительной. Строгий факт, хотя в наши дни воспринимается уже с трудом. День школьного психолога собрал сегодня столько специалистов-слушателей, что просторные залы-аудитории были заполнены до отказа. Главными словами Дня психолога, своего рода паролем и отзывом, были слова «взаимодействие» и «понимание».

Мастер-класс  профессора Московского психолого-педагогического университета Ольги Хухлаевой был посвящен взаимодействию психолога с родителями проблемных детей – «Новые тенденции семейного воспитания: что может сделать психолог?» А что он может сделать? Прежде всего понять, что происходит. А происходит то, что сегодняшние родители сами не знают, как воспитывать: по-старому нельзя, по-новому пока не получается. Поэтому важнейшее направление деятельности школьного психолога – работа с родителями. «А не срочное тушение вспыхнувших конфликтов, – эмоционально подчеркнула Хухлаева, – как частенько думает школьная администрация!» Задача психолога – помочь установить партнерские отношения, создать зону доверия между школой и родителями, чтобы они вместе шли к общей цели – благу ребенка.

Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, наглядно показала, как трудно и вместе с тем легко выстроить доверительное общение учителя с родителями и как четко и ясно способен тут помочь психолог. Ее мастер-класс назывался «Учитель и родитель: взаимодействие без конфликтов». На основании масштабного исследования лектор проанализировала типичные ошибки взаимодействия педагога и родителя. Что ведет к непониманию, что подталкивает к конфликту? Ведь по большому счету у них нет причин конфликтовать, потому что каждый стоит на стороне ребенка. Причина зачастую очевидна: неумение строить разговор, неумение понимать собеседника, неумение поблагодарить, проявить доброжелательность, справиться со своими негативными эмоциями. Под грустный смех зала Марьяна Михайловна привела целый перечень тех «реплик-разрушителей», которые губят общение, но очень часто и без малейшего сомнения используются в разговоре всеми нами: «Неужели вы этого не понимаете? – Скажите честно, что вы думаете. – Признайтесь откровенно, что вы все это и раньше знали. – Зачем вы мне это говорите? – Что вы хотите этим сказать?»

Издательство  «Генезис» продемонстрировало слушателям-психологам арт-альбомы для семейного консультирования. Когда мать с ребенком рисуют вместе – это замечательный путь к взаимопониманию, но вот беда – с малышом мама еще рисует, а со школьником – уже нет. И времени нет, и не получается, и как-то не принято… Психолог может помочь и тут, дав маме с ребенком-школьником художественное задание во время консультации.

Высокопрофессиональный, проблемный теоретический разговор шел на тех мастер-классах, которые были посвящены психологическому измерению и психологической диагностике. Теоретики и практики Михаил и Наталья Семаго, научные сотрудники Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, рассказали слушателям о своих новейших разработках – «Анализ психического развития: основные параметры и примеры диагностики».

Директор  центра «Точка ПСИ» Марина Битянова посвятила выступление психологическому мониторингу: «Измерение и оценка метапредметных и личностных образовательных результатов: возможности психологического мониторинга».

Марина  Чибисова, доцент МГППУ, в лекции «Рекомендация  как консультативная техника: как  повысить ее эффективность» рассказала о тех тонких моментах взаимодействия с родителями, которые могут помочь родителям и консультанту правильно понять друг друга ради того, чтобы найти наилучшие пути поддержки ребенка.

Проблемная  лекция Сергея Степанова, доцента МГППУ и постоянного автора газеты «Школьный психолог», была посвящена парадоксам воспитания. Она так и называлась – парадоксально – «Безжалостная любовь и добрая строгость». Лектор акцентировал внимание на том, что «залюбить» и «заласкать» ребенка можно до самых ужасных последствий, а без разумной строгости воспитание никогда не обходилось.

Сергей КАМЕНСКИЙ