Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2010 г.

День учителей МХК, музыки и ИЗО  Программа дня

Всего участников: 472

Репортаж

День, посвященный искусствам, начался  с прекрасного, с беседы у рояля «Шопен – поэт фортепьяно» Александра Майкапара, заслуженного артиста России, который исполнял произведения Шопена и комментировал свою трактовку партитуры. Причем вдохновенно, артистично. «Аккомпанемент звучит бархатно и мягко, а мелодия над ним живет своей жизнью…», «Невозможно не полюбоваться…» – подобные фразы тут же иллюстрировались исполнением нескольких тактов.


Звучали и более специальные комментарии нотного текста: «В этом эпизоде много вилочек», «Шопен много пишет, хотя и не так много, как Скрябин, – пояснял ведущий обилие знаков, указывающих на изменение темпа, громкости, эмоциональной окраски, – вот здесь указано: живо, но неторопливо», и тут же зал слышал, как эта ремарка композитора оживляла исполнение. Музыканты, собравшиеся в зале, слушали, затаив дыхание...

Зато  на семинаре «Искусство передвижников на уроке МХК» научного сотрудника ИХО РАО Елены Медковой происходило прямо-таки брожение умов и народные волнения. Все еще с начальной школы знают, что живопись передвижников – безусловная классика русского искусства. На ее образцах нужно воспитывать у детей художественный вкус и национальное самосознание. Но ведущая начала свое выступление с довольно провокационного описания беседы с ребенком, которому не нравится картина Саврасова «Грачи прилетели». Не нравится потому, что «там все грязное, серое, и церковь облезлая, а у моего дома церковь отремонтировали». И на протяжении всего семинара ведущая пыталась не то чтобы доказать, что ребенок прав, но по крайней мере объяснить естественность его реакции.

Эпоха передвижников обрамлена во времени Золотым (до) и Серебряным (после) веками в русском искусстве. Любое национальное искусство отражает национальную картину мира. «Посмотрите голландцев XVII века, им повезло, живопись сложилась на волне национального подъема», а картины полны любовно изображенными бытовыми деталями вплоть до чисто вымытого пола. «Значит, чистый пол входил в национальную картину мира голландцев».

Русский Золотой век был наполнен идеями созидания, просвещения, даже смерть трактовалась как героическое сопротивление. Но к середине XIX века общественный настрой меняется, и его выражают передвижники, которые не отошли от национальной картины мира, а обратились к ее изнанке, комплексам, негативным переживаниям. Они подчеркнуто отказываются от индивидуальной манеры письма, отвергают принципы идеализации в искусстве. Исчезают натюрморт, жанровая сцена, детский и женский портрет. Е.Медкова подкрепила свои доводы иллюстрациями. Вот ряд портретов, немолодые некрасивые мужчины, все сидят вполоборота, сцепив руки на коленях, взгляд безрадостный. Все написаны по одному канону, даже «Христос в пустыне» Крамского изображен по этому же лекалу. И «шаблон убивает красоту».

Исторические  сцены более разнообразны. Но все  они представляют историю как цепь злодеяний: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Иван Грозный убивает своего сына». «И ведь этими картинами полны учебники для начальной школы, – сокрушенно прокомментировала ведущая, – а ведь малыши еще и уверены, что это фотографии».

В ответ на такую трактовку передвижников  в зале начался тихий ропот. Однако ведущая продолжала говорить о том, что нация в это время вступила на путь терроризма, героем становится жертва: «Посмотрите на картину «Не ждали». Мало того, что герой пожертвовал всем, провел какое-то время на каторге, так еще и дома его «не ждали», когда он вернулся».

Труд  изображается как бесконечное страдание, в большинстве полотен разлита пресловутая русская тоска, стоит только взглянуть на пейзажи Петербурга Ф.Васильева. Для большей наглядности ведущая предлагает сравнить работы передвижников с живописью их европейских коллег того же времени, где изображаются сцены быта и тяжелого крестьянского труда, но краски другие. И настрой совсем другой, люди на этих полотнах работают, чтобы продолжалась жизнь.

Даже  дорога в русской живописи второй половины XIX века ведет или в никуда, или от дома, а «Крестный ход» Репина – «это перемещение людской массы из одного пустого пространства в другое». Дом тоже перестает в это время быть символом уюта и надежности. Посмотрите, «Меншиков в Березове» мало того что изображен в чужом жилище, он с домочадцами сидит в верхней одежде. Одним словом, жизнь в картинах передвижников тосклива, депрессивна и невыносима. По мере того как доказательства этого тезиса накапливаются, растет и ропот в аудитории. Несмотря на доказательства, многие учителя, особенно те, что постарше, начинают обмениваться возмущенными замечаниями, а то и вовсе уходят.

К счастью, семинар заканчивается  не на минорной ноте. Вместе с русским XIX веком к своему концу он выруливает к позитивным переменам. Передвижников сменили представители Серебряного века. В живопись возвращаются темы света, дома, любви, лета. Появляются изображения детей и женщин, например, автопортреты Серебряковой, где художник осознает себя в самых разных ролях. Снова художники обращаются к натюрморту – Лентулов, Петров-Водкин, Борисов-Мусатов.

А участники марафона, дослушавшие до конца ведущую семинара, разражаются аплодисментами.

Многие  из них, настроившись на искусствоведческую тематику, пошли и на мастер-класс «Русский авангард и его «измы». Экспозиция «Искусство XX века» в Третьяковской галерее на Крымском валу», который вела Елена Герасимова, заведующая отделом образовательных программ ГТГ. Она начала с довольно грустного вопроса: «Почему в ЦДХ, где собрана самая лучшая коллекция русского авангарда – Кандинский, Малевич, Шагал, Петров-Водкин, – не приводят школьников?» – и сама же предположила, что, во-первых, учителя редко обращаются к теме русского авангарда из-за сложности подготовки, ведь хороших репродукций в интернете не найти: проблемы с авторскими правами. А во-вторых, искусство этого периода трудно для понимания: «Человеку, не имеющему эстетического опыта, объяснить про «Черный квадрат» невозможно. Это высшая математика». Тем не менее обращаться к этому периоду необходимо: «Когда постигаешь сложное, сам становишься сложнее».

Именно  поэтому мастер-класс был посвящен Малевичу, «самой одиозной фигуре среди авангардистов. Кандинским, например, можно любоваться, не вникая. А Малевича нужно понимать». И рассказ начался с самого детства художника, выросшего в украинской деревне, среди расписных хат-мазанок и ослепительно-ярких народных костюмов. Весь творческий путь от первых, реалистических, работ, через все «измы» к всемирно известному «Черному квадрату» с трудом уместился в более чем часовое занятие. Тем, кто проникся важностью этой темы, ведущая предложила продолжить изучение русского искусства XX века на лекциях в ЦДХ на Крымском валу, где проходят лекции для взрослых и экскурсии для школьников.

Те  участники, кто сосредоточился на этот раз на методических проблемах, тоже смогли найти для себя несколько полезных с практической точки зрения занятий. Кандидат педагогических наук Оксана Локтева и учитель МХК лицея № 1575 Елена Ноздрякова на мастер-классе «Уроки МХК: живо и интересно. Игровые интерактивные методы» представили свое пособие «Педагогический конструктор», в котором собрали игры на все случаи педагогической жизни. Из более чем полутора сотен можно выбирать нужную в зависимости от задач урока, комбинировать, вносить разнообразие в любой этап урока. Ведь, по словам ведущих, «мы настроены давать знания, а дети хотели бы играть», значит, мы должны по возможности упаковывать знания в игровую форму.

О том, как на практике удается сделать соответствующий предметный цикл увлекательным и интерактивным, можно было узнать и на секции «ИКТ и творчество на уроках искусства на примере МХК, музыки и изобразительного искусства», где, например, прозвучал доклад Елены Гудкевич, учителя МХК ГОУ «Школа-интернат Интеллектуал» «ИКТ в пространстве внеурочной деятельности по мировой художественной культуре». Как иногда случается, именно при представлении методов ИКТ дала сбой компьютерная презентация. «Это символично, – улыбнулась ведущая, – но ситуация рабочая, бывает» – и стала рассказывать об опыте работы, используя видеоматериалы. Судя по ее рассказу, в «Интеллектуале» накоплен немалый опыт в использовании ИКТ: работает школьный сайт, ребята снимают в технологии флэш-анимации мультфильмы и даже мини-фильмы в рамках творческого проекта «Ожившие полотна», где ученики имитируют известные картины, которые начинают «оживать». Проект пользуется популярностью и позволяет интегрировать сразу несколько видов деятельности: изготовление костюмов, музыку, танец, видеосъемку. Свой сайт есть и у Е.Гудкевич, где, кстати, могут найти материалы интернет-уроков МХК «те, кто проболел, прогулял, не записал». Его адрес: http://goodmhk.narod.ru/. Автор приглашает всех, кому было бы интересно соединить возможности МХК и цифровых технологий.

Елена КУЦЕНКО


Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Беседа у рояля

Шопен – поэт фортепьяно

МАЙКАПАР А. Е., заслуженный артист России


Семинар

Искусство передвижников на уроке МХК

МЕДКОВА Е. С., к.п.н, искусствовед, зав. аспирантурой ФГБНУ Институт Художественного образования РАО


Издательский центр «Вентана-Граф»

Проблемы интеграции в педагогике искусства. Формирование интеграционного пространства в процессе преподавания изобразительного искусства

ЕРМОЛИНСКАЯ Е. А., к.п.н. доцент педагогического факультета Государственного гуманитарно-техни­ческого университета, автор УМК «Изобразительное искусство»;
САВЕНКОВА Л. Г., д.п.н., профессор, зам.директора по научной работе, член-корреспондент РАО


 14430%
 17337%
 15533%
12:30 – 13:45

Мастер-класс

Графика черная и белая. Художественно-выразительные средства

ПОЛЯКОВА И. Б., руководитель структурного подразделения гимназии № 1597, ст. преподаватель МИОО, ст. преподаватель Центра непрерывного художественного образования (руководитель Неменский Б.М.), учитель изобразительного искусства гимназии № 1597


Мастер-класс

Уроки МХК: живо и интересно. Игровые и интерактивные методы

ЛОКТЕВА О. Б., к.п.н., преподаватель МИОО;
НОЗДРЯКОВА Е. В., учитель МХК лицея №1575 г. Москвы


Издательский центр «Вентана-Граф»

УМК «Музыка»: новое, традиционное и особенное в содержании учебного пособия. Методические особенности работы с УМК «Музыка»

УСАЧЕВА В. О., к.п.н., старший научный сотрудник ФГНУ «Институт художественного образования» РАО, член Союза композиторов РФ


Пленарный доклад

Принципы реализации стандартов второго поколения в образовательной области «Искусство»

ФОМИНОВА М. А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО


 15634%
 17738%
 8017%
 5211%
14:00 – 15:15

Мастер-класс

Космос далекий и близкий на уроках изобразительного искусства в начальной и средней школе

САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник;
СКУРАТОВА О. Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


Государственная Третьяковская галерея

Мастер-класс

Русский авангард и его «измы». Экспозиция «Искусство ХХ века» в Третьяковской галерее на Крымском Валу

ГЕРАСИМОВА Е. Л., Третьяковская галерея, отдел образовательных программ


Секция

ИКТ и творчество на уроках искусства на примере МХК, музыки и изобразительного искусства

Ведущий: ФОМИНОВА М. А., к.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания МИОО

Доклады:

  • Современные технологии музейной педагогики в практике работы учителя МХК

    ЛЕБЕДЕВА А. А., учитель ГОУ СОШ №1148


  • Информационные технологии как средство самоопределения и социализации учащихся в пространстве рекламной деятельности: ИКТ в пространстве внеурочной деятельности по мировой художественной культуре

    ГУДКЕВИЧ Е. С., учитель МХК ГОУ «Школа-интернат Интеллектуал»


  • Информационные технологии как средство самоопределения и социализации учащихся в пространстве рекламной деятельности: Презентация результатов городского конкурса творческих ученических работ в области рекламы и дизайна «Реклама - это мы!»

    МЕРКУЛОВ И. М., научный сотрудник кафедры эстетического образования и культурологии МИОО


 12127%
 10724%
 21949%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии