25 марта 2010 г.
День здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры Программа дня
Всего участников: 778
Репортаж
В этот день на Марафоне было две темы: как помочь больным детям и как сохранить здоровье тех, кто еще здоров. О здоровых говорили гораздо меньше, ведь школьников, не страдающих тем или иным заболеванием, практически нет. Учеба в школе – мощный стресс для детского организма, подрывающий все его силы. Однако грамотно построенный учебный процесс, а также правильно организованная помощь специалистов могут не только снизить разрушительное воздействие школы на ребенка, но и помочь ему преодолеть некоторые врожденные патологии.
Первая линейка Марафона открылась лекцией логопеда Натальи Свободиной «Использование нелогопедических методов для коррекции нарушений письма и чтения». Наталья Германовна – член Совета директоров Ассоциации дислексии – в начале своего выступления задала аудитории вопрос: что заставляет логопеда отложить в сторону свои профессиональные методы и заимствовать приемы работы в других сферах: в музыке, в театре, в живописи? Конечно, в первую очередь, им движет желание достигнуть максимального результата. Однако есть и два других не менее сильных стимула: стремление сделать занятие нескучным как для ребенка, так и для самого педагога. Эмоциональная составляющая тут крайне важна. Ведь дети, с которыми работает логопед, как правило, находятся в подавленном состоянии: они не могут выполнить требований, предъявляемых учителем и родителями, и живут с постоянным чувством вины. Поэтому логопед должен в первую очередь создать, говоря языком психологов, ситуацию успеха, хорошего настроения. С ребенком, пребывающим в состоянии апатии или страха, работать просто бесполезно. Наталья Свободина рассказала, в частности, об одном своем методе, который называется «Путешествие». Педагог рисует лестницу, на каждой ступени которой ребенка поджидают сказочные существа. Чтобы благополучно миновать драконов и кикимор, надо правильно выполнить задание. Не получилось – попадаешь к ним в лапы. Хочешь выбраться – вот три ступеньки: три верных ответа на вопросы – и ты на воле.
В другом зале в это время проходила презентация пособия Галины Зегебарт «Учение без мучения». Галина Михайловна рассказывала о простых упражнениях, помогающих активизировать межполушарные связи, которые у современных детей, особенно в городах, часто бывают слабо развиты. Это и чтение вслух, и пение трудных для произнесения слогов, и сочетание речи с мелкой моторикой рук, с движениями глаз. Очень помогает также метод самопроверки. Ребенок учится видеть собственные ошибки и спокойно работать с ними. Когда же ошибки проверяет учитель, да еще и ставит за это плохую оценку, ребенок вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, начинает панически бояться их.
В соседней аудитории проходила лекция «Здоровьесберегающая деятельность в ОУ». Заместитель директора по науке Института возрастной физиологии РАО Татьяна Параничева начала свое выступление с перечисления факторов стресса, которые содержит в себе повседневная школьная жизнь. Главный источник стресса в школе – это ограничения во времени. Ребенок живет в постоянной спешке, в страхе не успеть. Другой фактор – несоответствие учебного процесса и возрастным особенностям ребенка. По данным Министерства образования, у 60-90% первоклассников к моменту начала учебы еще не сформированы функции мозга, необходимые для чтения и письма. Однако при адекватных методах сам процесс обучения может способствовать развитию этих функций. Еще один серьезный стресс школьной жизни – это увеличение учебных нагрузок. С 1945 по 1998 год количество учебных часов выросло вдвое. Конечно, учеба – это всегда труд, требующий определенного напряжения. Но после этого усилия ребенок должен восстанавливаться. У современных же школьников на это не хватает времени. Они не высыпаются, не гуляют, не занимаются спортом, не читают. Единственная форма отдыха для них – компьютер и телевизор. Но это не отдых, а просто другая форма нагрузки на глаза, а главное на психику. Кроме того, серьезной проблемой, по словам Татьяны Параничевой, является крайняя неосведомленность педагогов об особенностях детской психологии и физиологии. В педвузах этот предмет проходят более чем поверхностно.
Занятия в двух других аудиториях были посвящены проблемам инклюзивного образования. Педагог ГОУ Центр образования "Технологии обучения" или I-школы Надежда Горбунова выступала с лекцией «Дистанционное обучение детей-инвалидов». На сайте этой виртуальной школы (http://www.home-edu.ru/) создано уникальное образовательное пространство, доступ к которому открыт из любой точки России. Дети участвуют в учебном процессе наравне с взрослыми. Каждый ученик может разработать и выложить в сеть свой собственный урок или мастер-класс.
А в соседнем классе в рамках лекции «Инклюзивное образование: ответ на вызов времени» посетители Марафона общались с директором института коррекционной педагогики РАО Николаем Малофеевым. По словам Николая Николаевича, сама по себе идея инклюзивного образования, может быть, и неплоха, но в России ее пытаются внедрять, как и всё, радикальными методами. В головах многих чиновников есть странная идея, что развивать инклюзивное образование надо не иначе, как разрушив всю систему специализированных учебных заведений. А делать этого ни в коем случае нельзя.
Разговор о совместном обучении детей-инвалидов и здоровых школьников продолжился на второй линейке Марафона. Заместитель директора по здоровью СОШ № 578 Лариса Жукова выступила с лекцией «Опыт работы со слабослышащими детьми в обычной школе». По словам Ларисы Ивановны, главное, что нужно уяснить по поводу инклюзивного образования: оно не может быть всеобъемлющим. Многие ошибочно думают, что инклюзивное образование – это посадить в один класс слепого, глухого, аутиста, эпилептика, добавить парочку обычных детей и попытаться вести урок для всех одновременно. Это, конечно, невозможно. Ведь педагогу в таком случае придется владеть множеством специфических методик. Если школа хочет идти по пути инклюзивного образования, она должна четко определить свой профиль и ограничиться только им. Например, работать с глухими и слабослышащими детьми. Говорила Лариса Ивановна и о плюсах специализированных коррекционных школ. Там на одного ребенка приходится три педагога, что, конечно, дает более глубокую подготовку. Однако все воспитанники спецшкол имеют проблемы с социализацией. И чем раньше они столкнутся с миром, тем лучше. С этой точки зрения хороши инклюзивные школы. По словам Ларисы Жуковой, в их школе здоровые дети так привыкают к соседству с больными, что ни о каких насмешках не может быть и речи.
В соседней аудитории на семинаре «Методики оздоровления детей в ДОУ» педагоги задавались вопросом: как правильно дышать? Вопрос далеко не праздный, ведь от дыхания во многом зависит речь. Галина Прохорова, методист лаборатории практической психологии научно-методического центра САО, рассказывала о том, как научить детей правильному дыханию. Можно, например, показать технику дыхания с помощью воздушного шарика. Можно использовать для дыхательной гимнастики физкультминутки, при условии, что в кабинете в этот момент не душно. Особенно важно приучить ребенка дышать животом. Дело в том, что при стрессе или при выполнении непривычных движений (например, когда ребенок учится писать) блокируется плечевой пояс, и у человека, привыкшего дышать грудью, начинаются проблемы с дыханием.
На этом же занятии преподаватель МГПИ Юлия Микляева рассказывала о массаже языка, помогающем решить многие логопедические проблемы. Очень хорошо сочетать этот метод с общим массажем, только его должен проводить не логопед, а человек со специальной подготовкой.
На третьей линейке Марафона вновь возникла тема инклюзивного образования. Александр Киося, директор СОШ №1961 в Южном Бутове, выступил с лекцией «Опыт организации инклюзивного обучения в общеобразовательной школе». Александр Николаевич рассказывал, как ему и его коллегам удалось превратить типовую школу на окраине, где не было даже пандусов, в центр инклюзивного образования, куда привозят больных детей со всех концов столицы. Александр Киося особо настаивал на том, что опыт его школы не является уникальным и может быть повторен в любом образовательном учреждении.
В соседней аудитории проходила лекция доцента МГПУ им. Шолохова Галины Бутко «Физическое воспитание дошкольников с ЗПР». Как правило, у таких ребят не получается управлять своими движениями, отсюда – плохой мышечный тонус, способствующий развитию всевозможных сопутствующих заболеваний. При занятии физкультурой с детьми ЗПР особенно надо обратить внимание на укрепление мышц живота и спины, ведь к ним крепятся все внутренние органы. Галина Бутко посоветовала также все упражнения сопровождать речью (задержка психического развития всегда сопровождается нарушениями речи). Сначала учитель объясняет, что он делает, потом дети повторяют вслед за ним и, наконец, ученики уже сами комментируют свои действия. Занятия рекомендуется проводить под музыку, это благотворно влияет на эмоциональную сферу, которая у детей с ЗПР тоже плохо развита.
О физических упражнениях, помогающих решить психологические проблемы, говорили и на мастер-классе детского нейропсихологического центра «Добрые руки» «Применение нейро-психологических технологий в образовании». Занятие вела руководитель Центра, клинический психолог Валентина Колганова. «Добрые руки» (http://www.np-center.ru/ ) работают с детьми, у которых вследствие родовой травмы появились проблемы с памятью, мышлением, реакцией. Такие дети не сразу понимают обращенную к ним речь, не могут скопировать рисунок, пропускают или переставляют буквы, пишут их зеркально и тп. Проявлений может быть множество. Главное здесь – не травмировать ребенка еще больше, требуя от него то, чего он сделать не в силах. Важна правильная и своевременная диагностика. А то многие педагоги и родители ругают детей, думая, что те просто ленятся, а оказывается, что дело не в лени, а в повреждениях мозга. В центре «Добрые руки» разработаны простые и эффективные методы исправления многих врожденных нарушений.
Наталья КЛЮЧАРЕВА
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||||||||||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||||||||||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| [Мероприятие 22] Мастер-класс Начало — 11:00 Психологические аспекты профессионального мастерства педагога МИТИНА Л. М., доктор психологических наук, профессор, зав. Лабораторией профессионального развития личности Психологического института РАО, лауреат премии Правительства РФ в области образования, автор более 200 публикаций по психологии профессиональной деятельности Участие платное, стоимость: 500.00 руб. Продолжительность: 6 академических часов. По окончании выдается сертификат установленного образца от Педагогического университета «Первое сентября». | ||||||||||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| |||||||||||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| |||||||||||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии