Рейтинг@Mail.ru

6 апреля 2009 г.

День учителя биологии  Программа дня

Всего участников: 515

Репортаж

img1

Все в зал № 1 на «Открытие»

img2

Где, ты говоришь, выступает?..

img3

Вот еще сюда надо успеть

img4

О. Дмитриева

Елена Иваницкая

Фотографии В. Строковского


День учителя биологии оставил два главных впечатления. Во-первых, аншлаг! Настоящий аншлаг. Во-вторых, герои дня – информационные технологии.

Круглый стол «Информационные технологии на уроке биологии», который вела Юлия Федорова, заведующая кафедрой информационных технологий и образовательной среды Московского института открытого образования (МИОО), стал и демонстрационным столом опыта, наработанного учителями. Творческие мастерские «Информационные технологии в учебном процессе» познакомили собравшихся с различными направлениями поиска. Мнира Булычова, учительница московской школы № 2009, рассказала о мультимедийной поддержке уроков и внешкольных занятий по биологии. Опытом использования мультимедийных технологий на традиционном уроке биологии поделилась Ольга Дмитриева, учительница школы № 1934. А Наталья Хомякова из школы № 1302 успешно привлекает информационные технологии к формированию здорового образа жизни в рамках уроков биологии.

Неожиданным получился открытый урок-викторина «Электрические витамины»: его провели студенты Нижегородской медицинской академии Екатерина Бугрова и Василиса Ермоленко, а учителя на этот раз выступали в роли учеников, действуя, надо сказать, активно и с большим энтузиазмом. «Использование содержательно-интерактивных цифровых ресурсов в обучении биологии» представили на своем мастер-классе педагоги-биологи Елена Чудинова и Вера Зайцева.

Подробный, пошаговый рассказ о том, как выстраивать урок с мультимедийной поддержкой, проверенный опыт учителей, которые уже широко применяют информационные технологии в своей работе, был важен для всех собравшихся педагогов, которые активно участвовали в дискуссиях и в моделировании реальных ситуаций на уроках.

Яблоку негде было упасть и в просторном зале № 5, где шла работа творческих мастерских «Научно-исследовательская деятельность в школе».

«Человек запоминает 10% из того, что слышит, 40% из того, что видит, и 90% из того, что делает» – так начала свое сообщение Елена Шевелева, учительница школы № 2007. А затем рассказала, используя мультимедийную поддержку, об опыте работы школьного эколого-биологического клуба «ИРИС», цветочное название которого расшифровывается так: исследуй-реализуй-испытывай-сравнивай. Клуб организовал в кабинете биологии музей комнатных растений, насадил аптекарский огород, изучает лекарственные растения России, основы фитодизайна, принципы озеленения города, проводит выставки-занятия «Кого мы приручили», посвященные домашним животным. Начатый клубом эксперимент «Чем мы дышим: растения-фильтры» привел к тому, что классы «озеленились». Рассказ о работе энтузиастов был встречен аплодисментами аудитории.

Учительница школы № 3 из города Одинцова Людмила Капшук увлекла своих учеников новейшей наукой – этногеномикой. На марафоне она рассказала об исследованиях, которые ребята ведут уже четвертый год на стыке истории и биологии («Что объясняет этногеномика – наука будущего?»).

Неподдельный интерес вызвало сообщение (очень краткое из-за недостатка времени) учителя школы № 1514 кандидата биологических наук Татьяны Вишневской «Пути к успеху в живой природе» о том, что основополагающим в преподавании школьного курса биологии должно стать объяснение причинно-следственных связей возникновения предметов и явлений, а не голое заучивание отдельных фактов. Аудитория никак не хотела отпускать выступающего и выказала желание заслушать обстоятельный доклад на эту тему на следующем марафоне.

Конечно, не был забыт интернет. Кандидат биологических наук Сергей Глаголев посвятил свое выступление «ВИКИПЕДИЯ как образовательный ресурс в преподавании биологии» тем богатейшим возможностям, которые предоставляет сеть, до сих пор еще, что греха таить, лучше освоенная многими мальчишками и девчонками, чем их наставниками.

Кандидат педагогических наук Георгий Лернер (МИОО) привлек внимание участников к дидактическим принципам конструирования и отбора заданий по биологии: «Ведь что такое система заданий? Это не набор, не компот! А именно целостность, взаимосвязанность заданий, результатом выполнения которых должен стать исчерпывающий охват урока – темы – курса».

Доцент кафедры преподавания биологии МИОО Валериан Рохлов прочел лекцию «Особенности подготовки к единому государственному экзамену по биологии».

Его выступление-предупреждение было достаточно тревожным: «В этом году уже и Москва вступила в плановый режим ЕГЭ. Закон принят, ЕГЭ есть и будет, потому что отменить закон еще труднее, чем принять его. Поэтому всех учителей прошу: купите Закон «Об образовании», проштудируйте то, что касается единого экзамена, внимательно ознакомьтесь с правовой базой. Вся нормативная база по ЕГЭ есть. Многие грамотные родители изучили ее очень въедливо, а ведь не бывает так, чтобы экзамены совершались беспроблемно. Тем более что в течение последнего года «правила игры» не раз менялись и ситуация сложилась напряженная. В этом году московские выпускники получат задания по биологии, которые уже прошли пятилетнюю обкатку, так что неприятных неожиданностей ожидать не надо. Биология, как и все предметы естественно-научного цикла, – это предмет добровольного выбора учащегося, так было, есть и будет. А по Москве на сегодняшний день записались на экзамен по биологии восемь тысяч ребят».

Все основные материалы прозвучавших на марафоне выступлений будут опубликованы в летних номерах газеты «Биология».


img5img6 img7

Урок-викторину ведут студенты


img8 img9

У нас все получается!


img10
img11
img12

Е. Чудинова, В. Зайцева: «О чем говорить-то будем?»

Как всегда куча вопросов

Л. Капшук: «Этногеномика — это чрезвычайно интересно!»

img13
img14
img15

С. Глаголев: «ВИКИПЕДИЮ в дело!»

С. Глаголев, А. Миловзорова: «Где тут у вас Интернет?»

Т. Вишневская

img16
img17
img18

Г. Лернер: «Система конструирования заданий по биологии — это не простой набор, не компот!»

В. Рохлов: «ЕГЭ — дело решенное...»


img19 img20 img21 img22

И все-таки ЕГЭ...


img23
img23
img24
img25

А ведь в этом что-то есть?..

А я эту тему начинаю так...

Ну не вмещается все в мою голову!..

Все-все-все записать


img26 img27 img28 img29

Как все это интересно и нужно



img30 img31

Успеть бы хоть схемы запечатлеть

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Лекция

Н.Н.Лодыгина-Котс – у истоков отечественной зоопсихологии

Доклады:

  • ЗОРИНА З. А., доктор биолог. наук МГУ им. М.В.Ломоносова


  • Дидактические принципы составления разноуровневых заданий по биологии

    ЛЕРНЕР Г. И., автор представляемых работ, профессор кафедры методики обучения биологии в МИОО


Творческие мастерские

«Информационные технологии в учебном процессе»

Доклады:

  • Мультимедийная поддержка уроков и внешкольных занятий по биологии.

    БУЛЫЧЕВА М. Б., учитель биологии


  • Мультимедийные технологии на традиционном уроке биологии.

    ДМИТРИЕВА О. С., шк. № 1934, г. Москва


  • Разработка модульных уроков по теме «Класс Рыбы».

    ЕРЕМИНА Т. А., шк. № 1944


  • Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни у школьников.

    ХОМЯКОВА Н. С., шк. № 1302


«Телекомпания СГУ ТВ»

Презентация видеоиллюстраций к урокам ботаники «Анатомия и морфология растений»

ДМИТРИЕВА О. А., учитель высшей категории, преподаватель биологии лицея № 1568, г. Москва;
РАЗУМНЫЙ Д. В., к.п.н., автор-разработчик учебного видео, редактор портала «Школьная видеотека Разумного»


Издательство «Дрофа»

Инновационный учебно-методический комплект по биологии – навигатор

МАСЛЕНИКОВА О. И., канд. пед. наук, зам. начальника отдела мультимедийной подготовки ООО «Дрофа»;
СИВОГЛАЗОВ В. И., к.п.н., эксперт в экспертном совете АО «Издательство «Просвещение», награжден премией президента России за создание учебно-методического комплекта пособий по биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, отличник образования РФ


 14529%
 27554%
 459%
 408%
12:30 – 13:45

Мастер-класс

«Методические и дидактические аспекты преподавания биологии»

Доклады:

  • Урок-викторина «Электрические витамины»

    БУГРОВА Е. С.;
    ЕРМОЛЕНКО В. С.


  • Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии — интегративная модель обучения и воспитания

    СМЕЛОВА В. Г., к.п.н., старший научный сотрудник ФГБНУ ИСМО РАО


Творческие мастерские

«Научно-исследовательская деятельность в школе»

Доклады:

  • Профессиональная компетентность учителя биологии.

    ЧЕВЕЛЕВА Е. Е., шк. № 2007


  • Что объясняет этногеномика — наука будущего.

    КАПШУК Л. Л., гимназия № 1, г. Одинцово


  • Реализация в школах окружной программы «Научное будущее России».

    МИНИНА З. Б., методист по биол. ОМЦ СЗАО


  • Пути к успеху в живой природе.

    ВИШНЕВСКАЯ Т. Ю., к.биол.н., учитель биологии гимназии № 1514, г. Москва


  • Организация и проведение летних биологических практик.

    ШАРОНИНА Ю. А., учитель биологии ГБОУ СОШ № 26


Круглый стол

Информационные технологии на уроке биологии

Доклады:

  • ФЕДОРОВА Ю. В., к.п.н., проректор МИОО, зав. кафедрой ИтиОС


  • Педагогические условия применения информационных технологий в преподавании биологии

    ЛЕРНЕР Г. И., автор представляемых работ, профессор кафедры методики обучения биологии в МИОО


  • Переход от качественных биологических и экологических исследований к количественным с использованием цифровой лаборатории «Архимед» на уроке

    РОДИОНОВА М. А., учитель географии гимназии № 1508 г. Москвы;
    ШПИЧКО В. Н., ст. преподаватель кафедрой Информационных технологий и образовательной среды МИОО


  • Цифровые ресурсы учителя биологии

    ДМИТРИЕВА Н. В., учитель биологии и начальной школы ЦО «Технология обучения»


  • Информационное пространство в работе методического объединения по биологии

    МИЛОВЗОРОВА А. М., методист по биол. ОМЦ ЦАО


  • Информационная поддержка предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» и методика его преподавания

    САВКОВА Н. Ю., учитель биологии и экологии


 17536%
 14931%
 16233%
14:00 – 15:15

Мастер-класс

«Интернет-ресурсы в помощь учителю и методисту»

Доклады:

  • Информационное пространство в работе методического объединения по биологии.

    МИЛОВЗОРОВА А. М., методист по биол. ОМЦ ЦАО


  • ВИКИПЕДИЯ как образовательный ресурс в преподавании биологии.

    ГЛАГОЛЕВ С. М., канд. биолог. наук


Круглый стол

Новые данные о внутриутробном развитии плода и проблема абортов

БОЧКО Г. М., д.м.н., лектор медико-просветительского центра «Жизнь»;
ПОПОВА О. А., г. Москва;
РОДИОНОВА Т. В., г. Тверь;
СЕРЕЙСКАЯ О. А.


Лекция

Особенности подготовки к единому государственному экзамену по биологии

РОХЛОВ В. С., к.п.н., методист Центра педагогического мастерства (ЦПМ)


 14632%
 9721%
 21247%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии