6 апреля 2009 г.
День учителя биологии Программа дня
Всего участников: 515
Репортаж
Все в зал № 1 на «Открытие» |
Где, ты говоришь, выступает?.. |
Вот еще сюда надо успеть |
О. Дмитриева |
Елена Иваницкая
Фотографии В. Строковского
День учителя биологии оставил два главных впечатления. Во-первых, аншлаг! Настоящий аншлаг. Во-вторых, герои дня – информационные технологии.
Круглый стол «Информационные технологии на уроке биологии», который вела Юлия Федорова, заведующая кафедрой информационных технологий и образовательной среды Московского института открытого образования (МИОО), стал и демонстрационным столом опыта, наработанного учителями. Творческие мастерские «Информационные технологии в учебном процессе» познакомили собравшихся с различными направлениями поиска. Мнира Булычова, учительница московской школы № 2009, рассказала о мультимедийной поддержке уроков и внешкольных занятий по биологии. Опытом использования мультимедийных технологий на традиционном уроке биологии поделилась Ольга Дмитриева, учительница школы № 1934. А Наталья Хомякова из школы № 1302 успешно привлекает информационные технологии к формированию здорового образа жизни в рамках уроков биологии.
Неожиданным получился открытый урок-викторина «Электрические витамины»: его провели студенты Нижегородской медицинской академии Екатерина Бугрова и Василиса Ермоленко, а учителя на этот раз выступали в роли учеников, действуя, надо сказать, активно и с большим энтузиазмом. «Использование содержательно-интерактивных цифровых ресурсов в обучении биологии» представили на своем мастер-классе педагоги-биологи Елена Чудинова и Вера Зайцева.
Подробный, пошаговый рассказ о том, как выстраивать урок с мультимедийной поддержкой, проверенный опыт учителей, которые уже широко применяют информационные технологии в своей работе, был важен для всех собравшихся педагогов, которые активно участвовали в дискуссиях и в моделировании реальных ситуаций на уроках.
Яблоку негде было упасть и в просторном зале № 5, где шла работа творческих мастерских «Научно-исследовательская деятельность в школе».
«Человек запоминает 10% из того, что слышит, 40% из того, что видит, и 90% из того, что делает» – так начала свое сообщение Елена Шевелева, учительница школы № 2007. А затем рассказала, используя мультимедийную поддержку, об опыте работы школьного эколого-биологического клуба «ИРИС», цветочное название которого расшифровывается так: исследуй-реализуй-испытывай-сравнивай. Клуб организовал в кабинете биологии музей комнатных растений, насадил аптекарский огород, изучает лекарственные растения России, основы фитодизайна, принципы озеленения города, проводит выставки-занятия «Кого мы приручили», посвященные домашним животным. Начатый клубом эксперимент «Чем мы дышим: растения-фильтры» привел к тому, что классы «озеленились». Рассказ о работе энтузиастов был встречен аплодисментами аудитории.
Учительница школы № 3 из города Одинцова Людмила Капшук увлекла своих учеников новейшей наукой – этногеномикой. На марафоне она рассказала об исследованиях, которые ребята ведут уже четвертый год на стыке истории и биологии («Что объясняет этногеномика – наука будущего?»).
Неподдельный интерес вызвало сообщение (очень краткое из-за недостатка времени) учителя школы № 1514 кандидата биологических наук Татьяны Вишневской «Пути к успеху в живой природе» о том, что основополагающим в преподавании школьного курса биологии должно стать объяснение причинно-следственных связей возникновения предметов и явлений, а не голое заучивание отдельных фактов. Аудитория никак не хотела отпускать выступающего и выказала желание заслушать обстоятельный доклад на эту тему на следующем марафоне.
Конечно, не был забыт интернет. Кандидат биологических наук Сергей Глаголев посвятил свое выступление «ВИКИПЕДИЯ как образовательный ресурс в преподавании биологии» тем богатейшим возможностям, которые предоставляет сеть, до сих пор еще, что греха таить, лучше освоенная многими мальчишками и девчонками, чем их наставниками.
Кандидат педагогических наук Георгий Лернер (МИОО) привлек внимание участников к дидактическим принципам конструирования и отбора заданий по биологии: «Ведь что такое система заданий? Это не набор, не компот! А именно целостность, взаимосвязанность заданий, результатом выполнения которых должен стать исчерпывающий охват урока – темы – курса».
Доцент кафедры преподавания биологии МИОО Валериан Рохлов прочел лекцию «Особенности подготовки к единому государственному экзамену по биологии».
Его выступление-предупреждение было достаточно тревожным: «В этом году уже и Москва вступила в плановый режим ЕГЭ. Закон принят, ЕГЭ есть и будет, потому что отменить закон еще труднее, чем принять его. Поэтому всех учителей прошу: купите Закон «Об образовании», проштудируйте то, что касается единого экзамена, внимательно ознакомьтесь с правовой базой. Вся нормативная база по ЕГЭ есть. Многие грамотные родители изучили ее очень въедливо, а ведь не бывает так, чтобы экзамены совершались беспроблемно. Тем более что в течение последнего года «правила игры» не раз менялись и ситуация сложилась напряженная. В этом году московские выпускники получат задания по биологии, которые уже прошли пятилетнюю обкатку, так что неприятных неожиданностей ожидать не надо. Биология, как и все предметы естественно-научного цикла, – это предмет добровольного выбора учащегося, так было, есть и будет. А по Москве на сегодняшний день записались на экзамен по биологии восемь тысяч ребят».
Все основные материалы прозвучавших на марафоне выступлений будут опубликованы в летних номерах газеты «Биология».
Урок-викторину ведут студенты
У нас все получается!
Е. Чудинова, В. Зайцева: «О чем говорить-то будем?» |
Как всегда куча вопросов |
Л. Капшук: «Этногеномика — это чрезвычайно интересно!» |
С. Глаголев: «ВИКИПЕДИЮ в дело!» |
С. Глаголев, А. Миловзорова: «Где тут у вас Интернет?» |
Т. Вишневская |
Г. Лернер: «Система конструирования заданий по биологии — это не простой набор, не компот!» |
В. Рохлов: «ЕГЭ — дело решенное...» |
И все-таки ЕГЭ...
А ведь в этом что-то есть?.. |
А я эту тему начинаю так... |
Ну не вмещается все в мою голову!.. |
Все-все-все записать |
Как все это интересно и нужно
Успеть бы хоть схемы запечатлеть
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| ||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| ||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| ||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии