Рейтинг@Mail.ru

27 марта 2009 г.

Всего участников: 595

Репортаж

Учителя технологии – самые непоседливые из всех педагогов. Наверное, сказывается специфика предмета – им все надо подержать в руках, повертеть, понять, как это сделано и желательно, тут же самому повторить.


Именно поэтому мастерские Центра образования №293, где традиционно уже проходит День учителя технологии, были заполнены с самого утра. Хотя мастер-классы по художественной ковке, металлопластике, керамике и росписи по дереву по расписанию начинались только с часу дня, учителя  там толпились уже с половины двенадцатого.

– Это нашим детям сложно, – замечает учительница, глядя, как под движениями пишущей ручки на тонкой жести возникает рисунок.

– А вы попробуйте сперва простые фигуры, хотя бы ромашку, – отвечает мастер.

– Скажите, а сколько времени уходит на такую кольчугу? – интересуются за соседним столом.

– В кольчуге тридцать тысяч колец, я делаю сто колец в час. Дети меньше. Вот и считайте, – отвечает невозмутимый преподаватель, в окружении мечей, шлемов, кованых подсвечников и щипцов похожий на былинного богатыря.

А неподалеку, за неприметной дверцей, собравшись в  тихий кружок, учителя работают с глиной. Спокойно, сосредоточенно, и их никак не касается шум и толчея на лестницах, и  не замечают они звуков лекции, опускающихся из актового зала. Они лепят.

…А послушать лекции, между тем, стоило.  Юрий Леоньтевич Хотунцев, профессор Московского института открытого образования (www.mioo.ru) и Галина Васильевна Пичугина, главный редактор журнала «Школа и производство» говорили о проблемах преподавания технологии. Главная беда – сокращение часов.

– Будет у нас один час технологии в седьмом классе, да и тот отберут,  – с горечью замечал

Юрий Леоньтевич.

Еще одна беда, по мнению  Галины Пичугиной – новый стандарт образования. Аморфные, размытые, абстрактные – на эпитеты Галина Васильевна не скупилась. Впрочем, по ее мнению,  в новом стандарте есть небольшая лазейка для увеличения числа часов технологии.

– В новом федеральном базисном учебном плане, который будет принят вместе со стандартом,  будет две программы. Программа универсальных учебных действий и программа воспитания и социализации,  – говорила она. – Под каждую из программ отведено по десять часов.

– Правда, скорее всего эти часы уйдут под подготовку к ЕГЭ – скептически заметила она. – Но все же, есть шанс.

Впрочем,  по мнению Пичугиной, отчаиваться рано – стандарт еще разрабатывается.

Еще одной проблема, по ее словам – это низкая активность учителей технологии по продвижению своих разработок. 

– Учителя технологии прежде всего считают себя людьми ремесленными, в этом ремесле совершенствуются, – говорила она.– Но педагогическая составляющая, к сожалению, отступает на второй план. А это сегодня очень актуально. Работайте, развивайтесь, пишите нам, и мы вас обязательно напечатаем.

А на трех этажах центра, между тем, царил карнавал ремесел. Сокращение часов, образовательный стандарт – какие глупости!

– Скажите, вы каким клеем пользуетесь? – обступили учителя преподавателя школы № 1690 (http://schools.keldysh.ru/uvk1690/adm_nov.html) Анну Тимофееву.  – А как крепится бумага?  А чем заполняются фигуры?

– Поролоном или бумагой, – охотно отвечала Анна Васильевна, демонстрируя яркие объемные фигуры, выполненные в ее собственной авторской технике «артишок».

– А как эта техника называется?  – спрашивали у соседнего стола, который был весь заставлен красочными полотнами из цветной бумаги, а дети на глазах создавали новые картины.

– Это техника торцевания, – отвечали  дети, не отрываясь от работы (http://stranamasterov.ru/technics/parting-off). 

– Да вы зайдите на Mail.ru, – доносился совет с другой стороны. – Там есть блог «Своими руками» (http://blogs.mail.ru/community/hand_made/). Там не только торцевание, там столько разных техник.

– А вы журнал «Девчонки и мальчишки» (http://www.dm-magazine.ru/) читали? Там тоже много интересного.

Тем временем с  лекцией «Опыт организации профильной технологической школы» в актовом зале выступал заведующий лабораторией Института содержания и методов обучения РАО Николай Родичев. Он рассказал об опыте цифровой профориентации, который развивают за рубежом и привел примеры образовательных ресурсов для подростков, направленные на выбор профессии, в Калифорнии (http://cacareerzone.org/index.html) и в Новом Южном Уэльсе (http://www.myfuture.edu.au/). Интересный опыт развивается и на Украине, где приняли государственную программу по профориентации подростков и программу «Живи и работай на Украине». Один из элементом этой программы, кстати, – установка в каждой школе электронных  терминалов  с сенсорным экраном, где каждый школьник может ознакомиться с перечнем популярных профессий и  пройти тест на профпригодность.

Одной же из главных проблем  профориентации у нас в стране, по мнению Николая Родичева, является …ЕГЭ. Он суживает поле выбора профессии ученика, вынуждая его выбирать всего несколько экзаменов. 

В завершение выступления он призвал всех педагогов активней осваивать новые технологии, и заходить, в  частности, на его блог «Второй век профориентации» (http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=6&).

Завершался лекционный день презентацией  учебно-методического комплекта «Технология, 5–7 класс», которую проводил кандидат педагогических наук Евгений Глозман.

По словам Евгения Самуиловича, этот учебный комплект отличается от уже существующих большим (до  40%) количеством иллюстрацией,  преемственностью изложения материала и компьютерным сопровождениям каждой главы.  Большой упор в комплекте был сделан на учебное проектирование, причем с практическим уклоном – в каждом из учебников до ста трудовых объектов, которые можно не просто создать, но и практически использовать – даже в домашнем быту.

Подробнее об этих комплектах читайте на сайте издательства  «Мнемозина» (http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/271/3286).

…Лекции закончились, но шум и голоса в мастерских все не утихали. Педагоги не хотели уходить ни с мастер-класса «Современные игрушки на основе традиционной куклы-закрутки», ни оставлять «Вышивку декоративных букв в технике золотного шитья». Кто-то, устроившись прямо на парте, торопливо строчил в блокноте детали «Технологии плетения цветов из бисера», а на  мастер-классе «Жаворонки из теста»вообще было не протолкнуться.

– Жаворонки пекли, чтобы весну закликать, – говорила Ирина Сперанская, одетая в яркий традиционный сарафан. – Самые архаичные жаворонки – жаворонок с ношей, несет яички, символ продолжения жизни и их количество должно быть обязательно нечетное, как символ незавершенности. 

Учителя слушали руководителя  творческого объединения «Народные традиции»  Центра детского творчества города  Троицк и по их лицам было видно, что они уже готовы  закликать весну.

Марафон продолжается!

Алексей ОЛЕЙНИКОВ