25 марта 2009 г.
День учителя начальной школы Программа дня
Всего участников: 1999
Репортаж
![]() |
|
М.М. Безруких представляет свою новую книгу |
|
![]() |
|
![]() |
|
И.Б. Полякова, Методист ЦНХО Б.М. Неменского проводит мастер класс «Мир полон украшений» |
|
![]() |
|
О.Б. Скуратова, Методист ЦНХО Б.М. Неменского проводит мастер класс «Возникновение животного мира на земле» |
Наталья Ключарева
Фотографии В. Строковского
Третий день марафона открылся лекцией академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких. Тема лекции – «Обучение письму: психофизиологические основы, трудности, коррекция».
По словам Марьяны Михайловны, главная проблема современного образования в том, что темп учебы все увеличивается, тогда как организм ребенка растет и развивается с неизменной естественной скоростью. За последние 50 лет период обучения письму сократился в четыре раза и теперь сводится к нескольким месяцам.
Однако специалисты утверждают, что освоить письмо за такой срок способен лишь девятилетний ребенок, у детей младшего возраста отсутствуют необходимые психофизиологические функции. А раннее обучение письму не стимулирует развитие, а тормозит его.
Учитель начальных классов может несколько снизить вред, который причиняют ребенку непродуманные образовательные программы. Например, не ограничивать время выполнения упражнений – пусть каждый работает в своем темпе. Или не требовать от детей безотрывного письма. Ученые уже давно доказали, что оно крайне вредно: ребенку необходимы маленькие паузы при письме для снятия мышечного напряжения. А в школах до сих пор продолжают внедрять эту вредную методику.
В соседнем зале весь день царило творческое оживление. Учителя с удовольствием рисовали, вырезали из бумаги, клеили аппликации. Три лекционных часа методисты Центра непрерывного художественного образования Б.Неменского (http://www.cnho.profedu.ru/) рассказывали и показывали учителям начальных классов, как проводить уроки рисования, давали ценные советы. Например, что рисовать сложные элементы легче через линию симметрии. Или что ребенок должен быть свободен в выборе краски. А вот ограничивать количество используемых цветов – можно, это дает интересный эффект. В отличие от Марьяны Безруких методисты центра, напротив, говорили, что ограничения по времени полезны, так как заставляют детей работать более сосредоточенно.
Из-за того, что не всем желающим хватило места в лекционных аудиториях, в нескольких кабинетах были организованы показы видеоуроков. В первый час учителя посмотрели запись мастер-класса директора Федерального научно-методического центра Л.В.Занкова, главного редактора журнала «Практика образования» Светланы Яковлевой «Обучающий урок, какой он?».
В своем видеовыступлении Светлана Яковлева несколько раз повторила, что в работе с детьми, ориентироваться надо прежде всего на собственную интуицию и ситуацию в классе. Когда сам учитель не скован чужими методиками и рекомендациями, тогда и дети чувствуют себя свободнее и увереннее.
Светлана Яковлева рекомендовала учителям помнить о правиле «трех «С»»: если ученику на уроке Стыдно, Скучно или Страшно, то о развитии и обучении можно забыть. А ведь многих травмирующих ребенка ситуаций можно избежать. Например, вызова к доске, когда кто-то один ошибается на глазах у всего класса.
Чтобы изменить образовательную среду и сделать ее благоприятной для обучения, нужно в первую очередь изменить наши установки. Светлана Яковлева рассказала о примечательном эксперименте. Учителям одной школы в начале года сказали: у вас в классе есть одаренный ученик. В конце года все ученики этих педагогов показали заметный прогресс, так как учителя, не знавшие, кто именно тот одаренный ученик, вглядывались и прислушивались к каждому.
Второй лекционный час открыла руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века» Наталья Виноградова. Тема ее лекции звучала так: «Современный младший школьник и читательская деятельность». По словам Натальи Федоровны, в школах учат читать, но при этом навсегда отбивают любовь к книгам. На выходе из начальных классов 98% школьников утверждают, что чтение не занимает и не может занимать серьезного места в их жизни. Причина в том, что восприятие текста происходит не на художественном, а на дидактическом уровне. Учебное «препарирование» литературного произведения лишает его привлекательности для школьников.
Чтобы избежать этого, Наталья Виноградова посоветовала больше читать детям вслух. В первом классе можно даже проводить специальные уроки слушания. Читать нужно все произведение целиком. Если разбирать его по главам, то дети теряют связь между эпизодами, а следовательно, теряют и интерес. Во втором классе можно переходить к диалогическому чтению (отрывок читают дети, потом учитель). Очень помогает мотивированное чтение, когда перед началом учитель задает несколько вопросов, ответы на которые ученики должны найти в тексте. Практика показывает, что если задать вопросы в конце, дети на них не ответят.
В заключение Наталья Виноградова сказала, что до третьего класса детям противопоказано изучать иностранный язык, а также пользоваться интернетом. Это сильно вредит русскому языку и чтению.
В третий лекционный час марафона прошло еще несколько видео-уроков. Состоялась также беседа с Тамарой Кругловой, заведующей лабораторией начального образования Московского института открытого образования.
Учителя обсудили волнующие их проблемы: отсутствие преемственности между начальным и средним звеном, постоянное усложнение школьной программы (в некоторых школах уже появились платные курсы по подготовке к поступлению в 5 гимназический класс), неизбежное деление учеников на слабых и сильных. Как подчеркнула Тамара Круглова, часто успехи ребенка зависят не от его способностей, а от возможности родителей нанять репетитора. Бороться с этим бессмысленно. Однако хотя бы в начальной школе учителя могут попытаться избежать этого разделения по способностям, плохо влияющего на самооценку школьника.
![img13](13.jpg)
![img14](14.jpg)
![img15](15.jpg)
Утро, 25 марта 2009 года. Гости марафона спешат на регистрацию.
![]() |
![]() |
![]() |
Гл. редактор газеты «Начальная школа» М.В. Соловейчик приглашает на сцену Н.Ф. Виноградову |
Н.Ф. Виноградова проводит лекцию «Современный младший школьник и читательская деятельность» |
Т.А. Круглова, зав. кафедрой Начального обучения МИОО проводит семинар «Итоговая аттестация и некоторые пути повышения образования в начальной школе» |
![]() |
![]() |
![]() |
Д.В. Разумный и телекомпания «СГУ» представляют фильм «Времена года» |
А.С. Соловейчик, гл. редактор ИД Первое сентября |
На марафоне были представлены итоги всероссийского конкурса «Ёлочка», организованного редакцией газеты «Начальная школа» |
![]() |
![]() |
М.Ю. Полникова представляет «Дидактические тетради |
О.В. Джежелей представляет учебник литературного чтения |
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||||||||||||||||||||||||||||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11:00 – 12:15 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
12:30 – 13:45 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
14:00 – 15:15 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |
Условные обозначения:
— Количество участников мероприятия 120
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии