Рейтинг@Mail.ru

25 марта 2009 г.

День учителя начальной школы  Программа дня

Всего участников: 1999

Репортаж

img1

М.М. Безруких представляет свою новую книгу
«Обучение письму»

img2
img3

И.Б. Полякова, Методист ЦНХО Б.М. Неменского проводит мастер класс «Мир полон украшений»

img4

О.Б. Скуратова, Методист ЦНХО Б.М. Неменского проводит мастер класс «Возникновение животного мира на земле»

Наталья Ключарева

Фотографии В. Строковского


Третий день марафона открылся лекцией академика РАО, директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Безруких. Тема лекции – «Обучение письму: психофизиологические основы, трудности, коррекция».

По словам Марьяны Михайловны, главная проблема современного образования в том, что темп учебы все увеличивается, тогда как организм ребенка растет и развивается с неизменной естественной скоростью. За последние 50 лет период обучения письму сократился в четыре раза и теперь сводится к нескольким месяцам.

Однако специалисты утверждают, что освоить письмо за такой срок способен лишь девятилетний ребенок, у детей младшего возраста отсутствуют необходимые психофизиологические функции. А раннее обучение письму не стимулирует развитие, а тормозит его.

Учитель начальных классов может несколько снизить вред, который причиняют ребенку непродуманные образовательные программы. Например, не ограничивать время выполнения упражнений – пусть каждый работает в своем темпе. Или не требовать от детей безотрывного письма. Ученые уже давно доказали, что оно крайне вредно: ребенку необходимы маленькие паузы при письме для снятия мышечного напряжения. А в школах до сих пор продолжают внедрять эту вредную методику.

В соседнем зале весь день царило творческое оживление. Учителя с удовольствием рисовали, вырезали из бумаги, клеили аппликации. Три лекционных часа методисты Центра непрерывного художественного образования Б.Неменского (http://www.cnho.profedu.ru/) рассказывали и показывали учителям начальных классов, как проводить уроки рисования, давали ценные советы. Например, что рисовать сложные элементы легче через линию симметрии. Или что ребенок должен быть свободен в выборе краски. А вот ограничивать количество используемых цветов – можно, это дает интересный эффект. В отличие от Марьяны Безруких методисты центра, напротив, говорили, что ограничения по времени полезны, так как заставляют детей работать более сосредоточенно.

Из-за того, что не всем желающим хватило места в лекционных аудиториях, в нескольких кабинетах были организованы показы видеоуроков. В первый час учителя посмотрели запись мастер-класса директора Федерального научно-методического центра Л.В.Занкова, главного редактора журнала «Практика образования» Светланы Яковлевой «Обучающий урок, какой он?».

В своем видеовыступлении Светлана Яковлева несколько раз повторила, что в работе с детьми, ориентироваться надо прежде всего на собственную интуицию и ситуацию в классе. Когда сам учитель не скован чужими методиками и рекомендациями, тогда и дети чувствуют себя свободнее и увереннее.

Светлана Яковлева рекомендовала учителям помнить о правиле «трех «С»»: если ученику на уроке Стыдно, Скучно или Страшно, то о развитии и обучении можно забыть. А ведь многих травмирующих ребенка ситуаций можно избежать. Например, вызова к доске, когда кто-то один ошибается на глазах у всего класса.

Чтобы изменить образовательную среду и сделать ее благоприятной для обучения, нужно в первую очередь изменить наши установки. Светлана Яковлева рассказала о примечательном эксперименте. Учителям одной школы в начале года сказали: у вас в классе есть одаренный ученик. В конце года все ученики этих педагогов показали заметный прогресс, так как учителя, не знавшие, кто именно тот одаренный ученик, вглядывались и прислушивались к каждому.

Второй лекционный час открыла руководитель авторского коллектива УМК «Начальная школа XXI века» Наталья Виноградова. Тема ее лекции звучала так: «Современный младший школьник и читательская деятельность». По словам Натальи Федоровны, в школах учат читать, но при этом навсегда отбивают любовь к книгам. На выходе из начальных классов 98% школьников утверждают, что чтение не занимает и не может занимать серьезного места в их жизни. Причина в том, что восприятие текста происходит не на художественном, а на дидактическом уровне. Учебное «препарирование» литературного произведения лишает его привлекательности для школьников.

Чтобы избежать этого, Наталья Виноградова посоветовала больше читать детям вслух. В первом классе можно даже проводить специальные уроки слушания. Читать нужно все произведение целиком. Если разбирать его по главам, то дети теряют связь между эпизодами, а следовательно, теряют и интерес. Во втором классе можно переходить к диалогическому чтению (отрывок читают дети, потом учитель). Очень помогает мотивированное чтение, когда перед началом учитель задает несколько вопросов, ответы на которые ученики должны найти в тексте. Практика показывает, что если задать вопросы в конце, дети на них не ответят.

В заключение Наталья Виноградова сказала, что до третьего класса детям противопоказано изучать иностранный язык, а также пользоваться интернетом. Это сильно вредит русскому языку и чтению.

В третий лекционный час марафона прошло еще несколько видео-уроков. Состоялась также беседа с Тамарой Кругловой, заведующей лабораторией начального образования Московского института открытого образования.

Учителя обсудили волнующие их проблемы: отсутствие преемственности между начальным и средним звеном, постоянное усложнение школьной программы (в некоторых школах уже появились платные курсы по подготовке к поступлению в 5 гимназический класс), неизбежное деление учеников на слабых и сильных. Как подчеркнула Тамара Круглова, часто успехи ребенка зависят не от его способностей, а от возможности родителей нанять репетитора. Бороться с этим бессмысленно. Однако хотя бы в начальной школе учителя могут попытаться избежать этого разделения по способностям, плохо влияющего на самооценку школьника.


img13 img14 img15

Утро, 25 марта 2009 года. Гости марафона спешат на регистрацию.


img5
img6
img7

Гл. редактор газеты «Начальная школа» М.В. Соловейчик приглашает на сцену Н.Ф. Виноградову

Н.Ф. Виноградова проводит лекцию «Современный младший школьник и читательская деятельность»

Т.А. Круглова, зав. кафедрой Начального обучения МИОО проводит семинар «Итоговая аттестация и некоторые пути повышения образования в начальной школе»

img8
img9
img10

Д.В. Разумный и телекомпания «СГУ» представляют фильм «Времена года»

А.С. Соловейчик, гл. редактор ИД Первое сентября

На марафоне были представлены итоги всероссийского конкурса «Ёлочка», организованного редакцией газеты «Начальная школа»


img11
img12

М.Ю. Полникова представляет «Дидактические тетради
по русскому языку»

О.В. Джежелей представляет учебник литературного чтения
издательства «Дрофа»

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Лекция

Обучение письму в начальной школе: психофизиологические основы, трудности, коррекция

БЕЗРУКИХ М. М., д.биол.н., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАН


Мастер-класс

Мир полон украшений

ПОЛЯКОВА И. Б., руководитель структурного подразделения гимназии № 1597, ст. преподаватель МИОО, ст. преподаватель Центра непрерывного художественного образования (руководитель Неменский Б.М.), учитель изобразительного искусства гимназии № 1597


Издательство «СМИО Пресс»

Использование дидактических материалов и разноуровневых контрольных работ на уроках русского языка

ПОЛНИКОВА М. Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


Издательство «Генезис»

«Учение без мучения». Программа коррекции дисграфии

ЗЕГЕБАРТ Г. М., педагог-дефектолог, автор серии методических пособий «Учение без мучения»: «Словарные слова. Коррекция дисграфии», «Безударные гласные. Коррекция дисграфии», «Волшебные обоводилки», «Не просто лабиринты»


Издательство «Дрофа»

Комплексное решение проблемы «Чтение–литературное образование–литературное развитие» в условиях изменяющейся современной начальной школы

ДЖЕЖЕЛЕЙ О. В., канд. пед.наук, проф., зав. лабораторией методического обеспечения непрерывного системного образования школа–вуз ХНПУ им. Г.С.Сковороды, автор УМК «Чтение и литература.1–4 кл.»


Лекция

Трудности обучения в начальной школе

БЕЗРУКИХ М. М., д.биол.н., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАН


Мастер-класс

Развивающий урок: какой он?

ЯКОВЛЕВА С. Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова


Мастер-класс

Педагогические технологии на примере преподавания английского в начальной школе

СОЛОВЕЙЧИК А. С., главный редактор ИД «Первое сентября»


 79743%
 20511%
 27014%
 31517%
 21111%
 674%
 0≤ 1%
 1≤ 1%
12:30 – 13:45

Лекция

Современный младший школьник и читательская деятельность

ВИНОГРАДОВА Н. Ф., заслуженный деятель науки РФ, д.пед.наук, профессор, член-корреспондент РАО


Мастер-класс

Возникновение животного мира на Земле

СКУРАТОВА О. Б., к.п.н., учитель ИЗО и технологии СОШ МГПУ


Газета «Здоровье детей»

Уроки здоровья в начальной школе

ГЛАДЫШЕВА О. С., д.б.н., заведующая лабораторией проблем здоровья в образовании Нижегородского института развития образования


Издательство «СМИО Пресс»

Контроль и оценка результатов обучения по литературному чтению

БОЙКИНА М. Ю., методист кабинета начальной школы СПб АППО


«Телекомпания СГУ ТВ»

Презентация фильма «Двенадцать месяцев». Иллюстративный материал к занятиям по окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству и музыке

ПЕТРОВА Л. Н., учитель высшей категории;
РАЗУМНЫЙ Д. В., к.п.н., автор-разработчик учебного видео, редактор портала «Школьная видеотека Разумного»


Лекция

Трудности обучения в начальной школе

БЕЗРУКИХ М. М., д.биол.н., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАН


Мастер-класс

Педагогические технологии на примере преподавания английского в начальной школе

СОЛОВЕЙЧИК А. С., главный редактор ИД «Первое сентября»


Лекция

Трудности обучения в начальной школе

 71540%
 19411%
 25614%
 31618%
 22813%
 654%
 0≤ 1%
 0≤ 1%
14:00 – 15:15

Семинар

Универсальные учебные действия в начальной школе

КАРАБАНОВА О. А., доктор психол. наук, профессор МГУ


Мастер-класс

Художник и город

САПОЖНИКОВА Т. Б., ГАОУ ВО МИИОО Центр непрерывного художественного образования, художник


Круглый стол

Современные методики и технологии начального образования

Доклады:

  • Современные методики и технологии начального образования

    ХОХЛОВА Е. Н., зав. лаб. современных методик и технологий начального образования МИОО, методист ЦИТУО


  • Развитие мультимедийных сред Лого. Новые возможности

    СОПРУНОВ С. Ф., руководитель группы Лого


  • Информатика как системообразующий предмет начального образования

    КУТУКОВА О. Г., ст. преподаватель каф. информационных технологий и образовательной среды МИОО


  • Интегрированная проектная деятельность – основа формирования компетентностей ученика и учителя

    ПЕТРОВА С. В., методист по начальному образованию ЦИТУО, зам. дир. ЦО №1874


  • Естественнонаучный эксперимент в начальной школе

    АРХИПОВА А. Н., к.п.н., доцент кафедры ИТиОС МИОО


  • Особенности организации и проведения предметных уроков в начальной школе с использованием мобильного компьютерного класса

    ЯКОВЕНКО Н. В., учитель начальных классов ЦО № 1811, методист МИОО


Издательство «Дрофа»

Развитие математических способностей младших школьников практическим путем на уроках технологии

МАЛЫШЕВА Н. А., автор УМК «Технология. 1–4 кл.», преподаватель технологии ГОУ № 1626 (г. Мос­ква)


Лекция

Трудности обучения в начальной школе

БЕЗРУКИХ М. М., д.биол.н., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАН


Мастер-класс

Развивающий урок: какой он?

ЯКОВЛЕВА С. Г., к.п.н., доцент кафедры начального и дошкольного образования, директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова


Мастер-класс

Педагогические технологии на примере преподавания английского в начальной школе

СОЛОВЕЙЧИК А. С., главный редактор ИД «Первое сентября»


Лекция

Некоторые пути повышения качества образования в начальной школе. Итоговая аттестация

 71942%
 16610%
 36121%
 21913%
 2≤ 1%
 503%
 1≤ 1%
 19011%
15:15 – 16:30

Закрытие дня

Условные обозначения:
 120 — Количество участников мероприятия
25% — Доля от общего количества участников на мероприятии