Рейтинг@Mail.ru

18 апреля 2008 г.

Репортаж

img1

Дискуссия об информационной культуре

img2
img3

Людмила Улицкая: я рада вас приветствовать!

Людмила Улицкая рассказывает

img4

Вдохновенный обзор новых книг в исполнении Татьяны Рудишиной

img5

Вопросы из зала

Наталья Ключарёва, Ольга Громова


По степени эмоционального накала и широте обсуждаемых тем День школьного библиотекаря был чрезвычайно насыщенным.

Начался день с лекции главного редактора газеты «Библиотека в школе» Ольги Громовой «Развитие информационной культуры школьников: проблемы и подходы».По мысли Ольги Громовой, существует два подхода к развитию информационной культуры школьников – то есть умения работать с информацией: академический и прикладной.

Сторонники первого ориентируются на традиционные трансляционные технологии классно-урочной системы (лекция, проверка знаний, практика) и отстаивают идею введения специального предмета в школьное расписание. Во втором варианте используются методики развивающего обучения, постановки проблем и самостоятельной исследовательской работы детей, в ходе которой они и осваивают все виды работы с информацией: от запроса и поиска до самостоятельных выводов.

Ольга Громова – приверженец второго подхода. Он практикуется пока в основном за рубежом, тогда как наши библиотекари все еще опасаются отпускать школьников на самостоятельные поиски информации и ответов на свои вопросы. Ольга Громова попробовала убедить своих коллег, что ничего страшного в этом нет: в итоге  дети приходят к тем же выводам, но сами, а такое знание, в отличие от прослушанной и тут же забытой лекции, остается с человеком на всю жизнь.

За границей воспитанием информационной культуры занимается каждый учитель: это прописано в должностных обязанностях педагога. По мнению Ольги Громовой, российская школа должна тоже к этому стремиться. В некоторых учебных заведениях уже практикуются, например, уроки в библиотеке, когда учитель заявляет тему и не дает детям готовый материал, а предлагает самим при помощи всех ресурсов библиотеки найти необходимую информацию, а потом её отобрать, оценить, обработать.

Следующая лекция имела абсолютный успех: в большом актовом зале не было свободных мест. Писатель Людмила Улицкая рассказывала о своем детском проекте «Другой, другие, о других», который координирует некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека».

Книги, выпускаемые в рамках этого проекта, направлены на то, чтобы хоть как-то смягчить резкое неприятие всего чужого, свойственное многим взрослым, а, следовательно, и детям. По словам Улицкой, ненависть к непохожему вызвана страхом, а страх происходит от незнания. Поэтому детям нужна, прежде всего, корректная и правдивая информация. Здесь не должно быть запретных тем: с ребенком необходимо говорить обо всем, иначе о сложных вещах, требующих вдумчивого и серьезного разговора, он узнает от циничных и невежественных сверстников.

В рамках проекта вышло уже четыре книги: Веры Тименчик «Семья у нас и у других», Анастасии Гостевой «Большой взрыв и черепахи» (о происхождении мира), Александры Григорьевой «Путешествие по чужим столам» и Раисы Кирсановой «Ленты, кружева, ботинки». Еще несколько книг сейчас в работе: о правах человека, об инвалидах, о преступлениях, о рождении и смерти. Книги построены на соединении сюжетного повествования и энциклопедических информационных блоков. Чтобы учителям и библиотекарям было легче работать с таким непростым материалом, к каждой из уже вышедших книг разработаны по заказу фонда «Пушкинская библиотека» методички для проведения уроков. В мае они уже выйдут в свет.

Всеми вопросами распространения книг проекта и методичек занимается фонд «Пушкинская библиотека».

Завершился день традиционным обзором новинок детской литературы за последний год, который подготовила Татьяна Рудишина, главный библиотекарь ЦГДБ им. Гайдара. На этот раз Татьяна Рудишина говорила в основном об авторах, попавших в поле зрения всевозможных конкурсов и премий в области детской литературы. Тон здесь задает, конечно, «Заветная мечта».

Из финалистов 2007 года Татьяна Рудишина особенно рекомендовала Илью Боровикова с детской антиутопией «Горожане солнца» (издательство «Вагриус») и Валерия Воскобойникова с оптимистичной книгой «Все будет в порядке» (издательство ОГИ).

Кроме того, Татьяна Рудишина посоветовала обратить внимание на «Детское время» Михаила Яснова (издательство «Детгиз-Лицей»), на книгу стихов Марины Бородицкой «Прогульщик и прогульщица» (издательство «Самокат») и на сборник воспоминаний о Юрии Ковале – «Ковалиную книгу», выпущенную издательством «Время».

Рассказать обо всех новинках детской литературы Татьяна Рудишина, увы, не успела. И пообещала продолжить этот увлекательный разговор на районных библиотечных семинарах.