16 апреля 2008 г.
День учителя литературы Программа дня
Репортаж
Елена Иваницкая
Как повысить интерес школьников чтению и как научить их понимать текст? Этот нелегкий вопрос был в центре внимания всех специалистов, выступивших на Дне учителя литературы.
Мастер-класс Алексея Нелькина, учителя высшей категории, назывался парадоксально: «Обучение чтению в средней и старшей школе». Исследование, проведенное в 2007 году Международным институтом экономического развития в 53 странах мира, показало, что российские младшеклассники впереди планеты всей по умению читать. И речь ведь идет не просто о навыках скоростного чтения, а об умении по-настоящему разобраться в прочитанном. Увы, то же исследование, посвященное старшим школьникам, оказалось для нас неутешительным: российские подростки заняли только 37-е место. Таковы неприятные факты, но в чем их причина? «Не только в том, что у нас сегодня господствует аудиовизуальный тип культуры, – утверждает Алексей Нелькин, – но и в том, что ученики начальной школы регулярно читают, а подростки – нет. Вот и утрачивают навыки понимания и работы с текстом. Старшеклассников тоже надо учить читать».
«А что значит уметь читать? А что значит понимать текст?» – задавал ведущий «детские» вопросы, и вместе с учителями литературы приходил к выводам: это значит уметь выделить в тексте главное, выстроить иерархию смыслов и увидеть их связь.
Всякий урок, всякое задание «прочесть» должны начинаться с мотивации. «Зачем мне это нужно? Почему это для меня важно? Что тут для меня интересного?» – эти вопросы ученики не выговаривают вслух, не все формулируют их даже в мыслях, но если не знают на них ответа, то просто не читают или читают «из-под палки».
Так как же мотивировать ребенка? Активизировав его личный опыт. Этому помогут простые и увлекательные для ребят задания. Например, на уроке запланировано прочесть стихотворение Некрасова или Маяковского, посвященное городу. Мотивирующее задание – пусть ребята напишут слова-ассоциации: а что такое город для меня? Тем самым личный опыт ребенка «включен», и он обратится к тексту с интересом и вниманием.
Следующее задание: выделить ключевые слова. Эффективность обучения можно оценить по этому параметру: умеет ли ребенок это делать.
А к общему знаменателю – адекватному пониманию текста – класс под руководством учителя придет в совместной работе, обобщив опыт работы каждого ученика.
Доктор педагогических наук Наталья Беляева на семинаре «Дифференцированное обучение на уроках литературы» напомнила, что художественное произведение обладает потенциалом восприятия, оно способно «само» втянуть в себя ребенка. Но дети-то разные… Кому-то трудно продвинуться дальше сюжетной основы, кто-то, напротив, «проглотит» текст в один присест и захочет углубиться в интерпретации. Нужно хорошо знать, «кто есть кто» в классе по начитанности и умению понимать текст, и в соответствии с личностью ребенка разнообразить задания. Конечно, 30 учебных траекторий в классе – это невозможно, да и не нужно, а 3–5 – реально и необходимо.
Кандидат педагогических наук, учитель высшей категории Елена Ерохина в лекции «Компетентностный подход в современной методике преподавания литературы» размышляла об осознании художественного образа пятиклассниками. Как помочь им понять, что литература – это особое духовное пространство? Методически правильный подход: движение от откровенно фантастических образов к реалистическим, от фольклорной сказки через авторскую к рассказу и роману.
В лекции «Деятельностный подход к изучению литературы» профессор Виктор Чертов сконцентрировался на особенно беспокоящих его проблемах в преподавании и в освоении литературы: «Сегодня предъявляются чрезмерные требования к выпускному, особенно медальному, сочинению, каких не было ни в советское, ни в досоветское время. Навстречу этой чрезмерности идет неумение учеников написать что-то самостоятельное при развившемся умении скомпоновать нечто, надергав куски из интернета, но не прочитав текста. Тестирование в преподавании литературы может помочь, и я его активно использую, но для чего? Прочитал – проверь себя, поиграй, вот что я говорю ученику. А через два-три года после изучения произведения задавать тестовые вопросы о его частных подробностях – это бессмысленно. Вот вопрос из тестов ЕГЭ: как звали сына Андрея Соколова? Я не помнил. Через час вспомнил: его звали Анатолий. Ну и что? Как это характеризует мое понимание литературы? И как это характеризует ученика, если он так и не вспомнит? Серьезные проблемы существуют также с отбором произведений и аспектов анализа. Литература ХХ века оказалась только иллюстрацией к отечественной истории: чтобы вместилась и советская тема, и антисоветская, и лагерная, и возвращенная литература…»
Профессор Наталья Свирина, научный руководитель Ассоциации гимназий, провела мастер-класс «Литература на вырост, или Как читать с нашими детьми». Побуждая подростков к чтению, особенно внеклассному, мы можем с успехом воспользоваться особенностями возраста. Подросток ищет себя, стремится выразить себя в поступке, мечтает о подвиге. Его непременно увлечет текст, в центре которого – сильная личность, бесстрашный и великодушный герой, способный на действие.
Праздничной встречей с поэтом Александром Кушнером завершилась напряженная программа дня.
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | ||||
---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | ||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | ||||
11:00 – 12:15 |
| ||||
12:30 – 13:45 |
| ||||
14:00 – 15:15 |
| ||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |