Рейтинг@Mail.ru

14 апреля 2008 г.

Репортаж

img1

А. Кулаков

img2

Е. Вяземский

img3

Историческая встреча

img4

Т. Орлова

img5

Учителя внимают

Ольга Лашкова, Наталья Ключарева


В День учителя истории на Марафоне наиболее популярны были темы: компьютерные образовательные технологии на уроках истории и преподавание религии в школе.

Татьяна Орлова, методист Центра исторического образования МИОО, провела мастер-класс по теме «Как использовать цифровые образовательные ресурсы на уроках истории». На сцене большого зала установлена аппаратура с программой PoverPoint. Т. Орлова не только поделилась своим богатым педагогическим опытом, но и предложила учителям в ходе показа презентации задавать вопросы и тоже делиться своим опытом.

Обязательно придет время, сказала она, когда все школы будут оснащены компьютерными классами. Дети, часто имея компьютеры дома, посещая компьютерные клубы, уже сегодня воспринимают их как самые обыденные вещи. А учителя (это показывают опросы) даже иногда бравируют своим компьютерным невежеством: «Включить я его могу, а вот выключить…И больше я ничего делать не хочу и учиться не буду». На самом деле, это несложно и многие учителя с большим стажем обращаются с компьютером виртуозно. Компьютер может проецировать карты, картины художников, кино- и видеофильмы и т.д., что облегчает работу учителя. Есть три типа цифровых ресурсов в школе: РС и проектор, компьютерный класс и, наконец, домашние РС учеников. Уже ученикам 5-го класса можно дать задание сделать, например, презентацию по теме урока.

Сейчас есть доступ к цифровым архивам с потрясающими материалами о любом историческом периоде, например фотоархив о войне 1941–1945 гг. в Интернете. Есть интерактивные карты, аудио- и видеофайлы,. которые можно быстро открыть и показать ребятам.

Как пример урока, посвящённого началу Великой Отечественной войны, была показана прекрасно составленная презентация с голосом Левитана, фотографиями людей на улицах Москвы, слушающих радио, фотохроникой военных действий под песню «Священная война». Такое начало урока, несомненно, произведёт на школьников большое эмоциональное впечатление, введет в атмосферу тех лет.

Второй доклад «Компетентностный подход в профильном обучении истории» сделал постоянный автор газеты «История», хорошо известный читателям своими курсами в Педагогическом университете «Первое сентября», доктор педагогических наук, профессор Евгений Вяземский. Конечно, всех, прежде всего, заинтересовало слово «компетентностный». Но об этом после. Докладчик напомнил, что в недавние времена, да и сейчас, наше образование было нацелено на то, чтобы вложить в школьников как можно больше знаний, так сказать, по максимуму, в частности, по истории и обществоведению. Но к окончанию школы вырисовывается довольно грустная картина: большинство полученных знаний оказываются не нужны школьникам. Так, из курса истории Древнего мира учащиеся помнят, как оказалось, три-четыре факта: жрецы в белых хитонах, Нил, который всё время разливается, Тутанхамона в его гробнице и пирамиды.

Но существует другой способ обучения, при котором школьник осваивает ключевые навыки и умения работы с информацией, которые потом пригодятся ему в дальнейшей жизни. В курсе истории – это умение понимать и анализировать исторические факты и события. В Великобритании, которая славиться своим образованием, уже давно поняли, что изучение всеобщей истории – это задача университетского курса. При изучении же истории в школе курс имеет не целостный, а выборочный характер. Выбираются основные её периоды (ключевые модули), которые подросток должен освоить с разной глубиной, это зависит от его возможностей и способностей. Учить всех одинаково, по максимуму, по мнению Е. Вяземского, – педагогическая и социальная утопия ХХ в. Сейчас разрабатывается новый стандарт по истории, который учитывает всё вышесказанное, однако, он появится нескоро. Докладчик считает, что по Отечественной истории школьникам достаточно изучить пять-семь картин (периодов).

По словам Е.Вяземского, современный подход к компетентности — это когда предмет «история» строится как проекция научных знаний на школьные потребности. При этом выстраивается и психолого-педагогическая система работы с информацией.

Теперь скажем более просто: компетентность – это готовность человека действовать в ситуации компетентного поиска и осознанного выбора. Именно к этому, считает Е.Вяземский, и должна готовить молодого человека наша школа.

Теме изучения религий в школе посвятил свое выступление Андрей Кулаков, преподаватель московской гимназии № 1517, первый в России написавший учебник религиоведения для школ задолго до того, как эта проблема стала широко обсуждаться в стране. Он рассказал о своем новом пособии «Религии в России», ориентированном на 10-й класс. Чтобы достичь максимальной объективности, поначалу он привлек к написанию каждого раздела представителя той или иной традиционной религиозной конфессии. Однако вышло все не так, как задумывалось: каждый стал доказывать, что его религия – самая лучшая. В итоге Андрей Кулаков весь учебник написал сам. И тем языком, каким он говорит со своими учениками в классе. В этом существенное отличие учебника «Религии в России» от одноименного пособия, написанного учеными из Института всеобщей истории РАН (под ред. академика А. Чубарьяна), далекими от школьной действительности и детских интересов. В своем учебнике Андрей Кулаков делает упор на практический момент: пытается объяснить подросткам, как вести себя с представителями той или иной религиозной традиции, чтобы не обидеть их, а заодно излагает основное содержание того или иного религиозного учения. Кроме того, Андрей Кулаков придумал около 200 познавательных задач к своему учебнику, которые сейчас выходят в издательстве «АСТ-пресс» в виде рабочей тетради для школьников. Там же готовится к выходу методическое пособие для учителей.