Рейтинг@Mail.ru

7 апреля 2008 г.

День учителя химии  Программа дня

Репортаж

img1

Л.Кузнецова рассказывает о применении компьютерных технологий при изучении химических процессов.

img2

Один из советов О.Габриеляна – автора многочисленных пособий по химии: «Повысить интерес к химии можно усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон в ее обучении».

img3

Химия – красота превращений!

img4

Семинары Н.Дерябиной всегда вызывают большой интерес у учителей.

Елена Куценко


«Преподавание химии уходит из числа учительских профессий». «В результате политики, проводимой по отношению к нашему предмету, культивируется химиофобия». «Мы с огорчением наблюдаем неуважительное отношение к предметам естественно-научного цикла, особенно к химии!» Подобные горькие реплики можно было услышать почти на всех семинарах и мастер-классах в День учителя химии.

Действительно, на этот предмет подчас отводится лишь один час в неделю, а кое-где курсы физики, химии и биологии заменяют естествознанием.

Тем не менее ведущие и участники марафона активно обсуждали, как в этих условиях сохранить интерес детей к предмету и при помощи методических приемов сделать его изучение привлекательным.

Кандидат педагогических наук Наталья Дерябина, ведущая семинара «Связи между классами органических веществ в схемах и упражнениях», предложила коллегам вариант мини-справочника, в котором группы веществ и схемы реакций оформлены цветом (металлы, например, серые, а неметаллы – желтые). Это позволяет сделать классификацию и систематизацию наглядной, задействует ассоциативные механизмы запоминания, упрощает процесс составления органических цепочек. «Схемы очень сложные, я боюсь вас пугать, но придется», – говорила ведущая. Для упрощения восприятия она привела аналогию со схемой метро: «Вы ведь легко ею пользуетесь, потому что освоили, привыкли». Для того чтобы слушатели разобрались со схемами реакций, где стрелками обозначен переход одних веществ в другие, автор справочника после каждого фрагмента объяснения давала залу небольшое самостоятельное задание.

Большинство учителей одобрили идею, хотя были и те, кто говорил, что это формализация и «меловая химия».

Чтобы химия не ассоциировалась лишь с непостижимыми формулами на доске, Олег Габриелян, кандидат педагогических наук, профессор Академии последипломного образования Московской области, автор многочисленных учебников, предлагает начинать курс пропедевтики уже в седьмом классе, причем интегрировать химические понятия со всеми уже изученными на этот момент науками. Физики говорят о телах и веществах, географы – о веществе Земли, биологи изучают состав клетки, качественные реакции – все это прекрасные поводы актуализировать восприятие темы с точки зрения химии.

Лекция Габриеляна «Гуманизация и гуманитаризация обучения химии на базовом уровне в 10–11 классах» стала настоящей одой химии: при ее изучении ребенок учится наблюдать, фиксировать результаты, анализировать, моделировать, работать с информацией – это ведь универсальные учебные умения. И все-таки многие химию не любят, особенно гуманитарии. Почему? «Нас подводит наша любовь к химии! Мы стремимся впихнуть в два часа даже то, что давно исключили из программы», – убеждал слушателей лектор. Он дал коллегам несколько советов, как приблизить предмет к интересам ребенка, в частности, не забывать о занимательности: рассказывать об истории открытий, об известных химиках, о борьбе идей, сообщать сведения, полезные в быту. Упомянуть, например, о том, что женские волосы содержат в двадцать раз больше золота, чем мужские, – и обращение «Ты моя золотая» окажется не только комплиментом, но и чистой химической правдой.

В «языковых» классах, «где химия детям до лампочки», нужно использовать вариативную методику, опираться на приемы, способы, подходы, характерные для гуманитарных дисциплин. Кстати, за урок можно предлагать не больше четырех-пяти уравнений (что очень правильно: в одну гуманитарную голову больше не уместится!). На лабораторные практикумы нет времени, значит, приходится готовить двух-трехминутные демонстрации. Ребятам можно предлагать придумывать художественные образы веществ и процессов.

В экзамен для гуманитариев помимо теоретических вопросов полезно включить творческую часть, где ребенок может выбрать между решением задачи, экспериментом и заранее подготовленным рефератом (это может быть, например, сказка об азотной и серной кислотах). Автор практикует открытые экзамены, куда ученики приглашают родных, знакомых, приятелей, а преподаватель – коллег, которые выставляют отвечающим баллы «за артистизм». Одним словом, даже безнадежных гуманитариев вполне можно вовлечь в изучение этой прекрасной науки, если использовать соответствующие приемы.

Оригинальной методике был посвящен и мастер-класс кандидата педагогических наук Лилии Кузнецовой «Закон сохранения массы веществ, химические уравнения». Она предлагает не давать знания в готовом виде, а формулировать специфические задания и вопросы, чтобы ученик сам отыскивал путь к знанию. Для примера был предложен закон сохранения массы вещества. Слушатели играли роль восьмиклассников: участвовали в диалоге, по ходу которого строилось доказательство закона. И на каждый «недоверчивый» вопрос ведущая предлагала ответ в форме опыта.

Судя по горячему заинтересованному участию гостей в мастер-классе, химия вряд ли в ближайшее время сдаст свои позиции в школе.

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Семинар

Связи между классами органических веществ в схемах и упражнениях

ДЕРЯБИНА Н. Е., к.п.н., доцент факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова


Издательство «Просвещение»

Учебно-методические комплекты по химии Г.Е.Рудзитиса, И.Г.Фельд мана – издания для ученика и для учителя

ГАБРУСЕВА Н. И., канд. пед. наук


Издательство «Русское слово»

Учебник как ресурс качественного образования школьников по химии

НОВОШИНСКАЯ Н. С., к.хим.н., доцент кафедры общей химии Краснодарского технического университета, автор линии учебников по химии издательства «Русское слово»


12:30 – 13:45

Лекция

Гуманизация и гуманитаризация обучения химии на базовом уровне в 10–11-х классах

ГАБРИЕЛЯН О. С., к.п.н., профессор, заслуженный учитель РФ, автор УМК по химии для общеобразовательных школ


Издательство «Айрис-Пресс»

Подготовка к ЕГЭ по химии

АНТОШИН А. Э., автор пособия «Химия. Полный курс подготовки: ЕГЭ, выпускные и вступительные экзамены»;
ФЕДОТОВА И. Н., методист изд-ва «Айрис-Пресс»


Лаборатория «L-микро»

Возможности развития демонстрационного эксперимента по химии. Датчиковая система L-микро

БАТАЕВА Е. В., к.п.н., доцент МГУ


14:00 – 15:15

Мастер-класс

Закон сохранения массы веществ, химические уравнения

КУЗНЕЦОВА Л. М., к.п.н., автор УМК по химии


15:15 – 16:30

Закрытие дня