2 апреля 2008 г.
День учителя математики Программа дня
Репортаж
И. Ященко: Вероятность – это интересно |
В. Арнольд и А. Горская: Пользуйтесь ресурсами сайта GEOMETRY.RU |
Не пропустить ни слова! |
И. Сергеев: ЕГЭ по математике — |
Не пропустить ни слова-2 |
И. Высоцкий: Все разложить по полочкам |
А. Грудзинский: «Волшебный» чемоданчик |
Материал подготовили Алексей Олейников и Лариса Рослова
Учителя математики — одни из самых целеустремленных педагогов. Возможно, этому способствует простота и логическая ясность предмета. Они всегда четко знают — в какую аудиторию идти и что именно спросить у лектора. Этому есть также немаловажная причина — ведь математика один из обязательных предметов Единого государственного экзамена.
Теме ЕГЭ были посвящены сразу три лекции в этот день. Началось все с лекции издательства «Айрис» (http://www.airis.ru) «Подготовка к ЕГЭ по математике», которую вела Софья Колесникова, старший преподаватель МФТИ, автор ряда пособий по подготовке к экзамену. В небольшой аудитории собралось столько учителей, что пришлось переносить лекцию в один из актовых залов лицея. ЕГЭ — гвоздь программы? Понять можно, но жаль, ведь столько кругом интересного!
Вот, например, в это же время, вдали от шумного актового зала, в небольшой аудитории происходила презентация сайта GEOMETRY.RU. Надо сказать, что специализированный ресурс по геометрии, где собраны несколько тысяч задач, привлек внимание большого числа педагогов. Геометрия — это наша боль, это то, что мы можем потерять в погоне за высокими результатами ЕГЭ. Задачи на этом сайте делятся по уровню сложности — от 0 до 42. Причем «нулевые» самые слабые — «на тройку в сильном классе», как выразился Виталий Арнольд, заместитель директора Московского центра непрерывного математического образования (http://www.mccme.ru/). «Это сайт для людей, интересующихся геометрией, — объяснял Виталий Дмитриевич, — здесь сложно найти дидактический материал к уроку № 8, зато можно отыскать интереснейшие задачи, которые пятнадцать лет собирал Р. Гордин, учитель московской школы № 57. Собственно, его усилиями эта база и пополняется. А еще, прибавлю, здесь будет собран архив сайта геометрических задач (http://problems.ru/), статьи из журнала «Квант» (http://www.kvant.info/), а также — в перспективе, редчайшие материалы по математике. Например, «Вестник опытной физики», издававшийся с 1886 года по 1918-й, или «Новая геометрия треугольника» Ефимова. Единственное условие — этот сайт требует некоторой технической подготовки, — предупредил Виталий Дмитриевич. — Нужно будет поставить плагин для чтения в формате DJVU (http://djvu-inf.narod.ru/) и Adobe Reader для формата PDF (http://www.adobe.com/ru/). Прошу вас, не ленитесь, это вам пригодится».
А параллельно в Большом зале шел разговор о преподавании нового раздела школьной математики — вероятностно-статистического. Москва в числе первых регионов уже в 2004 году начала решать эту методическую проблему, нарабатывать опыт: издано учебное пособие, в учебный план добавлен 1 ч. Делаются первые попытки включить задачи этого раздела в экзамен за основную школу. В общем, есть, что обсудить. Проблема не из простеньких. С учителями беседовали Иван Ященко, проректор Московского института открытого образования, и Иван Высоцкий, учитель школы № 887.
Следующим ключевым пунктом для большинства педагогов стала лекция «ЕГЭ по математике: электронная подготовка», которую проводил Андрей Семенов, доцент кафедры математики МИОО. Он рассказывал о московском опыте проведения дистанционных курсов по подготовке к ЕГЭ, причем как для школьников, так и для учителей. «Работа всей системы дистанционных курсов продумана: ученики входят по своему паролю и логину на сайт, учителя проверяют их работу, пользуясь своим доступом», — объяснял Андрей Викторович. К сожалению, педагоги из регионов воспользоваться этими программами не могут. Московским учителям будет полезен сайт кафедры математики МИОО (http://www.math.mioo.ru/), где выложена вся информация по курсам повышения квалификации и дистанционной подготовке.
В соседней аудитории шла презентация первого интерактивного кабинета математики. Программа «Школьный калькулятор», осуществляемая компанией «Касио» (http://casio.ru/) и фирмой «Сервис плюс интеграция» (http://www.spint.ru/), вызвала большой интерес у педагогов. «Калькулятор снимает с ученика груз монотонных вычислений, – рассказывал Игорь Вострокнутов, член редакционного совета журнала "Компьютерные программы и инновации". — И если вы раньше могли сделать с учениками от силы три задачи, например, на построение сложных графиков, то с ним можете выполнить семь-восемь». По словам Александра Грудзинского, начальника отдела образовательных программ компании «Касио», их фирма уже предлагает учебный набор из 15 графических или научных калькуляторов плюс интерактивная доска по цене около 300 тысяч рублей. «Кажется, что это большие деньги, — говорит он. — Но подобный кабинет физики, да еще без доски, стоит порядка полумиллиона. К нашему набору прилагаются диски с программами. Они, кстати, могут работать и на других интерактивных досках». Конечно, программа «Школьный калькулятор» только развивается. Этой весной в московской школе № 1009 будет создан первый интерактивный математический класс. Все справки по методической части программы учителя могут получить по телефону 589-45-18 (Наталья Никитина) или на сайте «Касио» (http://casio.ru/).
Материалы сайта www.etudes.ru знакомы читателям газеты, а завсегдатаям Марафона знаком и его автор Николай Андреев, научный сотрудник Математического института РАН им. В.А. Стеклова. На этот раз он представил слушателям и зрителям новый, неожиданный фильм о связи математики и шарнирных механизмов. Фильм вызвал большой интерес; Николай Николаевич обещал рассказать об этом и на страницах газеты. Будем ждать.
Тем временем шла презентация новых электронных пособий по математике. Сергей Поздняков, главный редактор журнала «Компьютерные инструменты в образовании» (http://ipo.spb.ru/), демонстрировал подборку исследовательских статей и вариантов задач для учеников. Для тех, кому не посчастливилось оказаться на Марафоне, будет полезен сайт http://ipo.spb.ru/wiki21, где выложена часть подборки. С Сергеем Николаевичем можно списаться по адресу pozdnkov@mail.ru.
«Исследовательская работа школьников по математике» — это тема лекции Аркадия Скопенкова, профессора МГУ им. М.В. Ломоносова. Не так много существует математических тем и задач, которые бы были понятны школьникам и представляли научный интерес, но они есть. О некоторых из них и услышали собравшиеся в этой аудитории учителя.
Фундамент и самостоятельной научной работы, и просто успешной сдачи экзаменов закладывается еще в начальной школе. «Что знают и умеют выпускники начальной школы» — тема лекции заведующей лабораторией педагогической диагностики Центра начального образования ИСМО РАО Оксаны Рыдзе. Это продолжение разговора, начатого еще на прошлом марафоне. Она поделилась с учителями, которые собираются в следующем учебном году взять 5-й класс, результатами мониторинга математической подготовки четвероклассников. Изменений в начальной школе много, и учителю математики надо быть готовым к встрече с новыми учениками.
Завершала День учителя математики интереснейшая лекция «Актуальные вопросы подготовки к ЕГЭ по математике». Ее проводило издательство «Эксмо» (http://www.education.eksmo.ru/). Игорь Сергеев, сотрудник Федерального института педагогических измерений (http://www.fipi.ru/), говорил о самой сложной части ЕГЭ — заданиях из блока С. «При работе над заданиями из этой части ученику нужно учесть три момента, — рассказывал он. — Все задания не выходят за рамки школьной программы, ее необходимо тщательно изучать. Затем возникает второй момент — надо иметь запас прочности, то есть знать программу чуть глубже. И третье, самое сложное, — надо понять, как именно решать. На кого ориентироваться при написании решения, как вы думаете? На того, кто равен тебе, кто умнее, или кто глупее?» Педагоги, не задумываясь, хором ответили: «Кто глупее». «Именно, — подчеркнул Игорь Николаевич. — Парадокс в том, что ученик должен разжевывать задачу экзаменатору так, как будто тот по уровню не выше пятиклассника. Только в этом случае есть шанс, что за выполнение задания он получит свои баллы». Сергеев коснулся болезненной темы; не секрет, что как раз за задания части С чаще всего срезаются баллы, причем, по мнению педагогов, за сущие пустяки: описки, негрубые ошибки или пропущенные ходы доказательства. «Отыскать рабочие задания части С вместе с их историей: где, когда, кем они давались, невероятно сложно, — завершал лекцию Игорь Николаевич. — Я собирал их буквально по крупицам, и в конце весны в издательстве «Экзамен» (http://www.examen.biz/) выйдет моя книжка "ЕГЭ по математике: все о части С"». Зал зашумел: учителя переспрашивали друг друга, записывали название, тянули руки, чтобы спросить лектора.
День получился насыщенным.
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||||
11:00 – 12:15 |
| |||||
12:30 – 13:45 |
| |||||
14:00 – 15:15 |
| |||||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |