12 апреля 2007 г.
День школьного и детского библиотекаря Программа дня
Репортаж
Не соглашаясь с привычными определениями информатизации как процесса, обеспечивающего интенсификацию обучения, ведущие заявили, что суть информатизации, на их взгляд, куда глубже. И предложили участникам «круглого стола» задуматься над другой проблемой: когда информатизация превращает учителя и библиотекаря из человека, «выдающего» знания школьнику, в организатора самообразования ученика.
О том, как будет выглядеть школа и школьная библиотека после массового оснащения техникой, думать надо уже сейчас.
«Когда техника появится, – напомнила Ольга Громова, – ее надо будет осваивать, и на обдумывание ситуации уже не останется времени. Есть риск, что все покатится по привычной колее, а компьютер останется только пишущей машинкой или книгой на экране».
О том, как может интернет помочь школьному библиотекарю, рассказала сотрудница газеты «Книжное обозрение» Ксения Молдавская на лекции «Детская литература в блогах интернета: новый жанр современной жизни». «Интернет – наш союзник, с ним надо дружить, сделать своим помощником, а не считать врагом библиотеки и обучения», – сказала Молдавская и пригласила библиотекарей в те сообщества Живого Журнала , которые обсуждают проблемы детской литературы – detskie_knigi и kidpix , а также на форум сайта BiblioГИД . Блиц-опрос показал, что многие участники марафона уже вполне обжились в интернете, другие пока робеют.
«Если вам что-то непонятно, – посоветовала Молдавская, – спросите у своих учеников. Они будут в восторге от вашего вопроса и с радостью все объяснят!»
Профессор Юлия Мелентьева, заведующая отделом научного центра исследований истории книжной культуры РАН, выступила с докладом «Читатель ХХI века: первые итоги социологического исследования, проводимого Академией наук». После доклада она вручила благодарственные письма методистам и библиотекарям Москвы и области, чья помощь и энтузиазм сделали возможным такое масштабное исследование.
И какой же он, читатель ХХI века? Все давно привыкли к сетованиям, что современная молодежь не читает или читает, но мало, или не то и не так…
Профессионалы, исследующие эту проблему, высказываются осторожнее: у детей меняется модель чтения, они больше читают с экрана компьютера, слушают звучащую книгу.
В целом же ситуация с подростковым чтением куда сложнее и неоднозначнее. Исследование Академии наук охватило 17 тысяч школьников с 8 по 11 классы из разных регионов страны. Подробный анализ полученных результатов еще впереди, но самые свежие статистические данные руководитель проекта Юлия Мелентьева доложила марафонцам.
Главный вывод: наши дети читают. На вопрос, что они предпочитают делать в свободное время, ответ «читать» дали 40% школьников. «Общаться с компьютером» – 48%. Больше, конечно, но не намного. Собственная библиотека или хотя бы книжная полка есть, оказывается, у 84% подростков. Интересуются книжными новинками 60% школьников.
В литературные предпочтения с большим отрывом вышла вперед современная российская литература: ее назвали 40% подростков. Но ответы на вопрос, какие литературные жанры особенно любимы, выявили нерадостную картину: приключения – 36%, мистика и ужасы – 36%, фэнтези – 33%, любовные романы – 25%, исторические романы – 15%, мемуары и биографии – 6%.
В Малом зале шел разговор о современной литературе для детей и подростков «От апреля до апреля: ежегодный обзор». В этом году завершился первый сезон Национальной премии по детской литературе «Заветная мечта». Победителем стал Фред Адра с мудрой сказкой «Лис Улисс». Вторую премию получил роман о жизни современных старшеклассников – «Класс коррекции» петербургского психолога Екатерины Мурашовой. Третья премия досталась Николаю Назаркину за повесть «Изумрудная рыбка», рассказывающую о жизни детей-инвалидов. Литературоведы и критики считают, что премия открыла новых интересных писателей, книги которых обязательно надо порекомендовать прочесть школьникам.
В Голубой гостиной издательство «Просвещение» провело две интересные презентации – «Серия научно-познавательной литературы «Твой кругозор» и «Учебники издательства «Просвещение» в новом перечне 2007–2008 годов».
Елена Иваницкая
Уважаемые коллеги!
С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.
Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.
Берегите себя и своих близких!
Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru
Программа дня
Время | Мероприятие | |||
---|---|---|---|---|
09:00 – 10:30 | Начало регистрации | |||
10:00 – 10:45 | Открытие дня | |||
11:00 – 12:15 |
| |||
12:30 – 13:45 |
| |||
14:00 – 15:15 |
| |||
15:15 – 16:30 | Закрытие дня |