Рейтинг@Mail.ru

5 апреля 2007 г.

День учителя физики  Программа дня

Репортаж

«Воспитание складывается из каждой секунды общения с ребенком, – сказала Надежда Щуркова. – И важны не только слова, которые произносит педагог, но и движения. Одним жестом можно привлечь внимание класса или, наоборот, сделать так, что дети замкнутся, перестанут слушать».

Шесть часов каждый день проводит школьник в стенах учебного заведения. Учителя часто требуют от учеников, чтобы они «забыли о жизни» на это время. Не смотрели в окно, не думали о постороннем. Результат, как правило, неутешителен. Может, лучше сделать так, чтобы школьники проживали и физику, и математику, и литературу? Другими словами, сделать объектом урока саму жизнь.

«Сейчас много рассуждают о том, что ученикам на уроке необходима деятельность, – подытожила Елена Баранова. – Но большинство учителей формулируют эту задачу так: прочитать, выписать, на худой конец выучить. Но никак не знать или уметь. А нужно именно это. Не формально выполненное упражнение, а понимание, навык. Тогда ключевыми словами в формулировке цели урока становятся умение, осознание, отношение».

Дети теперь другие, нравится нам это или нет. Они тоньше реагируют, плохо воспринимают преподавательские шаблоны. Им требуется иная, свободная форма проведения урока. Эту мысль подхватила и доктор педагогических наук Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства Галина Степанова, хотя тема ее лекции – «Подготовка к ЕГЭ на основе традиционного задачника», казалось бы, далека от личностного развития учащихся.

«Традиционная схема экзамена по физике изжила себя, – заявила Степанова. – Пора переходить к новым формам работы. Мы понимаем, что ЕГЭ необходим. Хотя бы потому, что предъявляет совершенно другие требования к ученику, более отвечающие реальности».

ЕГЭ требует от ученика высокой мобильности, способности переключаться, умения концентрироваться и соблюдать инструкции. Эти качества можно и нужно тренировать в школе, при этом совершенно не обязательно пользоваться специальными пособиями. Чтобы справиться с ЕГЭ, достаточно и существующих задачников.

«Научите детей простым правилам: начинай с легкого, пропускай то, что не можешь сделать сразу, – посоветовала коллегам Галина Степанова. – Помогите им доверять самим себе, не сомневаться в выбранном варианте ответа».

Весь день в Паркетном зале блистали физики-практики. Каких только изобретений, опытов и экспериментов не предлагали они посетителям марафона. Действующая модель Карлсона, возможность заглянуть в бесконечность и даже узнать, какого цвета зеленка. «Вернусь домой, обязательно своим покажу», – делились впечатлениями молодые учителя.

После практиков Паркетный зал отдали на откуп лирикам. Перед собравшимися выступил Театр занимательной науки (ТЗН). Учитель Сергей Кириллов из Люберец продемонстрировал свою методику увлекательного преподавания физики. Школьный театр под его руководством ставит научные эксперименты, потому что одним из главных девизов ТЗН стала фраза Эйнштейна: «Где только возможно, учение должно стать переживанием». Так и вышло. Когда выступление закончилось, Кириллова и его помощников зал забросал вопросами. Чаще всего звучало: «Когда к вам можно приехать и посмотреть другие спектакли?»

Полина Филиппова

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15

Ведущие: МИЛЮКОВА Н. Ю., ГОУ СПО СК № 12, СВАО, газета «Физика»; КОРНЕВИЧ М. Л., ОНМЦ ВАО

Воспитательный потенциал урока: пять способов владения личностью учеников

ЩУРКОВА Н. Е., д.п.н., проф. МПГУ;
БАРАНОВА Е. Ф., к.п.н., педколледж № 15


Выставка «Новые средства обучения. Портфолио»

Ведущие: КОВАЛЕВА С. Я., к.п.н., лауреат Премии Президента, газета «Физика», СОШ № 4, г. Наро-Фоминск, Московская обл.; ВАСИЛЬЕВА И. В., ОНМЦ САО

Доклады:

  • Новые технологии в образовании: электронные датчики

    ГОЛОВИН П. П., народный учитель СССР, к.п.н., пос. Ишеевка, Ульяновская обл.


  • Физический фейерверк (Лаборатория НИИЧаВо)

    КИРИЛЛОВ С. Н., лауреат Премии Президента, ЦО № 1830, ЮВАО


  • Мини-проекты школьников

    КОВАЛЕВА С. Я., к.п.н., лауреат Премии Президента, газета «Физика», СОШ № 4, г. Наро-Фоминск, Московская обл.;
    ЧОПОРОВА Ж. В., лауреат Премии Президента, СОШ № 1951, САО


  • Музей увлекательной науки «Феномен»

    ЛОВЯГИН С. А., руководитель кафедры STEM-образования Хорошколы, руководитель ОП магистратуры МГПУ «Обучение физике и STEM-образование» кандидат наук, заслуженный учитель России


  • Применение герконов в простейших автоматических устройствах

    ЛОГИНОВ Л. А., учитель физики ЦО №109 г. Москвы


  • Пропедевтика исследовательской работы: проекты школьников на основе исторических опытов

    ЛУЩЕКИНА О. Б., лауреат Премии Президента, СОШ № 307, СВАО


  • Оборудование L-микро

    ХОМЕНКО С. В., к.ф.-м.н.;
    ПОВАЛЯЕВ О. А., генеральный директор ООО «Научные развлечения», Лауреат премии Правительства России в области образования, к.т.н.


  • Спасательное средство "Волна"

    Проект представляют ученики 11-го класса Франко Игорь, Соколовский Антон

    УСТЮГИНА Г. П., учитель физики


Издательство «Просвещение»

Новые горизонты и перспективы переработанного и обновленного УМК «Классический курс» авторов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева и др.

ПАРФЕНТЬЕВА Н. А., канд. физ.-мат. наук, проф. каф. физики МГСУ, учитель физ. шк. № 263, г. Москва


Издательство «Дрофа»

Учебно-методические комплекты профильного и базового уровней для старшей школы

ПУРЫШЕВА Н. С., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Теории и методики обучения физики им. А.В Пёрышкина» МПГУ, автор УМК «Физика»;
КАСЬЯНОВ В. А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.


Ведущие: ВОРОНОВА И. Д., к.ф.-м.н., газета «Физика»; ХЛАМОВА И. В., ОНМЦ ЗАО; КУТКО И. П., методист

Мой брат - волшебник

Руководитель Туркина Г.Ф.

Куракин Александр, ученик 9-го кл. ГОУ ЦО "Технология обучения"


Школьный медиацентр

Презентация дист. курса "Школьная физическая компьютерная лаборатория"

ПИГАЛИЦЫН Л. В., 6-кратный соросовский учитель, МОУ СОШ №2, г. Дзержинск, Нижегородская обл.


12:30 – 13:45
Награждение лучших учителей г. Москвы

ЗИНКОВСКИЙ В. И., к.п.н., зав. кафедрой физики МИОО


Подготовка к ЕГЭ на основе традиционного задачника

СТЕПАНОВА Г. Н., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор УМК по физике для 7–11 классов


Издательство «Просвещение»

Что такое учебник фиксированного формата по физике?

КАБАРДИН О. Ф., к.ф.-м.н., д.п.н., главный научный сотрудник центра экспериментальной психодидактики РАО;
БОГДАНОВ К. Ю., к.ф.-м.н., д.биол.н., заместитель директора школы № 1326 г. Москвы


Эволюция Вселенной

КАСЬЯНОВ В. А., профессор кафедры общей физики и ядерного синтеза Московского энергетического института, автор УМК по физике для 10–11 кл.


Живая астрономия: эпиграфы, заставки и музыкальное сопровождение ко всем урокам астрономии

ЧОПОРОВА Ж. В., лауреат Премии Президента, СОШ № 1951, САО


Круглый стол

«Горячие точки» нашего образования

ОРЛОВ В. А., к.пед.н., профессор, зав. лабораторией дидактики физики ИСМО РАО (Москва), член рабочей группы ЕГЭ;
НИКИФОРОВ Г. Г., с.н.с. Центра естественнонаучного образования Института стратегии развития образования РАО, к.п.н.;
ДЕМИДОВА М. Ю., д.п.н., профессор МГПУ, руководитель центра педагогических измерений ФИПИ


14:00 – 15:15
Формирование компетентностных подходов

СТЕПАНОВА Г. Н., д.п.н., профессор кафедры физико-математического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, автор УМК по физике для 7–11 классов


Мастер-класс

Ведущий: ТРЕТЬЯКОВА С. В., к.п.н., ОНМЦ ЮАО

13:15–14:10

Театр физической науки: от идеи к реализации

КИРИЛЛОВ С. Н., лауреат Премии Президента, ЦО № 1830, ЮВАО;
ГАЙДУК Ю. А., Ильинская СОШ, Московская обл.


14:15–15:15

Модульная технология: старые уроки по-новому

ТАЛЫШЕВ В. В., СОШ № 1360, ВАО


Издательство «Илекса»

Как обучить физике за 2 часа в неделю?

ГЕНДЕНШТЕЙН Л. Э., к.ф.-м.н., автор завершенных линий по физике для основной и старшей школы;
КИРИК Л. А., преподаватель физики, отличник образования СССР, автор задачников, дидактических и методических материалов по физике


Памяти В.И. Елькина, заслуженного учителя РФ, лауреата Премии Президента

Презентации его учеников к урокам астрономии


От чего зависит погода?

ЛУЧКОВ Б. И., проф. к.ф.-м.н., МИФИ


15:15 – 16:30

Закрытие дня