Рейтинг@Mail.ru

15 марта 2007 г.

День учителя начальной школы (день 2-й)  Программа дня

Репортаж

Двадцать лет назад абсолютное большинство детей посещали детский сад, там и проходили предшкольную подготовку. Сегодня в среднем по России в детских садах 40% малышей, а в некоторых регионах – не больше 20%. Учителя жалуются: в первый класс приходят слишком разные дети – они сильно различаются по возрасту и подготовке. Родители тоже жалуются. Они уже столкнулись с отказами. Им строго говорят: берем только тех детей, которых готовили сами. Что делать? Марьяна Безруких видит выход в системной, комплексной подготовке к школе в форме групп временного пребывания. Так работает вот уже 10 лет студия «Радуга». В какую бы школу потом ни поступали ее маленькие выпускники, по каким бы программам ни обучались, прекрасно справляются со всем.

Задачу подготовки к школе зачастую понимают совершенно неправильно: как натаскивание на чтение, письмо и счет. Но главное в подготовке к школе – другое. Сформировать механизмы организации деятельности, поддержать мотивацию. И все это строго в соответствии с возрастными особенностями пяти-шестилетнего ребенка. Он способен работать не больше двадцати минут. Занятия должны проходить только в игровой форме, в день не более двух занятий. В неделю не более трех дней. В группе не меньше семи детей, не больше двенадцати. Тогда малышу интересно и легко. Тогда он придет в школу без страха и с желанием учиться.

В предшкольной подготовке неразрывно несколько направлений.

  1. Социальное развитие ребенка – обучение коммуникации со сверстниками, умению работать в коллективе.
  2. Личностное развитие – укрепление и поддержка позитивной самооценки, так как у ребенка с пониженной самооценкой отсутствует мотивация к обучению.
  3. Эмоциональное развитие – работа в радости, ведь ребенку похвала необходима, как витамин организму.
  4. Творческое развитие – возможность проявить себя творчески: лепить, сочинять, придумывать игры.
  5. Когнитивное (интеллектуальное) развитие – это не только приобретение суммы знаний, это развитие речи, памяти и внимания, развитие моторик и зрительно-пространственного восприятия, умение попросить помощи, умение заметить ошибку и самостоятельно исправить ее.

«Кто-нибудь может объяснить, – обратилась Марьяна Михайловна к залу, – почему мы снижаем оценку за исправленную ошибку?»

«Исправление ошибок» было в центре внимания мастер-класса «Игровые способы преодоления ошибок на примере русского языка и математики», проведенного специалистами Центра детской нейропсихологии Александрой Соболевой и Светланой Курдюмовой.

«Первый враг для правописания – безотрывное письмо и скорочтение, – заявила Александра Соболева. – Тут вечный спор психологов с методистами. Не менее опасный враг – ругать ребенка, торопить, дергать и ставить ярлык: «врожденная безграмотность». Ребенка нужно научить слушать, дифференцировать звуки, различать буквы на письме. Взрослые зачастую и не догадываются, что ошибка произошла вовсе не от лени и незнания правил, а только оттого, что ребенок плохо видит и слышит разницу между отчасти сходными буквами. Помочь ребенку могут простые игры: сложить букву из деталей, прочитать «зашифрованные» слова, где не все буквы до конца прописаны, написать букву пальцем на ладошке и многое-многое другое.

Надежда Малышева, преподаватель технологии ГОУ № 1626, провела мастер-класс «От замысла к материалу». Познакомила марафонцев с изданным «Дрофой» комплектом учебных материалов «Своими руками».

Интересные комплекты учебно-развивающих пособий были щедро представлены и другими издательствами: «Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать» издательства «РОСТкнига», «Перспектива» и «Преемственность» издательства «Просвещение», «Наглядная геометрия» издательства «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА».

Алексей Воронцов, председатель правления Международной ассоциации «Развивающее обученеи», доказывал необходимость отмены оценок и полной перемены всего образовательного процесса в рамках проекта «Портфолио»: «Для чего мы проводим контрольную работу? Мы и так знаем, кто как напишет. Значит, это формальность и потеря времени. Нужно совсем другое: найти, в чем трудности именно этого ребенка, и помочь ему. Ребенок хочет узнать, как устроена игрушка, для этого ему приходится ее сломать. А разве в школе что-нибудь сломаешь?»

Так что же такое «портфолио»? «Это не форма, а инструмент, – объяснил Алексей Воронцов. – То, что ребенок лично сделал и считает важным для себя. Это не сочинения, рисунки и грамоты в специальной папке. Это наглядный путь достижений ребенка, проделанный им самим».

На круглом столе «Начальная школа сегодня: вопросы и ответы», проведенном Тамарой Кругловой, заведующей методической лабораторией начального образования МИОО, тоже обсуждалась проблема оценок. Просто нескончаемые споры. Большинство педагогов, психологов, врачей считают, что начальную школу надо бы вообще освободить от оценок. Но никто не знает, как без них обойтись в реальной жизни.

Елена Иваницкая

Уважаемые коллеги!

С сожалением сообщаем, что в связи с ограничениями на проведение массовых мероприятий мы вынуждены отложить проведение Педагогического Марафона до прояснения эпидемиологической ситуации.

Информация о новых датах Марафона будет опубликована дополнительно.

Берегите себя и своих близких!

Оргкомитет Педагогического Марафона
Телефон: +7 (495) 637-82-73 доб. 261
Эл. адрес: marafon@1sept.ru

Программа дня

ВремяМероприятие
09:00 – 10:30

Начало регистрации

10:00 – 10:45

Открытие дня

11:00 – 12:15
Готовность к обучению в школе. Проблемы подготовки и трудности в обучении

БЕЗРУКИХ М. М., д.биол.н., академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАН


Мониторинг ключевых компетентностей выпускника начальной школы в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

участвуют авторы и разработчики системы

ВОРОНЦОВ А. Б., к.п.н., ген. директор Открытого института «Развивающее образование»;
ЗАСЛАВСКИЙ В. М.;
НЕЖНОВ П. Г.;
НОВЛЯНСКАЯ З. Н., к.псих.н., автор учебника «Литературное чтение» (система «Сферы»), филолог, поэт, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО, автор более 200 публикаций по литературному образованию, психологии и педагогике искусства, по проблемам диагностики художественного развития детей;
ЧУДИНОВА Е. Б.


Издательство «Просвещение»

Комплект «Перспектива». Возможность интеграции содержания различных предметов начального образования

БЕЛЯНКОВА Н. М., к.п.н., доцент, дир. научно-методич. центра ГОУ ВПО «Арзамасский ГПИ им. А.П. Гайдара»


Издательство «Дрофа»

От замысла к материалу, от материала к технологическому проекту

МАЛЫШЕВА Н. А., автор УМК «Технология. 1–4 кл.», преподаватель технологии ГОУ № 1626 (г. Мос­ква)


Издательство «СМИО Пресс»

Использование разноуровневых работ и дидактических материалов на уроках русского языка (из опыта работы)

ПОЛНИКОВА М. Ю., учитель высшей категории, заслуженный учитель России, Санкт-Петербургский лицей 369


12:30 – 13:45
«Портфолио» как форма накопительной оценки младшего школьника

ВОРОНЦОВ А. Б., к.п.н., ген. директор Открытого института «Развивающее образование»


Игровые способы преодоления ошибок на примере русского языка и математики

КОНДРАТЬЕВА Н. Н., к.п.н., филолог;
КУРДЮКОВА С. В., зам. директора Научно исследовательного Центра детской нейропсихологии им. А.Р.Лурия, практикующий нейропсихолог, автор методических пособий «Развиваем внимание с нейропсихологом», «Изучаем пространство в нейропсихологом» и др.;
СОБОЛЕВА Е. А., директор Центра нейролингвистики


Издательство «Просвещение»

Состав и содержание комплекта «Преемственность » по подготовке детей к школе

ФЕДОСОВА Н. А., руководитель авторского коллектива ПМК «Преемственность»


Издательство «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА»

Наглядная геометрия как необходимая составляющая обучения математике в начальной школе

ШАДРИНА И. В., к.п.н., доцент кафедры математики и методики ее преподавания в начальной школе МПГУ


Издательство «РОСТкнига»

О комплексе учебно-развивающих пособий для младших школьников «Юным умникам и умницам. Учитесь грамотно писать».

КОРЕПАНОВА М. Н., учитель высшей категории гимназии № 1786 САО г. Москвы


О курсе «Речь. Школа развития речи» для младших школьников.

СОКОЛОВА Т. Н., заслуженный учитель РФ, прогимназия № 1758 СВАО г. Москвы


14:00 – 15:15
Начальная школа сегодня: вопросы и ответы

КРУГЛОВА Т. А., зав. лабораторией педагогики и методики начального образования МИОО


Презентация в программе POWER POINT — как это сделать

МИХЕЙКИНА Н. К., учитель начальных классов школы «Самсон», г. Москва


Издательство «РОСТкнига»

О курсе «Развитие познавательных способностей в начальной школе»

ХОЛОДОВА О. А., учитель высшей категории


Встреча с автором веселых учебников по русскому языку, членом Союза писателей России Татьяной Рик

"Игрослов" – "Веселая аРИФМетика"

Встреча с лауреатом III Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества "Алые паруса" (2006) Сергеем Белорусцем


15:15 – 16:30

Закрытие дня